К вопросу о левых делящихся материалах (Рычин всегда пишет смачно и хорошо читается):Тайна урана ЛуисвишиВладимир Рычин, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 02.02.2011
Уран в Бельгийском Конго был. Месторождение Шинколобве открыли в 1913 году. Богатая смоляная руда с содержанием до 60% оксида урана превратилась в основного поставщика для западного мира. Первые атомные бомбы в Соединённых Штатах делались, в основном, из конголезского урана.
В Заире урана, можно сказать, не было. Перед провозглашением независимости, бельгийские колонизаторы залили шахты водой, забетонировали входы и сделали всё возможное, чтобы доступа к остаткам ценного государства у нового африканского государства не было.
В Демократической Республике Конго (ДРК) уран есть. Он есть на чёрном рынке. Его добывают чёрные (в прямом и переносном смысле слова) старатели вместе с другими металлами. А с чёрного рынка уран расползается по всему миру, появляясь иногда в самых неожиданных местах.За этим процессом с тревогой наблюдают иностранные дипломаты. Остановить поток урановой контрабанды они не могут. Ослабленное бесконечными гражданскими войнами государство не в состоянии обеспечить надёжный контроль не только за своими ресурсами, но и за теми из своих сограждан, кому по долгу службы положено бороться с нелегальной добычей урана.
Сайт "WikiLeaks" опубликовал несколько каблограмм, отправленных из американского посольства в Киншасе. Мы предлагаем читателям их краткое изложение.
Мальтийский флагВсю провинцию Катанга можно со спокойной совестью назвать "слегка радиоактивной". Но есть места, где понятие "слегка" превышает разумные пределы, и туда правительство ДРК высылает комиссии, чтобы те посмотрели, померили и развели руками.
Одной из таких точек в 2007 году признали рудник Луисвиши (Luiswishi) в 20 километрах к северо-западу от города Лумумбаши. Комиссия, отправленная туда центральным правительством, постановила - уровень радиоактивности на руднике опасно высок, но владелец шахты скрывает эти данные и продолжает его эксплуатацию.
Рудник принадлежал компании "Mining Company of South Katanga" (CMSK), которая, в свою очередь, контролировалась мальтийской лесозаготовочной компанией "Malta Forest Company".
В начале июня 2007 года посольство США в Киншасе получило информацию от одного из своих осведомителей. Есть человек, сотрудник конголезского департамента OCC, играющего роль инспекционного органа при министерстве торговли, который два года работал инспектором на Луисвиши. За эти два года руководство мальтийской компании несколько раз платило ему и его коллегам за молчание о высоком радиационном фоне.
7 июня 2007 года американский дипломат, отвечающий в посольстве за блок экономических вопросов, пригласил пообедать профессора Фортуната Луму Бадимбаи-Мату.
Незадолго до этого, уважаемый профессор был снят с должности директора ядерного исследовательского центра (CREN-K) в Киншасе и выведен из состава национальной комиссии по атомной энергетики. Жизнерадостности и уверенности в завтрашнем дне это обстоятельство профессору не прибавило, а вот на словоохотливости сказалось в лучшую сторону.
За обедом Луму рассказал американцу о том, как в 2006 году лично ездил на Луисвиши и убедился - да, фон там на самом деле необычайно высок.
Луму был уверен в том, что "Malta Forest" добывает на Луисвиши уран и вывозит его под видом меди. Профессор помянул о косвенном доказательстве - цена на руду, объявляемая компанией, странно велика. Это можно объяснить, если клиентов мальтийцев в реальности интересует не медь, а содержащийся в руде уран.
Английский крестДипломат, работающий за рубежом, находится в постоянном поиске информации. Перспективные места для добычи сведений - обеды, завтраки, торжественные ужины и товарищеские застолья. Неудивительно, что сотрудник американского посольства после совместной трапезы с профессором Луму через шесть дней пригласил на ланч профессора Франсуа Лубала Тото - человека, сменившего Луму в ядерном центре.
Профессор Луму был уволен по обыденной для Африки причине. Правительство ДРК вело переговоры с английской компанией "Brinkley Mining", интересовавшейся конголезскими полезными ископаемыми. У министерства торговли возникли подозрения, что Луму заключил с британцами сделку, направленную на его личное обогащение.
Сам Луму это, разумеется, отрицал. По его словам, он сел за стол переговоров с британцами, планировавшими возобновить добычу урана в ДРК, исключительно по поручению правительства и думая только о благе народа и государства. Но государство и народ профессору не поверили. Есть подозрение, что и американцы тоже.
Оказывается, появление британцев было не случайным. Переговоры с ними начались на фоне странностей в Луисвиши. Власти в Киншасе предположили, что, отдав британцам права на разработку урана, они смогут добиться невозможного - восстановить транспарентность в урановом секторе страны и поставить английский крест на тайной торговле ураном.
Ключевым элементом сделки с "Brinkley Mining" должно было стать создание независимой частной компании, которая получила бы право инспектировать все перевозки урана из ДРК. Должность президента компании-инспектора была отведена бескорыстному и постоянно думающему о благе народа профессору Луму. Как видно, понятие "конфликт интересов" в Африке несколько отличается по содержанию от аналогичного понятия в цивилизованном мире.
Луму так и не понял, за что же, собственно, его уволили. Зато он точно знал, что судьба впавшего в немилость чиновника в ДРК незавидна. Поэтому он обратился в американское посольство с просьбой вывезти его и его семью в Соединённые Штаты и помочь там обустроиться хотя бы на первое время.
Сменивший профессора Луму профессор Лубала на ланче с американским дипломатом затруднился найти тёплые слова для личности своего предшественника. Однако он был вынужден признать, что обвинения в адрес мальтийцев обоснованы.
Комиссия ДРК по атомной энергии, рассказал Лубала, отправляла группу экспертов в Луисвиши. Их выводы однозначны - компания "Malta Forest" добывает там, экспортирует и продаёт уран.
Азиатский бизнесЛуисвиши - не единственное место в ДРК, где творятся тёмные дела. В 2005 году чиновники местной власти провинции Катанга осмотрели рудник Кисомпе. Они нашли повышенный фон и чёрных старателей, нанятых бизнесменами из Китая и Южной Кореи.
В ближайшем городе Ликаси чиновники побывали на складах компании "Copinath". Среди прочего, там они обнаружили 15 тонн радиоактивных горных пород, собранных на закрытом урановом месторождении Шинколобве.
Вернувшись домой, чиновники написали письмо с требованием заставить компанию вернуть породы в Шинколобве. Сделать этого не получилось из-за вмешательства сильного человека конголезского государства. Игравший роль советника президента по вопросам безопасности Самба Капуто лично выдал разрешение на экспорт спорной партии. Доподлинно неизвестно, почему он так поступил, но есть слухи, что Капуто входил на тот момент в список акционеров "Copinath".
На чёрном рынке случаются трудовые конфликты. В руки американцев 2 июня 2007 года попала копия жалобы, подписанной 20 чёрными старателями и направленной губернатору Катанги и министру внутренних дел.
Жалобщики говорили о том, что 27 марта 2007 года местные чиновники города Ликаси, тесно связанные с мэром города Хелен Яв Нгуз, наняли их для того, чтобы тайно собрать двести 60-килограммовых мешков скальных пород в Шинколобве.
У мэра Ликаси есть деловые партнёры из числа проживающих в ДРК китайских бизнесменов. За сбор породы она пообещала выплатить старателям 20 тысяч долларов. Как и следовало ожидать, мешки старатели сдали, но денег не увидели.
А между тем, добыча со всей возможной скоростью была эвакуирована из Ликаси. Под покровом ночи, мешки с породой загрузили в красную фуру с номером ACH-7893, принадлежащую гражданину Сомали, и 3 апреля груз был вывезен в неизвестном направлении.
Жалобу шахтёров американцы поставили под сомнение. В 2006 году сотрудник посольства США побывал в Шинколобве и, как ни странно, никого там не застал. Но деятельность мэра Ликаси американцы взяли на заметку. В распоряжении посольства были и другие документы, доказывавшие - она контактирует с бизнесменами из Южной Кореи на предмет тайной добычи полезных ископаемых.
Финская сообразительностьКосвенные улики, непрямые доказательства, скрытые подозрения - из этого набора ингредиентов не сотворишь дипломатического скандала в старом добром стиле. Но неожиданно выяснилось, что одна из стран, играющих на конголезском урановом рынке, ухитрилась крупно опозориться, и только безупречная европейская репутация спасла её от международной выволочки.
Некая финская компания в полном соответствии с требованиями дополнительного протокола к соглашению о гарантиях в связи с ДНЯО, уведомила в 2006 году МАГАТЭ о том, что импортировала из ДРК одну тонну урана.
Проблема в том, что Демократическая Республика Конго в 2006 году экспорт урана не производила.
Сотрудник МАГАТЭ в конфиденциальном порядке поставил в известность об обнаруженной неувязке профессора Луму, на тот момент возглавлявшего ядерный центр в Киншасе. Луму хранил полученное знание в секрете ровно до того момента, пока его не уволили. Оказавшись свободным от служебных обязанностей и зарплаты, профессор немедленно поделился услышанным с американским посольством.
Соединённые Штаты попытались получить подтверждение финского казуса от соответствующих структур МАГАТЭ. Агентство от комментариев отказалось.
Кто же из финского бизнеса работает на территории ДРК? В инспекционном органе министерства торговли есть закрытые данные по участию в жизни страны зарубежных компаний. Если им верить, что в 2005-2006 годах покупкой и экспортом из провинции Катанга "медного и кобальтового концентрата" занимались только две финские фирмы, причём на самом деле это могла быть одна и та же компания.
Одна из фирм - это "Opolo Chemicals", имеющая горно-обогатительный комбинат в Намибии и офис в ЮАР. Другая - это "Konkola Chemicals", она же "Kokkola", с офисами в Финляндии и Южной Африки.
Базы данных таможни, сведения, хранящиеся в налоговых инспекциях и других подобных заведений - настоящий клад для опытного разведчика. Американцам в Киншасе не составило большого труда вычислить всю цепочку.
С большой вероятностью, они установили, что покупателем урана из ДРК стала компания "Konkola". Её поставщиком была компания CMSK. А добыт уран был… на шахте Луисвиши, которой заправляет "Malta Forest".
Африканская подставаНо, может быть, компания "Malta Forest" невинна, и её элементарно подставляют в конкурентной борьбе за природные богатства Конго? Такую версию в американском посольстве не исключают.
"Malta Forest" работает на территории Конго с 1915 года. У неё немало покровителей и друзей, но также немало и влиятельных врагов.
Губернатор одной из конголезских провинций приложил немало усилий, чтобы убедить Соединённые Штаты - мальтийцы контрабандисты, и они должны быть немедленно остановлены. Казалось бы, чиновнику такого ранга можно верить, если бы не одно "но" - у него во владении имеется приличный пакет акций одной из компаний, конкурирующих с "Malta Forest".
Показания Луму - также не неоспоримый аргумент. Профессор сам признался в том, что использовал историю с "Malta Forest" для проталкивания сделки с "Brinkley Mining". А в этой сделке, стоит напомнить, у Луму был свой приятный кусочек - президентская должность в компании-контролёре.
Настало время, считали в 2007 году в американском посольстве в Киншасе, провести всестороннее расследование ситуации, сложившейся в богатых ураном регионах ДРК и привлечь для этого солидные международные организации, такие как МАГАТЭ. Африканский уран бесконтрольно и безучётно может вытекать на чёрный рынок, попадая в руки террористических группировок и опасных режимов.
По состоянию на 2011 год, такого расследования в ДРК проведено всё ещё не было. У Соединённых Штатов и их западных союзников - другие приоритеты в борьбе за нераспространение. Положение в Конго в рамки их борьбы не вписывается.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе
Послание Галатам Павла апостола