Цитата: AndreyK-AV от 29.11.2022 12:39:13Я то как раз о причинно - следственных связях.
Вы себе очень льстите.
Цитата: AndreyK-AV от 29.11.2022 12:39:13И я не обсуждаю здесь, нужно было или нет введение рыночной экономике в целом, а именно о том как она была введена по отношению к образованию и последствия этого.
Нет вы сейчас серьезно выдвигаете тезис - что рыночные реформы проводили, что бы разрушить образование? Или у вас проблемы с формулированием своих мыслей?
Не могли бы как то развернуть тезис о том, что отношение рыночной экономики к образованию было каким то особым? И было более особым, чем например к спецслужбам или армии или медикам или милиции?
Все государственные институты, абсолютно все институты, которые содержались из бюджета государства - пострадали.
Если вы имея личное или семейное отношение к системе образования получили некоторую условно говоря, психологическую травму, вам кажется что 90-ые были исключительно против образования - то это ваши личные тараканы.
Я с не меньшим успехом могу утверждать, что рыночные реформы были направлены на разрушение спецслужб, армии и милиции.
Но это конспирология в чистом виде. на самом деле - это проявилась глупость и некомпетентность лиц принимающих решения, которые в СССР многие годы проходили "отрицательный" отбор по партийной линии.
Единственное что действительно сознательно было безжалостно вырезано из системы образования в рамках перехода к новой экономической и социальной формации - это детские и молодежные коммунистические организации (октябрята, пионерия и комсомол). И здесь действительно выплеснули с водой ребенка. Но и тут не все так однозначно.
На излете союза - сами организации в бОльшей степени выродились и проросли формализмом и показухой и на самом деле уже неочевидно чего больше они приносили - пользы или вреда, и уж точно их влияние на образовательный процесс последние годы СССР - стремилось к 0.
Цитата: AndreyK-AV от 29.11.2022 12:39:13То что к 2000-году страна была на грани распада и с разрушенной экономикой, это говорит об том как дикий капитализм сработал в целом,
и то что народное образование тогда не упало, это есть фундамент заложенный ещё при СССР, оно не уничтожилось даже при Ливанове, который дабы исключить из образования советское наследие хотел убрать из школы всех старше 45 лет, но невозможно-с, школы пришлось бы закрывать.
Ну в целом спорить конечно не буду - в к 2000 году действительно была на грани распада. Но речь именно о стране. Система образования была на грани разрушения - как
государственный институт, как и все остальные государственные институты. И что?
Причем здесь связь между образованием и рыночными реформами? У меня вот в 98 году в областном центре был двухнедельный блекаут - мне что теперь можно утверждать что рыночные реформы проводили для разрушения энергосистемы?
Цитата: AndreyK-AV от 29.11.2022 12:39:13Про приоритеты, вы разрушительно не правы, если образование упадет до уровня гей-Европы или США, то исчезнет вся перечисленная Вами безопасность, а будет по Олбрайт 15 или 60 миллионов на трубе и хватит.
Не могли бы вы этот тезис обосновать?
Вот в 90-м году по вашим словам в стране было самое лучшее в мире образование - но стало "жрат нет" и страны не стало, несмотря на самое лучшее в мире образование.
А вот в 28/29 году в стране был вообще писец. Но как то Сталин не стал вкладывать все деньги в образование иждать пока обучатся новые инженеры, а взял и тупо купил заводы и заказал инженеров на западе и доучивал своих
по мере возможности. Понимаете - сначала промышленность группы А, энергетика и ВПК , потом сельское хозяйство. А потом все остальное. И никак иначе.
Цитата: AndreyK-AV от 29.11.2022 12:39:13Блин, какого падения? Если Вы про графики, то они просто не учитывают расширение и углубление народного образования, и резкое увеличение количество учителей.
того самого - когда в начале 60-ых в ВУЗы пришли точно такие же как к Миклухо в 13 году студенты, которые не могли решать задачки по арифметике, хотя уже должны были уметь интегрировать и дифференцировать.
тогда научное сообщество забило в набат и в 64 году были открыты первые ФМШ, что бы хоть как то компенсировать снижение общего уровня подготовки.
Расширение и углубление образования произошло уже не при Хрущеве, а при Брежневе - когда в течение 10 лет ввели всеобщее среднее образование. И тоже "хотели как лучше, а получилось как всегда" - возник дефицит учителей (внезапно да?) который привычно решили авралом и штурмовщиной объявив "комсомольский призыв" в ПедВУЗы.
Не знаю - может на БАМе и других всесоюзных стройках комсомольский призыв себя и оправдывал. Но в системе образования - за несколько лет Педагогические ВУЗы из крепких середняков стали приютом неудачников. Что кстати воплотилось в народной молве по "Ума нет - иди в пед".
Цитата: AndreyK-AV от 29.11.2022 12:39:13Система поиска талантов изменилась радикально, и ради её уничтожалось просто образование. Требование к массовому участию в олимпиадах это мейнстрим который и сегодня никуда не делся. Блин, когда на городской этап той же ВсОШ проходят люди набравшие меньше половины возможных балов на школьном этапе, а по ряду предметов и меньше четверти, это что? И да отбирает не школа, а та же программа на платформа Сириус. Это сумасшествие какое то...
Что в вашем понимании "изменилась радикально"? появился онлайн? Так это технический прогресс, а не радикальное отличие. Я пока не вижу разницы, кроме того что у родителей появилось чуть больше инструментов и информации о самих олимпиадах, а также последние годы навигатор доп образования - очень полезная штука . А так что я в 80-ых участвовал в олимпиадах по принципу - "завтра поедешь на городскую олимпиаду", что мой в прошлый понедельник в 9 утра получил вацапку, что в 10.30 у него олимпиада.
О каких требованиях к массовости вы говорите если в естественно-научных олимпиадах в 8-9 классах от школы участвует только мой сын, а в гуманитарных - никто?
И в чем проблема с отбором Сириуса? С первичным отбором платформа справляется вполне прилично. Если задачки Сириуса слишком сложные, но и на очной олимпиаде делать тем более нечего?
Другой вопрос что многие учителя не имеют желания/возможностей разбираться в новых инструментах - и им в целом абсолютно пофиг.
Что касается половины баллов - то воообще непонятна претензия - у нас на последней олимпиаде по математике первое место по городу занял ученик набрав 14 баллов из 35, мой сын занял 7 место набрав 2 балла, остальные участники вообще не решили ни одной задачи набрав 0. Все учителя признали - что задания были слишком сложные для 8-ых классов. ну так бывает. Сложность олимпиадных задач - очень субъективная оценка. Какое это имеет отношение к тому - что даже в таких условий отбор по способностям вполне работает?
Цель олимпиад не в том, что бы все набрали максимум балов - а что бы отделить тех кто натаскан на решение типовых задач, от тех кто действительно умеет думать нестандартно и может выйти за рамки шаблонного мышления.
Кстати еще раз обращаю ваше внимание и подчеркивую - всеобщая массовая школа, ни в СССР, ни в нынешней России -
не учит думать никого.Нет у нее таких задач, да и невозможно их решить в условиях массового группового обучения - это заведомо недостижимая утопия. Цитата: AndreyK-AV от 29.11.2022 12:39:13И блин, не надо про ТОП вузы, если было время когда за качественным высшим образованием не требовалось ехать в Москву в большинстве регионов, то ныне остались единичные регионы способные предоставить образование, а не отсидку в вузе ради диплома.
Это кстати и о приоритетах и о безопасности тоже...
Вообще не понял к чему пассаж?
Просто у ТОПовых ВУЗов тогда была возможность поднять проблему на уровень принятия решений и получить фонды на создание ФМШ.
то что большинство провинциальных ВУЗов превратилось в помойки - с этим не спорю.
но опять же это следствие культа ВО - появился спрос и рыночная экономика стала его удовлетворять в меру сил и возможностей.
Но если спрос есть, а способностей нет - то предложение начнет это учитывать - то есть снижать требования, пока они не начнут соответствовать низким способностям.
Ну так я по прежнему утверждаю - что зло не в самой рыночной экономике как таковой, а в отсутствии целеполагания и понимания задач и потребностей государства на уровне ЛПР.
Само по себе высшее образование вполне можно регулировать и плановыми, и рыночными методами.
проблема в том, что ЛПР - не обладают компетенциями, а экспертное сообщество оторвано от реальной жизни и потребностей государства и экономике.
Цитата: AndreyK-AV от 29.11.2022 12:39:13Платное народное образование это средневековье и уход в мракобесие.
Расскажите это Сталину. Будьте Ласка.
Цитата: AndreyK-AV от 29.11.2022 12:39:13А вот превращение вузов в места отсидки срока для получения диплома, это шизофрения.
И пмсм
если в ВУЗ-е если бюджет, то только бюджет, и да их необходимо сократить до количества способного обучить столько сколько заказало государство, т.е. выделило денег на бюджетное обучение. И да, отучился, отработай, или раз рынок, откупись но не для всех специальностей...
А платное вВУЗе, так только платное, и это уже дело абитуриента для чего ему диплом, и куда он пойдёт потом..
Ну в целом вы в итоге повторяете мой же тезис - или бесплатное, но с распределением, либо платное, но с кредитами и грантами?
Проблема в том, что нормально планировать и управлять в долгосрочной перспективе - можно только одним из способом. Условно говоря скоростью машины можно управлять либо тормозом, либо газом - но если жать одновременно на обе педали - результат движения - слабо предсказуем.
Цитата: AndreyK-AV от 29.11.2022 12:39:13Это именно миф.
Первое и главное отличие, это положение учителя - материальное, моральное, физическое и социальное.
вы руководствуетесь ложными тезисами и делаете ложные выводы.
принципиально положение учителя не изменилось.
Можно подискутировать о том уменьшилось ли уважение к учителю как к профессии - но это слабоизмеряемый показатель. А в целом были учителя которых любили и уважали во времена СССР, и остаются такие и сейчас, и были те, кого не в грош не ставили во времена СССР и не ставят сейчас.
основная проблема в том, что сейчас любые девиации из-за массового распространения видеокамер и соцсетей попадают в топ-контент и создают информационный фон, как будто это основной тренд, а во времена СССР - это тщательно скрывали. хотя и тогда и сейчас в большинстве случаев речь о единичных девиациях отдельных подростков.
Впрочем это касается не только системы образования, а вообще всего. Следование СССР принципу - "меньше знаешь лучше спишь"(с) - одно из немногих полезных явлений СССР. Хотя с другой стороны именно отсутствие иммунитета к шок-контенту, было одним из факторов развала союза во времена перестройки.
Цитата: AndreyK-AV от 29.11.2022 12:39:13Второе, это положение ученика и его родителей, которые порой диктуют школе что ей делать
А что на
системном уровне мешает школе диктовать родителям и ученикам что делать?
Все инструменты есть, пользоваться ими вполне можно. У меня бывший коллега по работе - отучился на психолога, и сейчас работает в школе социальным педагогом (или психологом) - я не очень понимаю в чем там разница. Но суть именно в разрешении конфликтов на уровне учитель - ученик - родитель. На уровне системы - все работает - и опека, и ИДН и все остальное.
Другой вопрос - что некоторые механизмы в первый раз сложно прокрутить до конца, потому что они безделия и равнодушия акторов процесса слегка заржавели. Но поскольку товарищ идейный, в школу пришел за опытом, а не за деньгами (и школа не единственный источник дохода, и даже не основной, что дает ему определенную свободу действий) - то приложив определенные усилия вполне добился от всех служб отдачи, и забрав из пары-тройки семей детей (ну там реальный треш воообще был) - еще и от родителей добился внимания и понимания по многим вопросам.
Ведь Макаренко понадобилось лишь один раз дать в торец лидеру своих учеников, что бы дальше можно было использовать трудовые и коллективные методы воспитания без использования физического воздействия на учеников. Но этот первый и единственный раз был фундаментов сего остального.
Так и здесь - человек один раз изъял из семьи ребенка - и уже все, любая "яжемать" вынуждена вести себя сообразно. Вплоть до кейсов - когда матери кодировались от синьки.
Поэтому да я опять же могу подискутировать на тему социальных изменений в обществе, общем равнодушии, атомизации общества. Но проблема как раз в этом и есть - система образования - фактически не изменилась со времен СССР, и в условиях изменившейся среды работает все менее и менее эффективно.
То есть вы запрягаете телегу впереди лошади - вам из вагона кажется что вы стоите, а столб движется мимо вас. А на самом деле вы то едете, а столб стоит.
То есть система образования - почти никак со времен СССР не изменилась, а вот общество и среда изменились довольно сильно.
Рожденный ползать - не мешайся на взлетной полосе.