Атомная отрасль США все чаще сталкивается с низким спросом на электроэнергию, на конкуренцию со стороны дешевого природного газа (особенно сланцевого) и возобновляемых источников энергии, субсидируемых государством.
По данным агентства Bloomberg, более четверти АЭС США не имеют достаточного финансирования для покрытия операционных затрат, что увеличивает риск их досрочного закрытия. Из 66 действующих американских АЭС 24 станции мощностью 325 ГВт (?) могут быть закрыты досрочно или перестанут приносить прибыль к 2021 г.
В 2013 г. были остановлены сразу 4 энергоблока: CrystalRiver-3, Kewaonee, SanOnofre-2, -3.
В 2014 г. — VermontYankee, в 2016 г. — FortCalhoun, в 2018 г. — OysterCreek, т.е. за 5 лет из строя выбыло 7 энергоблоков, а вступил в строй действующих всего один новый блок (WattsBar-2 в 2016 г.) и только два блока (Vogtle-3, -4) находятся в стадии строительства.
Американские власти понимают негативность последствий от возможного сокращения АЭС. Президент США Д. Трамп поручил Министерству энергетики принять экстренные меры для приостановки досрочного вывода из эксплуатации ядерных энергоблоков, поскольку они способны обеспечивать бесперебойные поставки электроэнергии в условиях стихийных бедствий, хакерских атак и физических нападений. В случае отсутствия АЭС как резервного источника электроэнергии повреждение газопровода в экстремальных погодных условиях или отказ оборудования может повлечь длительное отключение электроэнергии на большой территории, особенно на Среднем Западе и северо-востоке страны. Министр энергетики США Рик Перри заявил, что спасение АЭС так же важно для национальной безопасности как поддержка обороноспособности.
Положением дел в ядерной отрасли и рисками, которыми грозит тенденция к досрочному закрытию ядерных блоков, озаботился даже не входящий в круг сторонников АЭС «Союз обеспокоенных ученых» (UCS), который в ноябре этого года опубликовал статью «TheNuclearPowerDilemma», в которой привел результаты своего исследования: если цена на газ будет падать, то через 5 лет доля убыточных атомных станций составит ~29%, а если расходы владельцев будут расти, то через 5 лет эта доля составит 42%. По расчетам UCS готовятся к досрочному останову или работают в убыток энергоблоки в 17 штатах, т.е. проблема носит общенациональный характер.
Хуже всего положение дел обстоит в среднеатлантических штатах и на Среднем Западе, где тарифы на электроэнергию ниже средних по стране и где высока концентрация одноблочных АЭС. Стоимость электроэнергии с одноблочных АЭС на треть больше, чем с многоблочных, поэтому свыше трех четвертей таких станций готовятся к закрытию — они либо убыточны, либо работают с минимальной прибылью (среди многоблочных станций таких только ~20%).
В ближайшие восемь лет будут досрочно остановлены семь блоков на пяти АЭС, под угрозой закрытия находятся еще пять блоков. Компания FirstEnergy, владелец станций Davis-Besse, Perry и BeaverValley (два блока) заявила недавно, что без государственной поддержки эти АЭС будут закрыты в течение 3-х ближайших лет из-за вызовов, существующих на оптовых рынках электроэнергии.
Ранее компания ExelonGeneration объявила о закрытии в 2019 г. энергоблока ThreeMileIsland-1. Закрытие этих четырех АЭС в штатах Огайо и Пенсильвания приведет к увеличению выбросов СО2 на 21 млн тонн в год, росту цен на электроэнергию для потребителей и к потере тысяч рабочих мест.
Компания NuclearManagement приняла решение о закрытии в 2018 г. АЭС Palisades, которая могла бы продолжать работать до 2031 г.
В «Союзе обеспокоенных ученых» предлагают ввести преференции для энергетических секторов полностью или почти полностью свободных от парниковых газов. Министерство энергетики США ищет способы поддержки АЭС через регулирование, рассматривая возможность обязать операторов электросетей покупать у них электроэнергию, т.к. после отказа Трампа в 2017 г. от участия в Парижском соглашении по климату главное преимущество ядерной энергетики — нулевые выбросы СО2 — нивелируются.