Ядерная и углеводородная энергетики

4,044,689 11,958
 

Фильтр
slavae
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +193.86
Регистрация: 21.03.2013
Сообщений: 27,836
Читатели: 7
https://tnenergy.livejournal.com/150922.html

Сегодня начался процесс переноса и установки основания криостата в шахту реактора



По планам этот процесс должен занять 2 дня и закончится установкой основания на домкраты, с которых оно уже будет опущено в проектное положение после установки выравнивающих прокладок.
Следующей деталью должен стать нижний цилиндр криостата, а затем уже должны пойти внутрикриостатные элементы - тепловые экраны, фидеры магнитов, полоидальные катушки и т.п.

Скрытый текст
Империя - это мир, и этой идеологии достаточно. Мы живём в самой лучшей стране в мире и все нам завидуют.
Одушевлённое Одевают, Неодушевлённое Надевают.
  • +0.18 / 13
  • АУ
Dobryаk
 
italy
Лукка
77 лет
Практикант
Карма: +462.29
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,282
Читатели: 80
Ядерные батарейки
Аналитика   392 7
Александр Пименов: приближение к мечте
ATOMINFO.RU, ОПУБЛИКОВАНО 28.04.2020

На вопросы корреспондентов электронного издания AtomInfo.Ru ответил заместитель генерального директора АО "НИКИЭТ" по стратегическому управлению и инновационным проектам Александр ПИМЕНОВ.
Александр Пименов, фото Игорь Балакин (AtomInfo.Ru).
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.





На пути к ядерной батарейке
Александр Олегович, как меняется отношение в мире к малой атомной энергетике? В особенности, к модульным и транспортабельным реакторам.
Последние годы и даже месяцы показали, что интерес к малым модульным реакторам в мире только увеличивается. Сразу определимся, что речь идёт не об отвлечённых малых модульных реакторах, а об атомных станциях малой мощности, созданных на их основе.
Приведу один пример. Если в прошлом году на совете управляющих МАГАТЭ о своём интересе участвовать в процессе развития малой атомной энергетики заявляло шесть стран, то сейчас их число возросло до 13. Причём это как разработчики, так, я надеюсь, и потенциальные потребители атомных станций малой мощности.
В рамках деятельности МАГАТЭ разрабатывается совместный проект TNPP-II, затрагивающий все аспекты жизненных циклов транспортабельных установок, в том числе правового обеспечения деятельности в данной области. В проекте рассматриваются три case studies - подводные, плавучие и наземные атомные станции малой мощности.
Чем многих привлекают транспортабельные малые реакторы? Созданные на основе малых модульных реакторов атомные станции малой мощности способны решать задачи надёжного и непрерывного энергообеспечения для решения различных задач в конкретных внесетевых районах в необходимом объёме, что обеспечивает оптимальные экономические и эксплуатационные параметры станции.
Современные тенденции в области нераспространения для перспективных реакторных технологий таковы, что объёмы обслуживания на площадке потребителя должны быть значительно сокращены.
В частности, на площадке при международных поставках не должно быть никаких средств, в том числе перегрузочных, позволяющих вскрыть реактор и каким-либо образом извлечь оттуда ядерные материалы.
Как вы понимаете, с этой точки зрения транспортабельные установки практически оптимальны, так как при исключении возможности доступа к компонентам на месте эксплуатации их возможно переместить для обслуживания и перегрузки топлива либо непосредственно к производителю, либо на специализированную станцию обслуживания. Что и предусматривается предполагаемыми логистическими схемами жизненного цикла.
В пользу транспортабельных станций есть и другие аргументы, помимо обеспечения режима нераспространения. Если мы говорим о нашей стране, то у нас тоже было бы возможно вернуть малый реактор на завод для обслуживания и перегрузки топлива, чем заниматься этим, например, на Крайнем Севере, хотя и такой опыт у нас в стране имеется.
Но, учитывая экономику обслуживания, целесообразнее представляется формирование мобильных комплектов оборудования перегрузки и отработка логистических схем обращения со свежим и отработавшим топливом.
Мы, НИКИЭТ, в своих разработках по тематике малой энергетики также ориентируемся на жизненные циклы с применением транспортабельных аппаратов, перезарядка которых предусматривается как на предприятии-производителе, так и для внутреннего рынка на месте эксплуатации.
Полагаю, что первый образец станции должен продемонстрировать технологию обращения с топливом на всех возможных этапах жизненного цикла.
То есть, основной упор вы делаете на транспортабельность малых реакторов?
Давняя инженерная мечта человечества - "ядерная батарейка". Как бы процесс её появления на свет ни тормозился, но цивилизация всё равно к ней придёт.
Постепенно повышается уровень автоматизации атомных станций всех мощностей. Установки конструируются всё более и более компактными и надёжными. Внедряется и развивается культура безопасности на всех стадиях ЯТЦ.
Обсуждаются возможности для минимизации расстояния между станцией и потребителем, а это накладывает особенные требования на проекты установок, так как ни при каких чрезвычайных или аварийных ситуациях не должно быть последствий, приводящих к отселению или неблагоприятным воздействиям на окружающую среду и людей.
Учитывая малый уровень мощности реактора, низкую энергонапряжённость активной зоны, оснащённость необходимыми средствами пассивной безопасности, компактное размещение всех элементов станции внутри прочного объёма защитного корпуса, есть все предпосылки для обеспечения локализации любых возможных проектных и запроектных аварий в период эксплуатации внутри защитного корпуса атомной станции без выхода радионуклидов в окружающую среду.
Всё это означает, что шаг за шагом атомная отрасль приближается к созданию технологии "ядерных батареек". Стремимся к этой цели и мы.
Конкуренты и потребители
Стандартный вопрос. Кто у нас в России может стать потребителем транспортабельных малых реакторов?
Соответственно, стандартный ответ. Прежде всего, это потребители в наших северных районах и других регионах децентрализованного энергоснабжения.
Нами рассмотрены различные возможные места размещения атомных станций малой мощности в районах децентрализованного энергоснабжения Крайнего Севера и Якутии.
Анализ реальных условий и действующих на местах тарифов на электрическую и тепловую энергию наглядно показывает, что наиболее востребованным является уровень мощности станции до 10 МВт(э).
При росте потребностей, соответственно, возможно блочное наращивание мощности, не допуская накопления её излишков на местах, что отрицательно скажется на экономике.
А сегодняшняя реальная стоимость электрической и тепловой энергии в ряде пунктов в несколько раз превышает расчётную себестоимость электрической и тепловой энергии от атомной станции с РУ "Шельф".
Но в последнее время у малой атомной энергетики в таких регионах появился серьёзный конкурент- плавучие станции на СПГ.
Понимаю, что вы имеете в виду, но отвечу так: "Это вопрос дискуссионный". Да, плавучие СПГ-станции выглядят красиво, но всё же надо внимательно просчитывать все аспекты по экономике, экологии и другим направлениям.
И, безусловно, расчёт экономической эффективности следует вести не для отдельной СПГ-станции, а для всего комплекса с обеспечивающей инфраструктурой, и сравнивать с аналогичной инфраструктурой атомных станций малой мощности.
Для нашего проекта "Шельф" мы доказали конкурентоспособность с ветряками и дизельной генерацией. В частности, мы обоснованно говорим, что начинаем выигрывать у дизельной генерации при более чем 12-летнем плановом периоде работы установки. И здесь возникает вопрос времени, мы что-либо развиваем всерьёз и надолго или нет.
Вместе с тем, в период жизненного цикла станции малой мощности предусматривается возможность её перемещения к новому месту эксплуатации до выработки полного ресурса.
Сейчас мы занимаемся сравнением с плавучими СПГ-станциями. Причём мы хотим получить ответ честный и реальный, для себя, а не для рекламы. Вопрос нужно изучить плотно, им занимается наш отдел технико-экономического анализа.
Ситуация многофакторная, есть на что влиять, есть, что нужно учитывать... Предварительно могу сказать, что однозначно называть плавучие СПГ-станции фаворитами нельзя.
За пределами России мы видим интересный рынок для малых транспортабельных АЭС - Африка. На этом континенте только приступают к развитию инфраструктуры атомной энергетики, и вариант с транспортабельными реакторами для них может оказаться удачным.
Про перспективы российских технологий в конкретных странах и на континентах вам лучше ответят в компаниях-интеграторах "Росатома". А наше дело - техника и правовое обеспечение самих атомных станций малой мощности и логистики применения транспортабельных установок на всех этапах жизненного цикла.
Главный вывод, который мы для себя сделали в сотрудничестве с ведущими организациями атомной отрасли и НИЦ "Курчатовский институт" - существующего на сегодняшний день международного права в целом достаточно для обеспечения международных поставок станций малой мощности.
Конечно, вопросы остаются, причём среди них есть тяжёлые - например, вопросы по транспортировке станций со свежим и отработавшим топливом. Они всё ещё требуют детализации в международном праве, однако, как мы считаем, канва для этого создана.
Хочу отметить, что многое будет зависеть от того, какие бизнес-модели будут предложены для применения малых транспортабельных установок. Поэтому мы выступили с предложением направить следующий совместный проект под эгидой МАГАТЭ на отработку различных бизнес-моделей для различных транспортных схем и для того законодательства, которое действует в мире на сегодняшний день.
Какие могут быть бизнес-модели, кроме аренды?
Вариантов много, начиная от аренды и вплоть до модели максимального аутсорсинга, подразумевающей, что за всё отвечает страна-производитель. Это большая тема, и я предлагаю дождаться отчёта МАГАТЭ, который многое прояснит.
У России есть интересный опыт - сдача Индии в аренду атомной подводной лодки. Вы не рассматривали такой пример?
Опыт интересный, но учтите, что Индия - ядерная держава, обладающая всей нужной инфраструктурой и всем необходимым для обращения с таким ядерноопасным объектом.
С такими государствами, как Индия, проблем мы ожидаем меньше всего. Гораздо труднее организовать аренду в странах, которые нуждаются в энергии и хотят её получать, но не имеют для этого ни возможностей, ни полномочий, ни достаточно обеспеченной системы гарантии безопасности.
Александр Пименов, фото Игорь Балакин (AtomInfo.Ru).
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.





Континентальные и подводные
Какие проблемы могут быть в том случае, если мы рассматриваем потребителя малых транспортабельных станций, отдалённого от побережья?
Мы как разработчики конструкций и технологий призываем потребителей: "Не надо сразу ставить перед собой задачу разместить станцию в глубине страны!".
Для плавучих станций всё очевидно, но и для станций наземного размещения, мы полагаем, на начальном этапе надо начинать с потребителей, удалённых от прибрежной зоны на разумное расстояние, при котором доступны простые логистические схемы.
Для них известны такие параметры, как грузоподъёмность портовых кранов, состояние дорог от морских портов, и так далее.
Именно эти потребители должны быть выделены в первую очередь, и с ними интегратор должен проводить соответствующую работу. А идти по пути углубления внутрь материковой зоны можно и нужно, но позже.
То же самое справедливо и для внутрироссийского размещения. Одно дело, доставить груз по хорошим дорогам с понятной логистикой, другое - пытаться забросить его по зимнику в условиях ограниченного времени для возможности минимального объёма строительства.
Тогда давайте рассмотрим противоположную ситуацию. Потребитель прибрежный, но размещение установки подводное.
Подводный вариант для нас виделся самым первым и более понятным. Оппоненты часто спрашивают: "Как быть в таком случае с физзащитой?". Отвечу, что организовать её возможно, и обойдётся она дешевле, чем для наземной установки, но придётся прибегнуть к нестандартным решениям.
У подводного размещения есть другая, более важная проблема. Если в транспортной энергетике теплоотвод идёт в открытое море, то у подводной атомной станции теплоотвод идёт в ограниченной прибрежной зоне. Мы получаем тепловое пятно, и придётся особенно тщательно просчитывать воздействие на окружающую среду.
Также для подводной установки особенно важно не допускать выхода радионуклидов в окружающую водную среду. В подводном варианте нашего проекта "Шельф" мы вновь настаиваем на том, что, благодаря его конструктивным особенностям и низкой энергонапряжённости зоны, в случае любой нештатной ситуации вся авария локализуется внутри корпуса.
Конечно, остаётся такой неприятный момент, как обращение с аварийным топливом. Но здесь мы сохраняем достаточную уверенность, потому что у нашей отрасли такой опыт был набран в процессе обращения с аварийными отсеками подводных лодок.
Из известных плюсов подводного размещения - оно почти не забирает у потребителя землю, требуются только коммутационные системы выдачи мощности на берегу. Доступный и практичный вариант применения подводных установок - размещение их под газонефтедобывающими платформами.
От "Шельфа" к "Шельфу-М"
Александр Олегович, в каком состоянии сейчас находится проект "Шельф"?
Мы оцениваем станции малой мощности с реакторной установкой "Шельф" весьма перспективными и надеемся увидеть их в железе. На мой взгляд, "Шельф" - ещё один этап приближения к "ядерной батарейке".
Я неоднократно говорил, что наша идеология выглядит следующим образом. В настоящее время целесообразно создавать установки на технологиях, доступных на сегодняшний день, и параллельно разрабатывать станции следующего поколения.
Невозможно было бы создать автомобиль модели 2020 года, если бы не было первого бензинового автомобиля Карла Бенца в 1885 году. В любой технологии требуется пройти определённый эволюционный путь, и наша отрасль не исключение.
Начиная с прошлого года, работы по "Шельфу" перешли из разряда инициативных в плановые. Сейчас мы занимаемся подготовкой документации на модернизированный "Шельф-М", который соответствует требованиям интегратора по обеспечению его конкурентоспособности на внешнем рынке.
Так как при этом нам приходится менять как массогабаритные, так и технические параметры, то мы одновременно решаем те технические вопросы, которые на первом этапе были упрощены на основе отработанных технических решений.
Исходно мы поступали так: "Есть вещи, которые мы знаем и умеем, из них нужно собрать станцию малой мощности". Теперь у нас появилась возможность усовершенствовать первые варианты проекта.
Добавлю, что "Шельф" был разработан по всем требованиям большой атомной энергетики. Если сделать его по нормам транспортной энергетики, то многое упростится.
Согласование применения данных норм требует временных затрат, поэтому мы сегодня предпочитаем работать с теми правилами и нормами, которые уже есть в нашей стране, так как очень хотим, как можно скорее увидеть "Шельф" построенным и работающим.
И когда первый "Шельф" может быть построен?
О конкретной дате говорить рано. Мы со своей стороны делаем всё возможное, чтобы её приблизить.
Хорошо, тогда сформулируем вопрос так: "В 20-ые годы реально увидеть "Шельф" вживую?".
Я думаю, и мы надеемся, что до конца 20-ых годов первый работающий "Шельф" можно будет не только увидеть, но и замерить напряжение на его выходных клеммах. Мы на это рассчитываем и будем всецело этому способствовать.
Вы сказали, что параметры "Шельфа" меняются. Какой будет его мощность?
Не совсем так. Основные параметры у нас остались пока практически неизменными. В частности, его электрическая мощность 6,6 МВт(э). Но мы рассматриваем и вариант повышенной мощности до 10 МВт(э), это из области обеспечения конкурентоспособности.
Топливо мы используем референтное, уже апробированное, для того чтобы уйти от многолетних испытаний. К тому же, обогащение референтного топлива также менее 20%, и мы не видим никакого смысла его менять, так как рассчитываем и на международные рынки применения в том числе.
Но основная работа сейчас у нас нацелена на массогабаритные показатели и на обеспечение возможности транспортировки к месту установки с максимальной заводской готовностью. При этом пути доставки рассматриваются комбинированные, так как морской и речной пути вызывают у нас меньше всего опасений.
Сохранилось у вас понимание, какие заводы будут изготавливать "Шельф" и оборудование для него?
Сохранилось. Кооперация нам понятна, и она уже представлялась заказчикам. Кроме того, мы работаем сейчас над системой выдачи мощности, определяемся с тем, что у нас будет на выходе - турбомашинное преобразование или какой-то иной вариант. Конечно, стараемся ориентироваться на отечественного производителя, но видим и импортные аналоги.
Правильно ли мы понимаем, что НИКИЭТ для "Шельфа" станет и конструктором, и проектантом?
Мы говорим, что берём на себя функцию комплектного поставщика. Мы станем главным конструктором реакторной установки, планируем взять на себя полностью функцию генпроектировщика, сами намерены привлекать конструктора корпуса, и так далее.
А кто будет научным руководителем проекта?
На текущий момент можно твёрдо обещать, что научный руководитель будет. Кто именно - вопрос на стадии решения. По определённым направлениям мы взаимодействуем с ФЭИ, с Курчатовским институтом и с ВНИИАЭС, откуда назначен научный руководитель направления малых станций в отрасли.
Окончательное закрепление функций для "Шельфа" будет выполнено, когда мы дойдём до стадии техпроекта.
Научный руководитель нужен тогда, когда разрабатывается нечто новое. Если изделие стандартное, на конвейере, то для него научный руководитель требуется, в основном, в части сопровождения развития.
А для "Шельфа"?
А для "Шельфа", как нам представляется, научный руководитель необходим в процессе лицензирования и, в первую очередь, для подтверждения основ безопасности. Мы в состоянии сделать это сами, но важно, чтобы другая авторитетная организация подкрепила наши выводы своими расчётами.
Насколько плотно вы общаетесь с Ростехнадзором?
С Ростехнадзором общались неоднократно, с НТЦ ЯРБ плотно сотрудничаем. Общая программа взаимодействия выработана.
В нашем общении с регулятором два основных направления - обеспечение безопасности и доработка нормативной правовой базы под малые атомные установки.
Позиция Ростехнадзора известна. Он считает, что норм для больших станций вполне достаточно, и ничто не мешает нам создавать малые станции по нормам для больших. Мы с этим согласились и это требование исполняем.
Но если мы сможем в каких-то случаях показать избыточность норм для больших станций и обосновать безопасность отступлений от них, то, как я надеюсь, Ростехнадзор найдёт возможность и пойдёт нам навстречу, приняв соответствующие решения, благо в мире уже есть прецедент в данном вопросе.
Будет ли связано лицензирование "Шельфа" с какими-то особенными сложностями?
Полагаю, что никаких блокирующих или серьёзных проблем не должно быть, так как мы настаиваем на том, что референтные решения и конструкции были отработаны на транспортных установках.
Опыт лицензирования "Ломоносова" подойдёт?
Мне некорректно его сейчас оценивать, но в любом случае это опыт, и он полезен как любой другой опыт.
Насколько хорошо разработка "Шельфа" поддержана расчётными кодами?
Если брать сегодняшние действующие коды, то мы не испытываем недостатка в их наличии. В "Росатоме" разрабатываются коды нового поколения, постоянно идёт процесс их совершенствования, экспериментального подтверждения, и это положительно влияет на качество обоснований для установок различных типов, в том числе перспективных.
Также перед нами стоит задача создания цифрового двойника. Мы воспринимаем её серьёзно, поскольку отработка на цифровых моделях значительно упрощает и делает более надёжным и качественным весь процесс разработки проекта, а в итоге и сам проект.
Из опыта транспортной энергетики можно вынести следующий полезный урок: "Даже если в схеме на бумаге всё идеально, то на заводе концы патрубков друг с другом почему-то не совпадут". Цифровые методы проектирования позволяют оптимизировать процесс проектирования и сократить количество подобных ошибок.
В итоге мы стремимся и получим конечный продукт в виде современной атомной станции малой мощности "Шельф", выполненный на высоком научно-техническом уровне с обеспечением всех компонентов культуры безопасности.
Спасибо, Александр Олегович, за интересное интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.
Александр Пименов, фото Игорь Балакин (AtomInfo.Ru).
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.






Интервью провели и подготовили Игорь БАЛАКИН и Александр УВАРОВ (AtomInfo.Ru).
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе

Послание Галатам Павла апостола
  • +0.29 / 19
  • АУ
Мишел
 
russia
Слушатель
Карма: -6.48
Регистрация: 24.09.2011
Сообщений: 414
Читатели: 0
https://www.reviewjo…s-2036202/ 
Видеоролик в самом начале статьи.
Вроде гигаваттник.
  • +0.02 / 2
  • АУ
Мишел
 
russia
Слушатель
Карма: -6.48
Регистрация: 24.09.2011
Сообщений: 414
Читатели: 0
Цитата: Dobryаk от 28.05.2020 13:06:30Александр Пименов: приближение к мечте
ATOMINFO.RU, ОПУБЛИКОВАНО 28.04.2020

На вопросы корреспондентов электронного издания AtomInfo.Ru ответил заместитель генерального директора АО "НИКИЭТ" по стратегическому управлению и инновационным проектам Александр ПИМЕНОВ.

А что будет с ОЯТ этих установок? Почему про это ничего не сказано) 
  • -0.01 / 1
  • АУ
сапёрный танк
 
russia
63 года
Слушатель
Карма: +90.32
Регистрация: 21.02.2009
Сообщений: 21,119
Читатели: 47
Цитата: Мишел от 29.05.2020 23:31:57А что будет с ОЯТ этих установок? Почему про это ничего не сказано)

.........Так на заводе-изготовителе его и извлекут. По моему, там всё ясно сказано.
Мёртвый враг всегда хорошо пахнет
  • +0.02 / 2
  • АУ
Мишел
 
russia
Слушатель
Карма: -6.48
Регистрация: 24.09.2011
Сообщений: 414
Читатели: 0
Цитата: сапёрный танк от 29.05.2020 23:37:35.........Так на заводе-изготовителе его и извлекут. По моему, там всё ясно сказано.

А, так в мире нет проблем с ОЯТ - извлечь и всё...отлично.
Вот кстати новость - https://ria.ru/20200530/1572206390.html 
Россия и США договорились о контроле переработки ядерных материалов в РФ
Отредактировано: Мишел - 30 май 2020 12:07:20
  • +0.02 / 2
  • АУ
Dobryаk
 
italy
Лукка
77 лет
Практикант
Карма: +462.29
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,282
Читатели: 80
Цитата: Мишел от 30.05.2020 12:05:57А, так в мире нет проблем с ОЯТ - извлечь и всё...отлично.
Вот кстати новость - https://ria.ru/20200530/1572206390.html 
Россия и США договорились о контроле переработки ядерных материалов в РФ

Вы никогда не научитесь вникать в суть документов. Впрочем,  неокрепшие мОзги напрягать вредно, подхрюкивать ((с) Путин) намного легче.

Ядерные материалы  подлежат строжайшему учету и контролю: чтоб золотинки с возу не пропало, чтоб маленький гвоздочек не пропал ((с) Высоцкий). 
 
Уже на стадии вывоза желтого кэка с ГОК к  контейнеру  вешают ярлык,  и их число превращается в большую простыню, и если в этой простыне появилась хоть одна американская запись, то американцы за таким продуктом по своим законам обязаны следить всю дорогу. Вообразите, что он попал на обогащение в Ангарск  — по этому соглашению американцы хотят знать ровно то же, что и формальные владельцы. И так оно во всем мире. Так что это "договорились" нечто заурядное, не достойное никакого внимания.

У американцев в этом пункте очко играет с особой чувствительностью по одной банальной причине: они знают точно, что если какая-нибудь из даже выпестованных ЦРУ террористических организаций слепит что-то грязное, то испытывать эту ядерную гадость будет непременно на американцах.  Так как понимают, что заслужили это.
Отредактировано: Dobryаk - 31 май 2020 17:14:22
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе

Послание Галатам Павла апостола
  • +0.42 / 28
  • АУ
Мишел
 
russia
Слушатель
Карма: -6.48
Регистрация: 24.09.2011
Сообщений: 414
Читатели: 0
для поддержки АЭС
https://thehill.com/…as-soon-as 
Отредактировано: Мишел - 01 июн 2020 19:41:22
  • -0.01 / 1
  • АУ
ДядяВася
 
russia
Москва
20 лет
Слушатель
Карма: +282.16
Регистрация: 22.07.2010
Сообщений: 5,913
Читатели: 7

Модератор ветки
Цитата: Мишел от 01.06.2020 18:39:54для поддержки АЭС
https://thehill.com/…as-soon-as

В общем, не совсем понятна новость. 

На $150 млн, при нынешней цене на уран $34/фунт, закупят около 2000 т. 
В то же время годовое потребление урана в США порядка 20 000 т. 
Т.е. запаса хватит, чтобы обеспечить 10 реакторов на год, при общем количестве энергетических реакторов 95 шт.
Своей добычи урана считай нет. В 2019 году добыли меньше 100 т. Своего обогащения, то же нет.
  • +0.24 / 13
  • АУ
Dobryаk
 
italy
Лукка
77 лет
Практикант
Карма: +462.29
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,282
Читатели: 80
book.sarov.ru › Atom-69-2016-3

А еще интереснее пойти на страницу


70 лет рфяц-внииэф - Научная электронная библиотека
book.sarov.ru › Atom-69-2016








Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе

Послание Галатам Павла апостола
  • +0.17 / 11
  • АУ
ДядяВася
 
russia
Москва
20 лет
Слушатель
Карма: +282.16
Регистрация: 22.07.2010
Сообщений: 5,913
Читатели: 7

Модератор ветки


ATOMINFO.RU, ОПУБЛИКОВАНО 02.06.2020


Новые подходы к обращению с ОЯТ перспективных реакторов обсуждаются в Соединённых Штатах. Как пишет "Power Magazine", одним из возможных вариантов станет постоянное захоронение ОЯТ в глубоких горизонтальных скважинах непосредственно на реакторных площадках.

Острота проблемы
Интерес к такому подходу возрос после того, как в конце апреля 2020 года компания "Deep Isolation", работающая в сфере обращения с радиоактивными отходами, подписала первый контракт.

Работу компании заказала не коммерческая фирма, но независимый институт EPRI. Специалисты "Deep Isolation" совместно с группой исследователей из институтов, университетов и компании "Southern Co." проанализируют плюсы и минусы применения технологии горизонтальных скважин для постоянного захоронения ОЯТ. При этом планируется затронуть все аспекты, включая лицензирование и работу с населением.

Если рассматривать ситуацию в целом, то нужно признать, что проблема ОЯТ - одна из самых острых из стоящих перед американской атомной отраслью. Все попытки приступить к строительству национального хранилища "Гора Юкка" вышли неудачными, и отработавшее топливо размещено сегодня на 121 площадке в 39 штатах США на временном хранении.

Институт NEI призывает правительство США принять, наконец, устойчивую программу обращения с ОЯТ. Острота проблемы ОЯТ только усиливается в условиях широко развернувшихся работ по коммерциализации реакторов IV поколения, а их разработчики предпочли бы иметь план по обращению с выгоревшим топливом с самого начала.

Компания "Deep Isolation" была создана в 2016 году. В неё были привлечены специалисты, экологи и бизнесмены, совместно работающие над поиском путей безопасного и экономичного постоянного захоронения ядерных отходов.
Компания сумела собрать 14 миллионов долларов, привлечь консультантов из "Bechtel" и других известных отраслевых организаций, а также получить "полдюжины писем о намерениях" от потенциальных заказчиков.

Решение от "Deep Isolation"
Решение, которое она предлагает, выглядит следующим образом. На площадке или рядом с ней на глубине примерно 1 мили бурятся горизонтальные скважины, куда помещаются ёмкости с ядерными отходами. Далее вертикальный участок заполняется скальными породами, бентонитом и другими материалами, запечатывая тем самым горизонтальное хранилище.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра






Видео, поясняющее основные принципы технологии - по этой ссылке. (47 МБ, красивая презентация)
Для размещения в подобном хранилище отработавшего топлива компания предлагает использовать коррозионностойкие контейнеры длиной 14 футов. Проталкивать в горизонтальный участок хранилища, выполненный из углеродистой стали, контейнеры предполагается при помощи бурильных труб, колонн гибких труб (колтюбингов) или иных применяемых в бурении устройств.

Принципиально важно, что процесс захоронения в таком подходе является обратимым (это одно из требований NRC). Команда квалифицированных работников сумеет при необходимости извлечь контейнеры с ОЯТ из горизонтального хранилища, хотя на это уйдёт неделя или более. В компании настаивают, что процесс извлечения достаточно сложен для того, чтобы его могли реализовать нежелательные элементы (например, террористы).

Бурение скважины, имеющей вертикальный и горизонтальный участки, будет осуществляться с использованием технологии наклонно-направленного бурения (directional drilling) "в стабильных геологических формациях, не контактировавших с биосферой миллионы лет". Активное развитие этой технологии сделало её "надёжной и недорогой".

Диаметр скважины будет порядка 18 дюймов (более 45 см), диаметр контейнеров с ОЯТ - от 9 до 13 дюймов. Длина горизонтального участка может достигать 2 миль.(на коленке около 700 контейнеров на скважину)
В январе 2019 года "Deep Isolation" организовала демонстрацию, в ходе которой макет контейнера был сначала помещён, а затем извлечён из горизонтальной скважины. У компании есть контракт с правительством США, однако его условия не раскрываются, поэтому нельзя сказать точно, насколько в демонстрацию было вовлечено министерство энергетики.

В компании уверены, что их технология может быть готова к широкому внедрению под лицензией промежуточного хранилища через пять лет. Собственно бурение скважины на выбранной площадке займёт "несколько месяцев".

Ждать до появления в США коммерческих реакторов нового поколения придётся дольше, поэтому в компании готовы взяться и за задачу организации хранения ОЯТ действующих АЭС. Для размещения накопленных в стране 80 тысяч тонн ОЯТ понадобится пробурить 300 скважин с 2-мильными горизонтальными участками. Впрочем, пока говорить о столь серьёзном проекте не приходится по многим причинам.

У технологии "Deep Isolation" может быть и экспортное применение. В этих целях компания в мае выпустила проспект, ориентированный на лиц, принимающих решения, в странах Европы, Ближнего Востока и Африки.
PS. Недавно была ссылка на статью, где предполагалось отправлять своё (США) ОЯТ на переработку в другие страны, т.к. сами уже ничего не могут. А тут новая идея, задёшево закапывать в землю. Профит двойной, окончательно захоронить ОЯТ (насчёт обратно, при необходимости достать, большие сомнения) и привлечь простаивающие буровые для горизонтального бурения.
  • +0.19 / 11
  • АУ
Дозик
 
Слушатель
Карма: +33.56
Регистрация: 22.10.2009
Сообщений: 559
Читатели: 3
Цитата: ДядяВася от 03.06.2020 01:38:40
Принципиально важно, что процесс захоронения в таком подходе является обратимым (это одно из требований NRC). Команда квалифицированных работников сумеет при необходимости извлечь контейнеры с ОЯТ из горизонтального хранилища, хотя на это уйдёт неделя или более. В компании настаивают, что процесс извлечения достаточно сложен для того, чтобы его могли реализовать нежелательные элементы (например, террористы).



Не... ну это беспредел... Какой-такой "захоронение"? Захоронение - это хранение без цели последующего извлечения...  а так - временное хранение. "гигемон" опять балуется... Улыбающийся
  • +0.10 / 4
  • АУ
Senya
 
russia
55 лет
Слушатель
Карма: +331.68
Регистрация: 20.11.2008
Сообщений: 27,658
Читатели: 54

Глобальный Модератор
Цитата: Дозик от 03.06.2020 22:39:42Не... ну это беспредел... Какой-такой "захоронение"? Захоронение - это хранение без цели последующего извлечения...  а так - временное хранение. "гигемон" опять балуется... Улыбающийся

Тут бы задействовать углеводородную часть названия ветки, в смысле спросить бурильщиков. Давления большие, материал забивки по характеристикам от материала пласта (пластов, на такой-то глубине) в любом случае отличается, динамические процессы идут. Вероятность километровой трубой нащупать полуметровую пещерку со временем должна падать чуть ли не экспоненциально. Разве что полноценную шахту для извлечения строить.
"Иван Грозный помещает на рабочий стол полученный от хана ярлык."(с) Не моё.
  • +0.14 / 5
  • АУ
Дозик
 
Слушатель
Карма: +33.56
Регистрация: 22.10.2009
Сообщений: 559
Читатели: 3
Цитата: Senya от 04.06.2020 09:05:38Тут бы задействовать углеводородную часть названия ветки, в смысле спросить бурильщиков. Давления большие, материал забивки по характеристикам от материала пласта (пластов, на такой-то глубине) в любом случае отличается, динамические процессы идут. Вероятность километровой трубой нащупать полуметровую пещерку со временем должна падать чуть ли не экспоненциально. Разве что полноценную шахту для извлечения строить.

Они не пещерку собираются искать, а как бы горизонтальную двухмильную колбасу "ядерными отходами" набивать собираются. Есть один нюанс: у нас разделяют на два вида "ядерных отходов" - собственно ОЯТ и РАО. В цитируемых статьях (по крайней мере в переводе), журналисты все смешивают в кучу. Те страны, которые серьезно планируют захоранивать ОЯТ (например шведы), они уже много лет изучают места будущих могильников, причем это скальные массивы, без разломов и других прелестей. Вроде как создается (или уже работает) подземная лаборатория для изучения поведения горных пород и т.д.  Для  ОЯТ разработаны специальные контейнеры. У нас такая же работа проводится/планируется для высокоактивных долгоживущих РАО, но это несколько другая история.
А то что предлагают в статье для ОЯТ - это какая то маниловщина. Ну или подход - а нам на все... 
  • +0.19 / 9
  • АУ
Волжанин
 
56 лет
Слушатель
Карма: +16.06
Регистрация: 04.08.2008
Сообщений: 5,206
Читатели: 4
Цитата: Дозик от 04.06.2020 22:27:55Они не пещерку собираются искать, а как бы горизонтальную двухмильную колбасу "ядерными отходами" набивать собираются.
Скрытый текст
Ну или подход - а нам на все... 

Капитализьм.
Лет 50 этот контейнер в этой кишке худо-бедно пролежит, а дальше хоть трава не расти.
Через 50 лет "или ишак, или падишах, или я..."
Отредактировано: Волжанин - 05 июн 2020 22:32:19
Кольцо врагов сжимается вокруг России?
Нет!
Кольцо врагов сжимается при виде России!
  • +0.02 / 2
  • АУ
сапёрный танк
 
russia
63 года
Слушатель
Карма: +90.32
Регистрация: 21.02.2009
Сообщений: 21,119
Читатели: 47
Цитата: Волжанин от 05.06.2020 17:48:23Капитализьм.
Лет 50 этот контейнер в этой кишке худо-бедно пролежит, а дальше хоть трава не расти.
Через 50 лет "или ишак, или падишах, или я..."

........Ну в СССР тоже был капитализьм, токио не частный, а государственный.
Мёртвый враг всегда хорошо пахнет
  • +0.09 / 5
  • АУ
ILPetr
 
russia
Екатеринбург
63 года
Слушатель
Карма: +108.07
Регистрация: 09.04.2008
Сообщений: 24,881
Читатели: 7
Цитата: Волжанин от 05.06.2020 17:48:23Капитализьм.
Лет 50 этот контейнер в этой кишке худо-бедно пролежит, а дальше хоть трава не расти.
Через 50 лет "или ишак, или падишах, или я..."

Собственно, если отжать всю воду, то все захоронение сводится к одному - засунуть куда-нибудь, чтобы оно оттуда не вылезло лет 10000. В этом смысле горизонтальная скважина ничем не отличается от соляного рудника, но есть более равные жЫвотные. Улыбающийся 
"Украинцев нисколько ни для чего не нужно."
  • +0.01 / 1
  • АУ
Волжанин
 
56 лет
Слушатель
Карма: +16.06
Регистрация: 04.08.2008
Сообщений: 5,206
Читатели: 4
Цитата: ILPetr от 06.06.2020 23:23:54Собственно, если отжать всю воду, то все захоронение сводится к одному - засунуть куда-нибудь, чтобы оно оттуда не вылезло лет 10000. В этом смысле горизонтальная скважина ничем не отличается от соляного рудника, но есть более равные жЫвотные. Улыбающийся

Ну как можно "отжать" всю воду, да ещё на 10000 лет?!
Для размещения такой шахты требуются специфические геологические условия. И они или есть, или их нет. А человек может ими только воспользоваться. Но сам человек создать такие условия на 10000 вперёд не сможет.
Кольцо врагов сжимается вокруг России?
Нет!
Кольцо врагов сжимается при виде России!
  • +0.01 / 1
  • АУ
Мишел
 
russia
Слушатель
Карма: -6.48
Регистрация: 24.09.2011
Сообщений: 414
Читатели: 0
  • +0.04 / 2
  • АУ
mse
 
Слушатель
Карма: +270.82
Регистрация: 25.09.2008
Сообщений: 29,278
Читатели: 15
Тута
А тута, подробнее
Отредактировано: mse - 11 июн 2020 20:26:06
  • +0.13 / 7
  • АУ
Сейчас на ветке: 3, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 0, Ботов: 3