Семьдесят лет назад – 29 января 1949 года, убедившись в невозможности создания морского порта в акватории Обской губы, Центральный Комитет ВКПБ принимает решение построить железную дорогу от Чума через Салехард и Надым до Игарки. И развивать там выход к Северным морям. Так началась стройка № 503.
«Это великая стройка была. Здесь построено в тяжелейших условиях, тем более стройка шла непрерывно, без остановки на зиму. Построены титанические сооружения», - говорит Сергей Чечулин, директор департамента экспедиционной деятельности РГО, руководитель Трансполярной экспедиции.
Работа продолжалась почти 4 года. Северную магистраль возводили силами заключенных и вольнонаемных. К дате закрытия на всем протяжении проекта насыпь была готова к рельсовой укладке, а на отдельных участках поезда уже ходили по расписанию. По мнению экспертов если бы работа не прекратилась и дорогу доделали, то освоение нефтегазовых богатств севера, стране обошлось бы гораздо дешевле.
Два закопченных паровоза и несколько трофейных теплушек, среди заснеженной тундры, как немые свидетели истории. Это станция Седельниково и разъезд Долгий. В 1953 году, когда было принято Постановление о закрытии 503 стройки, лагеря стремительно ликвидировались. Большинство имущества просто уничтожалось, незначительная часть была вывезена, но большая часть брошена здесь на произвол судьбы. Теперь это памятник и охраняется государством.
По координатам так и не состоявшейся Трансполярной магистрали прошла экспедиция Русского географического общества. В комплексную задачу группы входила ревизия сохранившихся материальных свидетельств недостроенной дороги, разведка проходимости местности.
«Пройти маршрут и поставить барьерные точки, посмотреть рельеф, уклоны местности, реки, переправы, леса, открытые местности. Ну и, конечно, участки легендарной 503 стройки, которая у нас так и осталась не завершенной», - рассказал Андрей Умников, руководитель ямальского отделения Российского Центра освоения Арктики.
Колонна машин выдвинулась из поселка Уренгой на Ямале по бездорожью до Красноярского края. 1200 километров преодоления. На борту многотонной техники опытные путешественники, топографы, инженеры. У каждого на марше своя задача. День за днем через двухметровый снег, рельефный ландшафт и весенние забереги на таежных реках.
Техника не выдерживала, но люди, характер, и находчивость специалистов обеспечили динамичное продвижение по Ямальской тундре.
Трансполярный маршрут к богатствам Дальнего Востока имеет солидную историю. Еще в начале 17 века русские купцы и первопроходцы здесь держали путь до Мангазеи по реке Таз. Потом лодки перетаскивали волоком до берегов Турухана.
«Здесь проходил Семен Дежнев, братья Лаптевы и Хабаров. Проходил по этому месту, где мы с вами стоим, возможно, где-то тут у них стоянка была. Поэтому прикоснуться к истории нашей России. Это много стоит», - сообщил Павел Кочкарёв, директор Центральносибирского заповедника, участник экспедиции.
Команда выполнила первый этап. За разведкой уже осенью пойдет большая группа для детального изучения территории. От Оби до Енисея, по инженерным картам 503 стройки были обнаружены километры сохранившейся насыпи, сотни столбов старой телефонной линии, рельсы, семафоры, брошенные паровозы и прилично сохранившиеся опоры мостов через реки.