Цитата: Duopower от 13.11.2025 20:05:32Вы бы лучше историю самолетостроения Бомбардье получше изучили. Без движков GE (или другого производителя) никаких самолетов не было бы. Любите хвалиться достижениями чужих стран (как это похоже на некоторых).
Кстати о Bombardier и канадском авиастроении.
1. Bombardier Q-Series (De Havilland Canada Dash 8 ).
Линейка из 3-х моделей турбовинтовых авилайнеров вместимостью 40-90 пассажиров - Q100/Q200, Q300, Q400.
Самолет производился преимущественно в Канаде (планер и двигатели, США поставляли авионику и винты, Франция делала шасси и интерьеры).
Изначально самолёт был разработан компанией
de Havilland Canada, но в 1992 году его выкупила компания Bombardier Aerospace и производила под своим брендом. В 2019 году Bombardier продала программу Q-Series и права на бренд De Havilland Canada канадской корпорации Longview Aviation Capital. Окончательная сборка последних самолетов была завершена в 2021 году на заводе Bombardier в Даунсвью (Торонто). Завод был закрыт.
2005 год: Полностью и навсегда
прекращено производство модели Q100.
2009 год: Полностью и навсегда
прекращено производство моделей Q200 и Q300.
2021 год: Полностью
остановлено производство модели Q400. Возобновление выпуска после 2033 теоретически возможно, но скорее всего и с этим самолётом покончено.
С 2002-го по 2012-й компания производила по 40-50 таких самолётов в год с пиком в 2011 -
56 шт. Сейчас уже пять лет подряд по
0 шт.
На данный момент официальных и конкретных планов по возобновлению производства самолетов семейства Bombardier Q Series (De Havilland Canada Dash 8 )
нет. Официальная отмазка прекращения производства - якобы "низкий спрос", но их основной конкурент итальяно-французско-американские ATR-72/42 продолжают производиться по 30+ шт. в год. Пока что про самолеты Dash 8 (Q400) звучали лишь мутные фразы вроде "Руководители говорят, что, возможно, выведут обновлённую версию на рынок
к концу этого десятилетия" (называется дата начала работы новой площадки -
2033, потому что старую запускать не будут), что как бы намекает на то, что финансирования на возобновление производства в текущей версии нет и не будет, а работы над обновлением самолёта требуют еще больше денег и времени. Из-за отсутствия производства компания теряет компетенции по разработке и производству таких крупных турбовинтовых самолётов.
...
2. Bombardier CRJ.
Линейка из 4-х моделей турбореактивных авилайнеров вместимостью 50-104 пассажиров - CRJ100/200, CRJ700, CRJ900, CRJ1000.
В отличие от Q-Series, этот самолёт уже был менее канадским. Двигатели и авионику производили в США, крыло в Великобритании и Японии, хвостовую часть в Великобритании/Бельгии, другие страны (Франция и др.) поставляли шасси, электронику и все прочие системы.

2006 год: Полностью и навсегда
прекращено производство модели CRJ200.
2020 год: Полностью и навсегда
прекращено производство моделей CRJ700, CRJ900, CRJ1000.
В самом начале 2000-х Bombardier производила по 150-200 шт. самолётов CRJ в год, пик пришелся на 2003-й год -
214 шт. поставок за год (
In the early 2000s, CRJs was selling like hot cakes; airlines where after Bombardier so they can place their orders as quickly as possible. In 2003 the production of the CRJ reached its peak with 214 aircraft delivered).C 2008 по 2015 производство держалось на уровне 30-40 шт. в год, потом сдулось до ~20 шт. в 2018, 16-18 шт. в 2019, ~10 в 2020. То есть программа деградировала еще задолго до ковида, пандемия лишь забила последний гвоздь и в эту канадскую программу.
Сейчас уже пять лет подряд - по
0 шт.
Возобновление производства не планируется, то есть Канада
полностью выпилилась из числа стран, способных производить авилайнеры вместимостью от 50 до 100 пассажиров, как турбовинтовых, так и реактивных.
...
3. Bombardier CSeries (Airbus A220).
Линейка из 2-х моделей турбореактивных авилайнеров вместимостью 135-160 пассажиров - A220-100 (CS100), A220-300 (CS300). Первый полёт в 2013.

Этот самолёт стал еще менее канадским. Это вообще символ глобализма и сборной солянки в мировом авиапроме.
Носовую и центральную части фюзеляжа производят в США, Европе и даже Китае (центральная часть), двигатели в США, хвостовое и шассии оперение во Франции, авионику - США/Франция, системы кондиционирования - Германия/Франция, топливные системы - США, компоненты управления - Италия, интерьеры - Германия/Франция/Япония, композитные панели и двери - Германия, и т.д. На Канаду пока остается только хвостовая часть фюзеляжа и крыло, по стоимости и компонентам -
менее 20% Airbus A220 производится в Канаде.
Вообще, CSeries - одна из причин, почему Bombardier чуть не обанкротилась, затрат много, выхлоп для канадской фирмы мизерный (в том числе из-за раздутой международной коорперации, где большая часть прибыли оседает в других странах). В итоге пришлось продать самолёт со всеми потрохами европейской Airbus, даже имя сменили. Франция рассматривает возможность переноса производства A220 в Тулузу или Сен-Назер для большей локализации в Европе, тогда Канаде останется
меньше 10% от доли в производстве самолёта, который когда-то назывался Bombardier.

Сейчас этот самолёт испытывает серьёзные проблемы из-за неудачного двигателя:
ЦитатаШвейцарская авиакомпания Swiss Air приземляет все Airbus A220-100 на полтора года — из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney
02.11.2025
Ситуация с двигателями повлияла не только на Swiss, но и на всю программу A220. Претензии к надёжности PW1500G уже несколько лет тянут за собой цепочку проблем — от задержек в ремонте до вынужденных простоев. Из-за этого Airbus был вынужден отказаться от планов увеличить выпуск A220. Последние месяцы показывают, что продажи A220 слабые, за девять месяцев этого года - лишь 40 новых заказов (все только от польской компании LOT). В прошлом году ситуация была ещё хуже — чистый результат составил минус девять заказов.

...
4. Bombardier 415 (он же Canadair CL-415)

В 2015 году Bombardier избавилась и от этого самолёта, спихнув его компании Viking Air. C 2015 по 2020 эти самолёты не производились. В 2020-2021 Viking Air доделала 4 шт. самолётов, и с 2021 производство опять встало. Больше 415-ю модель
производить не будут, сейчас её решили ремоторизовать (сам самолёт останется тем же) и производить с 2027 или 2028 под новым названием DHC-515.
Таким образом, производство самолетов-амфибий в Канаде с 2021 года (и как минимум до 2028) -
0 шт. в год.
_________________________________
В первой половине 2000-х годов суммарное производство коммерческих авиалайнеров Bombardjer Q-Series/CRJ вместимостью до 40-100 пассажиров в Канаде доходило до
200-250 шт. в год. Сейчас обе программы закрыты, их производство
0 шт. в год, а у Канады осталось лишь жалкая часть в европейско-американском самолёте Airbus A220 (около 20%), да и ту скоро заберут.

Новые самолёты в Канаде уже давно не разрабатывают.
А ведь когда-то в Канаде могли производить по лицензии истребители и даже разрабатывали свои (Avro Canada CF-100 Canuck, Avro Canada CF-105 Arrow). С тех пор канадцы только катились по наклонной и деградировали.
То есть буквально за последние 20-25 лет канадское авиастроение просрано чуть больше чем полностью.
Автор запретил отвечать на это сообщение
Отредактировано: User78 - 15 ноя 2025 в 02:07