Финальные испытания ГЦН для блоков китайской АЭС "Sanmen" с реакторами AP-1000 завершились не так удачно, как хотелось бы производителям. В лопатках рабочих колёс насосов были обнаружены трещины.
Трещины и комментарииСогласно информации, появившейся в китайских СМИ со ссылкой на представителей компании SPI, по итогам испытаний были обнаружены "небольшие трещины" в лопатках рабочих колёс (impeller blades).
Испытания ГЦН завершились в мае 2015 года, и в компании "Westinghouse" поспешили признать технические проблемы с насосами решёнными.
В компании-производителе ГЦН "Curtiss Wright" были сделаны ещё более оптимистические заявления. Так, на встрече с инвесторами 30 июля 2015 года президент компании Дэвид Адамс назвал результаты испытаний "превосходными".
"Мы очень счастливы. Мы обосновали наши изменения в проекте... Уплотняющий элемент (thrust runner), подшипник и так далее. Общей задачей было... доказать, что мы получили насос со сроком службы 60 лет", - заявил Адамс.
В то же время он признал, что компания занимается "небольшой настройкой" (some tweaks) насосов, "продолжает продвигаться" (continue to make progress) и "работает сейчас с нашим заказчиком и китайцами" над оценкой результатов испытаний ГЦН.
Столь осторожные высказывания топ-менеджера на встрече с инвесторами обратили на себя внимание отраслевых обозревателей.
По словам одного из них, Рода Адамса, выражения вида "работаем с нашим заказчиком" и "ожидаем начать поставки" при общении с инвесторами есть "предложения, дающие понять, что работа не просто не закончена, но и в какой-то мере остаётся неопределённой".
По словам главы "Curtiss Wright", компания "ожидает начать поставки" насосов в Китай "во второй половине III квартала". Между тем, ранее предполагалось, что ГЦНы будут отгружены в КНР в июне 2015 года.
Журналисты NIW, обратившиеся в компанию "Westinghouse", получили ответ: "Компания не комментирует конфиденциальные проекты или коммерческие аспекты". Хотя в прошлом "Westinghouse" весьма охотно делился информацией с прессой о технических проблемах с ГЦН для AP-1000.
Рабочие проблемы и громкие заявленияПо сведениям, которыми располагает NIW, перед планировавшейся в конце июня отправкой насосов в Китай в ходе инспекции в лопатках были обнаружены "10-12 мм трещины". Более детальной информации о случившемся в прессу пока не просочилось.
Представители SPI в комментариях для китайской прессы охарактеризовали проблему как "незначительную", в отличие от предыдущих неприятностей с ГЦН.
В компании "Curtiss Wright" от комментариев отказываются и утверждают, что "ничего не изменилось" по сравнению с теми заявлениями, что руководство компании сделало 30 июля.
ГЦН - один из немногих по-настоящему революционных узлов в проекте AP-1000. Это флотские насосы, и опыта их применения в реакторах большой мощности до сих пор не было.
В 2009 году во время испытаний у насосов, изготовленных для АЭС "Sanmen", разрушились подшипники и получили повреждения вольфрамовые части маховиков, а в 2011 году произошёл перегрев насоса.
В январе 2013 года от лопатки рабочего колеса отвалился кусок размером 3×2,5 дюйма. В конце 2013 года испытания выявили, что за проектный срок службы уплотняющие элементы подвергнутся "чрезмерному износу".
На самом деле, происходящее вокруг многострадальных насосов можно было бы смело отнести к рабочим проблемам - в конце концов, "запчасти" теряет не только американская продукция.
Но китайцев предельно раздражает несоответствие реального качества насосов и заявленного в проекте отсутствия необходимости ремонта и обслуживания ГЦН в течение 60-летнего срока службы.
После разбора инцидентов в конструкцию ГЦН вносились изменения. Завершившиеся в мае 2015 года испытания варианта насоса, считающегося окончательным, должны были подтвердить правильность изменений, работоспособность насоса и его соответствие спецификациям.
Теперь после обнаружения трещин в лопатках неясно, какой вывод по итогам испытаний будет сделан.
СрокиМежду тем, сроки пуска блока №1 АЭС "Sanmen", который должен стать первым китайским блоком с AP-1000, продолжают сдвигаться.
Так, в начале июня появились сообщения о том, что сдача в коммерческую эксплуатацию может быть сдвинута на 2017 год, хотя в компании SNPTC, на тот момент ещё не вошедшей в состав SPI, предпочитали говорить о "30-месячном отставании" от графика.
Не совсем понятно, какой именно график имеется в виду. Если говорить о графике, на который ссылались китайские источники в начале года, то в августе должна была закончиться подготовка к загрузке топлива - чего явно не произошло.
Президент "Westinghouse" Дэнни Родерик в мае называл следующий ориентир - в декабре должна начаться холодная обкатка блока (или, как минимум, должны быть выполнены все подготовительные мероприятия для неё). В этом случае коммерческая эксплуатация блока могла бы начаться в середине 2016 года.
Но насколько реально выйти на обкатку в декабре, если ГЦНы всё ещё находятся в Америке и с ними занимаются "небольшой настройкой"?
Родерик утверждает, что можно будет быстро переместить через транспортный шлюз и смонтировать насосы после того, как их привезут на площадку. Вполне возможно, что так оно и случится - но для этого насосы сначала нужно привезти в Китай, а до этого убедиться в отсутствии претензий к насосам у китайской стороны.
Ключевой вопрос сейчас - насколько твёрдой окажется позиция китайцев из SPI. Ведь любые новые задержки с пуском "Sanmen-1" играют сейчас на руку конкурирующему с AP-1000 проекту "Китайского дракона".
ATOMINFO.RU, ОПУБЛИКОВАНО 05.09.2015