Цитата: lock от 22.06.2022 07:37:05Цитата: ILPetr от 22.06.2022 05:55:20Либо хуже, либо дороже.
Дороже понятно, ...
Камрады! Наблюдаю вашу дискуссию на тему «экономической эффективности» и тем, с какой легкостью вы оперируете понятиями «дороже» и «дешевле». Позвольте высказать несколько соображений человеку с рафинировано экономическим образованием (специальность: «преподавание экономической теории в высших учебных заведениях»).
Эффективность – это отношение результата к затратам, экономическая эффективность – это отношение результата к затратам, выраженных в деньгах. Наша оценка эффективности будет зависеть от того, как мы определим понятия «результат» и «затраты». «Результат» и «затраты» не случаются одномоментно, они каким-то образом, иногда заведомо непредсказуемым, распределены в течение длительного времени. Для того, чтобы сделать их соизмеримыми прибегают к дисконтированию и капитализации. Дисконтируют и капитализируют по некоей ставке, значение которой берут «с потолка». Да, выбор этой ставки обосновывают, иногда даже очень убедительно. Но даже тогда надо помнить, что даже самым убедительным образом обоснованная ставка не остается неизменной на протяжении времени, когда у нас совершаются затраты и появляется результат.
Уже из этого понятно, что» эффективность» – это когда мы непонятно что делим на непонятно что. И это самые простые и общие недостатки понятия «эффективность» имманентно ему присущие. Вы, люди с инженерным образованием, похоже, думаете, что сделать авиадвигатель – сложно, а оценить его эффективность – легко. Скорее всего, все наоборот. Сделать авиадвигатель сложно, но можно. Рассчитать эффективность чего угодно можно, но мы никогда не будем точно понимать, что означает полученная цифра. Т. е. любой расчет имеет смысл только при массе определенных допущений, не все из которых мы даже осознаем.
В мире, существовавшем до 24.02.2022 расчеты сравнительной эффективности производственных процессов, происходящих в разных частях мира, еще имели хоть какой-то смысл. Сегодня рассуждения на эту тему – галиматья. Например, не имеет смысла рассчитывать эффективность чего бы то ни было, содержащего импортные компоненты, когда курсы валют в считанные недели и месяцы изменяются в диапазоне от 55 до 120.
Не имеет смысла сравнивать эффективность ССЖ с эффективностью Боинга или Эйрбаса. Зато имеет смысл сравнивать эффективность ССЖ с эффективностью РЖД. Имеет смысл сравнивать эффективность создания в России авиационного производства таких-то размеров и такого-то характера с эффективностью создания в России автомобильного производства таких-то размеров и такого-то характера.
Вы, товарищи инженеры, делайте двигатели и самолеты, а как сделать, чтобы они потом оказались «эффективнее» импортных, экономисты придумают. Отрегулировать систему налогообложения, землепользования, регулирования финансового сектора можно так, что все что угодно станет «эффективным». Пример: добыча сланцевого газа в США. Применение этих мер – вопрос социальный и политический. Давайте, больше про самолеты.