Цитата
Сергей Рукшин, директор НИИ по работе с одаренными школьниками в области математики, информатики и естественных наук и технологий, профессор кафедры математического анализа РГПУ[/color][/url][/b][/color]
Чтобы вернуть достойный уровень преподавания математики в средней школе, необходимо поднять зарплату и социальный статус учителя, вернуть специалитет на педагогические специальности, оставить ЕГЭ только как вступительный и разобраться со школьными учебниками
На заседании Совета при Президенте по науке и образованию 8 февраля 2024 года состоялась оживленная дискуссия по проблемам преподавания математики в школах и университетах. В марте Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам этого заседания. В него вошло поручение «рассмотреть вопрос о расширении перечня подготовки и специальностей высшего образования, при приеме на обучение по которым устанавливается обязательное вступительное испытание по математике».
Мы попросили одного из самых известных российских педагогов и учителей математики, воспитавшего, в частности, двух Филдсовских лауреатов, Григория Перельмана и Станислава Смирнова (и это единственный в мире пример), директора НИИ по работе с одаренными школьниками в области математики, информатики и естественных наук и технологий, профессора кафедры математического анализа РГПУ Сергея Рукшина рассказать о проблемах математического и естественно-научного образования в школах, подготовки учителей соответствующего профиля и о проблемах самих учителей. «Стимул» готов предоставить возможность высказаться по этой проблеме и другим специалистам по школьной математике.
Если судить по результатам сборных команд России на международных олимпиадах по математике, физике, химии, информатике, у нас в образовании по этим предметам все блестяще. Но это вершина айсберга, которая не придает ему устойчивости.
А проблема в том, что у нас имеется колоссальный разрыв между состоянием этой вершины айсберга по каждому предмету и тем, на каком уровне находятся знания подавляющего числа учащихся. С моей точки зрения, нынешнее состояние преподавания естественных наук и информатики и знаний учащихся находится в серьезном кризисе. В качестве примера приведу данные только что закончившегося финала Всероссийской олимпиады школьников по физике. Откуда победители и призеры? Смотрю на протокол по 11-му классу. Это те выпускники, которые завтра придут в вузы. Это наша будущая научно-инженерная элита, те, кто должен будет работать в науке, в наукоемких и передовых областях производства.
Что мы видим? Победители: из Московской области — пятеро, это Долгопрудный, лицей Физтеха; из Москвы — двое, из Петербурга — один. Всё. Из 80 с лишним субъектов федерации победители только из трех. По призерам картина не сильно отличаются. Из Москвы — 19, из Московской области — 12, из Петербурга — пятеро, из Ямало-Ненецкого автономного округа (там достаточно денег, чтобы вложиться в одну сильную школу) — двое. Из Новосибирска, где Сибирское отделение Академии наук, — один. Смотрю дальше: из Кирова — один. Туда уехал наш питерский коллега, который создал там центр дополнительного образования. Из Алтайского края — один, из Мордовии — один. И на этом всё.
А если считать победителей и призеров, то это представители восьми регионов страны, то есть менее 10% регионов. Да, из них можно собрать сборную страны на международную олимпиаду в составе пяти человек. Но на таком количестве нельзя построить в нынешних условиях ни передовую науку, ни передовые инженерно-конструкторские подразделения в промышленности.
В этой статье я постараюсь ответить на естественный вопрос: в чем причина такой ситуации с математическим и естественно-научным образованием и каков выход из нее?
Цитата: AndreyK-AV от 09.05.2024 13:13:01Не геометр да не войдет!
продолжение
ЦитатаПО КАКИМ УЧЕБНИКАМ УЧАТ В ШКОЛЕ
Не знаю, как по другим предметам, но по математике у нас в школах все время почему-то выбираются худшие учебники из того, что есть. Некоторые из них не выдерживают методической критики. Скажем, сейчас у нас базовым считается учебник Виленкина. Но в учебнике Виленкина сначала идут десятичные дроби, а потом обыкновенные. Какая, мол, разница, в каком порядке проходить дроби? Ан нет: действия с десятичными дробями аналогичны действиям с целыми числами, их можно делать на калькуляторе. После этого ребенка уже не научишь работать с обыкновенными дробями. Он не привык к тому, что надо уметь считать самому.
Мы пока вместо таких фильмов, как «Доживем до понедельника», показываем сериалы типа «Школа», в которых учитель, педагог и те отношения, которые царят в учебных заведениях, замазаны черной краской
Наконец, в школах сейчас отсутствует единая система методической помощи учителям, которые выйдут из вуза. Если в советское время я читал лекции в районных методкабинетах — в каждом районе был районный методкабинет, а в городах, где несколько районов, был городской или областной институт усовершенствования учителей. Там сопровождали учебный год консультациями по конкретному единственному учебнику, по которому методист знал, что когда проходят и какие трудности могут быть у учителей.
А у нас был период, когда по одному предмету в одном классе было допущено больше десятка учебников на выбор. Никакой методист не может одновременно поддерживать учителей, следя за десятком разных учебников в одном классе, с разным графиком прохождения материала.
Сергей Рукшин у доски
ВЕРНУТЬ СТАТУС УЧИТЕЛЯ
Дайте педагогам школ хорошее образование в вузе, методическую помощь, дайте им приличную зарплату, на которую они могут жить и содержать семью, тратя время на саморазвитие и подготовку к занятиям. Обеспечьте им социальные гарантии. Защитите их в ситуациях, когда, как показывают многочисленные скандалы в последние годы, и родители, и дети не считаются с ними. Создайте высокий социальный статус педагогической профессии, и у вас не будет отбоя от желающих пойти работать учителями, потому что у этой профессии всегда были свои поклонники, которые очень хотели учить детей, которые воспринимали это не просто как работу, а как миссию. И еще создайте, используя средства массовой информации и, например, то же кино, соответствующий имидж. А мы пока вместо таких фильмов, как «Доживем до понедельника», показываем сериалы типа «Школа», в которых учитель, педагог и те отношения, которые царят в учебных заведениях, замазаны черной краской.
ЕГЭ ТОЛЬКО КАК ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ
На заседании Совета по науке при президенте, о котором я уже упоминал, прозвучало сомнение: надо ли сдавать математику в балетные училища? Может быть, и не надо, но в школе должны быть обязательные выпускные экзамены по всем предметам без примитивной базовой математики. Надо восстановить школьные экзамены и отделить ЕГЭ от школы. Почему мы доверяем школе как социальному институту самое дорогое, что есть, — воспитание, образование детей? И не доверяем этим же учителям выдать аттестат по результатам обучения? ЕГЭ надо оставить только как вступительный экзамен в вуз. И не надо пока его отменять. Это разные задачи — проверка знаний за курс средней школы и прием в вуз. ЕГЭ не может и не должен выполнять обе функции.
ВЕРНУТЬ СПЕЦИАЛИТЕТ
Надо восстанавливать специалитет по педагогическим специальностям, необходимо усиленное внимание к предметам естественно-научного цикла и информатики.
Меня всегда удивляло, что выпускники педагогических вузов при сдаче государственных экзаменов не проводят уроки, а только письменно решают методическую задачу (разрабатывают проект урока для соответствующего этапа изучения темы, анализируют задачный материал учебников). На мой взгляд, так не должно быть. И это легко исправляется, так как у выпускников вузов весной есть учебная практика. В ее рамках и можно было бы проводить экзамен на основе уроков по изучению темы: от начала и до конца (и у методистов появился бы повод сходить на уроки к своим студентам).
Цитата: AndreyK-AV от 09.05.2024 13:13:01Цитата
Что мы видим? Победители: из Московской области — пятеро, это Долгопрудный, лицей Физтеха; из Москвы — двое, из Петербурга — один. Всё. Из 80 с лишним субъектов федерации победители только из трех.....
.
В этой статье я постараюсь ответить на естественный вопрос: в чем причина такой ситуации с математическим и естественно-научным образованием и каков выход из нее?
Цитата: AndreyK-AV от 09.05.2024 13:17:48ЦитатаВЕРНУТЬ СТАТУС УЧИТЕЛЯ
Дайте педагогам школ хорошее образование в вузе, методическую помощь, дайте им приличную зарплату, на которую они могут жить и содержать семью, тратя время на саморазвитие и подготовку к занятиям. Обеспечьте им социальные гарантии. Защитите их в ситуациях, когда, как показывают многочисленные скандалы в последние годы, и родители, и дети не считаются с ними. Создайте высокий социальный статус педагогической профессии... И еще создайте, используя средства массовой информации и, например, то же кино, соответствующий имидж.
Цитата: AndreyK-AV от 09.05.2024 13:17:48ЦитатаЕГЭ ТОЛЬКО КАК ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ
... но в школе должны быть обязательные выпускные экзамены по всем предметам без примитивной базовой математики. Надо восстановить школьные экзамены и отделить ЕГЭ от школы.
Цитата: AndreyK-AV от 09.05.2024 13:17:48ЦитатаПочему мы доверяем школе как социальному институту самое дорогое, что есть, — воспитание, образование детей?
Цитата: AndreyK-AV от 09.05.2024 13:17:48ЦитатаИ не доверяем этим же учителям выдать аттестат по результатам обучения?
Цитата: Lilit от 09.05.2024 19:35:47
Так вроде и сейчас выдают. Просто вот интересно... Если мы доверям учителям, то зачем внутренний школьный экзамен в принципе. Учителям вставили годовые оценки. На основании 2 лет в старшей школе выставили оценку в аттестат. Ну и всё. Мы как раз доверяем учителям.
Цитата: Lilit от 09.05.2024 11:46:16Вы смысл выражения камин аут понимаете? Пусть даже в широком его значении? В чём я откровенно призналась? В том, что не считаю советскую школу идеалом? А я где-то хоть раз это писала? Или Вы в очередной раз это всё сами придумали и мне приписали?
Ну елы-палы! Я хоть раз писала, что ЕГЭ плохой?! Я из раза в раз повторяю, что ЕГЭ на сегодня - лучшая форма сдачи вступительного экзамена. Лучшая на сегодня, но однозначно требующая доработки.
Оспади , да не экзамен надо менять, а систему образования.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:12:22А с чего вы решили - что кто то доверяет учителям?
Чуть менее чем все оценки субьективны.
Критерии оценивания размыты и носят относительный характер.
Многие учителя открыто дают списывать и даже местами поощряют.
Скандалы - почему у меня 3 (а то и 4) по математике, а на ОГЭ под видео (без видео - все дают всем списать на тройку) всего 4 бала - уже принимают регулярный характер
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:16:55Ну ок. Значит в вашем лице я спорил с другим воображаемым оппонентом (так бывает в полемическом задоре) - приношу извинения.
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28У меня лично не было в 1 полгодии оценок (70-е годы, однако..). Были звёздочки за активную работу на уроке. И, верите, мне это никак не помешало учиться в дальнейшем практически на одни 5.
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Да откуда Вы взяли именно такую причинно-следственную связь? При чём тут оценки в 1 классе? Тем более, что и их тоже в той или иной форме ставят. Вам сфоткать дневник сына, где у него были вклеены всякие стикеры, которые обозначали - "молодчина", "хорошо поработал", "старался", "маловато старался"? Чем это хуже, чем 5, 4, 3, 2? Тем, что человечнее? Мы людей учим или роботов? Нам мало "цифры" в школе? Или вместо "2" надо было ставить стикер ?
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28Да кто бы возражал. Только вот при чём тут человечность и оценки в цифровом варианте? Думаете для первоклашки слово авторитетного, а тем более обожаемого учителя меньше значит, когда учитель говорит, что Петя (Вася, Маша...) его очень расстроил тем, что не выучил стихотворение?
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Нет, не субъективная. На эту тему более чем достаточно научных исследований и рекомендаций. Только в современной школе даже рекомендации СНиП не обязательны к испололнению.
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Примите это тоже к сведению.
А разве кто-то с этим спорит? Я как раз наоборот снова и снова повторяю - БАЗА, нужна добротная база. Никому не нужны в началке те же Петерсоновские выверты по развитию креативного мышления. Большинство детей вообще ещё к нему малоспособны в это возрасте (природой так устроено). В началке должна нарабатываться та база, которой потом автоматически можно будет пользоваться на более сложном уровне. А у нас (и об этом я тоже уже писала) в 8 классе дети знают стописят способов решения квадратных уравнений, но делают ошибки в счёте уровня "93-17=78". Эта проблема практически у всех детей, которые занимались в началке по Петерсон (будь она не ладна ).
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Опять - кто бы спорил. В детсаду сына на меня в малышовой группе родители смотрели как на садистку, а в подготовительной - с завистью.
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Плохо Вы пока смотрите. Ну или Вам так просто удобнее. Помните одну из самых любимых поговорок учителей? "Начни с себя".
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Вы ошибаетесь. Это вопрос внутренней убеждённости учителя. И это считывается всеми. И детьми, и родителями, и администрацией.
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Да. Но не по той причине, которую Вы назвали. Комформизм - это свойство характера. Он не зависит от внешних причин.
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Да не должен родитель сидеть с ребёнком над ДЗ. ВООБЩЕ НЕ ДОЛЖЕН. Его обязанность проверить, что ребёнок сделал ДЗ, а не КАК он его сделал. И тем более не объяснять с 0 материал, пройденный (мимо) в школе. Дело родителя (по закону, кстати) воспитывать и обеспечить получение образования. Не дать, обеспечить получение.
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Вот только немного выше писала, что весь этот кошмар надо запретить законом. Как и обучение программе 1-2 класса с 4-5 лет на подготовишках и в детсадах!
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Это следствие устройства всего нашего общества. Гонка за успешностью и престижностью.
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Венигрет какой... Лень - да, природный способ экономии энергии. Очень полезное качество. Желание развлечений - нет. Желание получать удовльствия - да, но вот то,что будет доставлять удовольствие, развивается в социуме. Способность к манипулциям - опыт и развитие в социуме.
А вот много чего полезного, заложенного от природы у каждого ребёнка, Вы упорно продолжаете отрицать. А не пользуясь этим, сложно успешно работать с детьми.
Скажите, Вы недавно работаете в школе? У меня сложилось такое впечатление. Вы, конечно, можете не отвечать, я не настаиваю.
Цитата: Lilit от 09.05.2024 12:30:28
Опора не исключает самые разнообразные методики и инструменты воспитания и обучения.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Ну и что у меня сын тоже на одни 5 учится.
Но средний уровень все падает и падает.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Согласен что причинно следственную свзяь конечно нужно доказывать.
Но корреляция видна невооруженным глазом.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Вот именно что мы людей учим - большинство из которых - сколько бы вы не пытались на своем примере доказать обратное - учиться не хотят.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Более того в нынешней демографической и социальной среде - у них вообще никакого стимула к учебе нет.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Откуда вы взяли обожаемого учителя?
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Вот простая и понятная 2-ка - может вызвать гнев родителей или бабушки с дедушкой и повлечь наказание и действительно может к чему то стимулировать.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Расчитывать что для ребенка который под видео посылает учительницу на х..й и ему за это ничего бывает, что то будут значить слова учителя?
Это однако эльфизм чистой воды.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Нет никаких нормальных исследований на детях. Нет и не было.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Заметьте что Петерсон взялась в школе не сама по себе - а на основании тех же самых "научных исследований и рекомендаций" , из за которых оценки и ДЗ в 1 м классе отменили.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Да я то хорошо смотрю. Но может вы тоже придете в школу и покажете как надо?
Мне с дивана тоже было видно немного по другому чем от доски.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38В чем убежденности?
Ну вот я убежден, что прогулянную контрольную ученик обязан написать - для чего ему предоставлено регулярное время для пересдачи, и если он этого не сделает- я могу с чистой совестью выставить ему за нее 2-ку.
А вот родители и директор считают иначе и родительница приходит к директору, устраивает скандал и директор своими правами удаляет эту двойку из журнала.
Ваши действия?
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Еще как зависит.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Ну и как запретить мамашкам делать презентации в начальной школе и жаловаться на сумасшедшие ДЗ - если никто презентаций на компьютере не задает и делать их можно и нужно детям самим на 1-2 альбомных листах.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Вот только законом запрещают не это - а домашние и контрольные.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Ага то есть это общество подминает под себя образование, а не наоборот?
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Только из-за ОГЭ/ЕГЭ все нервничать стали - потому как "дурь каждого видна" и спрятать ее как советское и постсоветское время - не получается.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38И еще - вы пытаетесь обязанности классного руководителя и учителя младших классов - все время спроецировать на учителя-предметника.
Предметники - даже по именам/фамилиям учеников чужих классов не всегда запоминают к концу года.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38А вы тут про индивидуальный подход, раскрытие способностей и прочие репетиторские приемчики.
Цитата: _Sasha__ от 10.05.2024 00:49:38Так вы не ответили - что ребенку то возразить?
Цитата: Lilit от 09.05.2024 19:35:47Ну опять начинается... Вернуть авторитет, заставить уважать. Не согласная я.
Ну нельзя насильно заставить уважать. Надо создать такие условия в школе, чтобы учителя своей работой смогли вызывать уважение и зарабатывать авторитет.
Фильмы, они всего лишь отражают реальность. Можно собрать аудиторию на сериал о жизни, которой мы не знаем. Но никто не будет смотреть сериал о своей жизни, в котором слошная фальшь. И если сейчас начать снимать сериалы с розовым сиропом, они просто никому не зайдут. Смысл тогда тратить на это деньги?
Цитата: Lilit от 08.05.2024 01:56:07Ну и эта... Что ж Вы так Президента-то не уважаете.
Да плюс оскорбили всю страну.
Если это вот не троллинг всей России и её Президента, то что тогда троллинг вообще?
Цитата: Lilit от 08.05.2024 01:53:32
1. Вы о чём, о разовом блестяще сданном ЕГЭ в Дагестане? Или ещё что-то конкретное имели ввиду?
.
2. А именно?
.
3. Почему?
.
4. Прекрасно налаженная ситуация с ЕГЭ ( с ваших же слов).
.
5. Очень красивая циферка 95%, жаль, что взята с потолка.
.
6. Докажите первое утверждение, особенно в части выделенного.
.
7. Что на основании обследования по западным стандартам 8000 специально отобранных школьников раз в 4 годы можно сделать выводы, что у нас в России всё обстоит прекрасно с уровнем математического и физического образования? (Кстати, в 2023 году Россия отказалась от участия в это исследовании.)
.
8. Тогда почему же так резко упало число сдающих, после усложнения профиля?
Цитата: Пчёлка от 09.05.2024 16:17:44Все давно знают ответ на этот вопрос.В чём загадка фантастического результата Москвы?Решил посмотреть.
Впечатляет: 80% команды -- москвичи и все золотые медалисты. ОДНАКО!
Григорий Бобков выловлен московскими селекционерами в подмосковной Черноголовке.
Алексей Шишкин – челябинский юноша найден московскими селекционерами в Саранске.
Владимира Малиновского сумели сманить аж из Санкт-Петербурга.
Андрей Панферов из подмосковного Долгопрудного.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Ни одного москвича одни приглашённыефутболисты
Цитата: Миклухо от 10.05.2024 16:26:44Известный приём -- назвать правду троллингом....Как же иначе вы предлагаете назвать предъявление президенту 13 задач вместо реальных 2-х?
Цитата: Lilit от 10.05.2024 03:06:59А как же иначе? Вот в первый же год моего учительствования попался мне мальчик в 5 классе. Сейчас таким ставят диагноз СДВГ. А тогда просто "дебил бешенный" говорили в учительской между собой.
Он мог посреди урока вскочить, начать ходить по классу, подойти к доске и начать на ней черкать. Класс ржал, урок был сорван. И никто не знал, что с ним делать. Воспитывала его одна бабушка, и ей было фиолетово, что её внуком кто-то там недоволен.
Опытные учителя как только не пытались его сломать
Цитата: AndreyK-AV от 10.05.2024 09:42:14Ну и с чем Вы не согласны?!
Цитата: AndreyK-AV от 10.05.2024 09:42:14А вот в чем авторитет полиции (милиции), что на неё не прыгает и не плюет каждый "встречный поперечный", даже если ему "терпеть ненавижу"?!
Да потому что чревато,
Цитата: AndreyK-AV от 10.05.2024 09:42:14и для сотрудника тоже действует презумпция невиновности, если на него обыватель с кулаками на пустом месте, естественно ответ должен быть в рамках закона, превышение полномочий чревато...
Цитата: AndreyK-AV от 10.05.2024 09:42:14А вот для учителя действует обратное, презумпция виновности и он всегда виноват и в глазах родителей и закона.
Цитата: AndreyK-AV от 10.05.2024 09:42:14Авторитет может быть только у сильной школы, сильной не в смысле выпускает одних одарённостей, а в смысле самоуважения, уважения со стороны общества, уважения со стороны государства, вот такое триединство, оно и дает возможность чтобы учителя своей работой смогли вызывать уважение и зарабатывать авторитет. .
Цитата: AndreyK-AV от 10.05.2024 18:29:45Т.е. он был после началки?!
Цитата: AndreyK-AV от 10.05.2024 18:29:45Насчёт "сломать" и опытные, скорее со стажем работы, опытные они могут и не ломать, вот пара примеров.
Цитата: AndreyK-AV от 10.05.2024 18:29:45
1. Галина Геннадиевна в очередной раз не пошла на пенсию, хотя грозилась, и получила первый класс который гм... Четвертый они заканчивали в пандемию, и что интересно весь класс смотрел в экраны, отвечал на вопросы и был хоть и не сильным и достаточно шебутным, но нормальным классом ученики которого способны учиться далее. Г.Г все же ушла на пенсию, воспитывать внуков.
2. Светлану Николаевну уговорили взять первый класс, хотя она давно на пенсии, и уговорили её в четвертый раз. Согласилась она на один год, пока не найдут замену. Класс шебутной, из тех кого считают "неспособными" и "много иных не...", и хоть не как был у Г.Г., но там хватает ....., и вот конец учебного года, Т.Н. не готова отдать класс кому либо другому, и класс дружный и дисциплинированный, и все же шебутной, но в пределах допустимого, и то что надо узнать, обучится и получить навыки за первый год, все это они освоили....
Цитата: Lilit от 10.05.2024 18:00:37Да уж кто бы говорил о приёмах.
Вы что написали? Вся страна? Или кто-то один докладывал всё-таки? И как такой приём называется?
И Президент у нас такой недалёкий, что вот прям ему один человпек докладывает, и он ему верит... верит... и не перепроверяет... и ничего больше не видит и не слышит... Так? Вы считаете такой образ Президента не оскорбителен?
И к чему ваша поговорка о мёртвых? Я знаю, как она звучит полностью. Вы кого в мёртвые записали? Президента или "всю страну"?