Третья, финальная часть, описывающая создание LETS-ситсем на базе социальных сетей и иных виртуальных сообществах.
Соцсети + LETS = Новые способы существованияПревью к статье, поскольку текст большой:
Любые экономики в мире – это относительно замкнутые торговые системы, обслуживающие интересы членов сообщества в которых они работают. Иначе LETS (Local Exchange Trading System) — система упорядочивания обмена товарами и услугами между членами сообщества. Деньги выступают в качестве смазки в данных системах. Самый понятный нам пример, это экономика любой страны.
Сообщества могут быть разного размера, от нации, до жителей одного поселка или пользователей одного интернет-ресурса. И для каждого такого сообщества может быть создана собственная денежная система которая лучшим образом удовлетворяет потребности всех жителей данной системы.
Вся статья описывает создание локальных экономик на базе существующих или вновь создаваемых социальных сетей, а также рассказывает какую пользу это дает пользователям и как на этом могут заработать сами соцсети. По сути это описание нового способа монетизации для любых социально ориентированных сервисов.
Для тех кому тема интересна, но текст покажется громоздким, можно посмотреть материалы в графическом виде.
http://prezi.com/rbir1_tb7zzw/lets/ Итак, приступим
Бурное развитие социальных сервисов, подкрепленное повышенным вниманием инвесторов и всеобщим ожиданием чуда, привело к тому, что все готовятся к великому будущему соцсетей и иже с ними. Придумывают множество новых фишек, создается огромное количество новых технологий. И по заверениям профильной прессы буквально уже сегодня глянув в окно (как виртуальное так и вполне реальное) можно увидеть шаги неминуемого Рая основанного на ИТ-технологиях.
Собственно все это очень вдохновляет и заставляет поверить что уже через пару лет все будет еще интереснее и круче чем было описано в самых смелых НФ-романах десятилетней давности. Однако серые будни возвращают нас на землю: Достижениями прогресса пользуются по большей части гики, хоть проникновение ШПД сделала всех нас ближе, но тем не менее среднестатистический пользователь лишь смотрит картинки в мире «Большого интернета» ну и самым верным способом монетизации был и остается его величество рекламный контент.
Предлагаю благородной публике альтернативный способ, а как еще можно заработать на социальных сетях.
Все заключается в построении на базе имеющихся соцсетей локальных экономик (LETS-систем подробнее что это и как работает описано вот здесь или полный сборник статей на эту тему здесь
www.facebook.com/pag…0043225?v=).
Для начала немного базовых понятий:
Сообщество – любое виртуальное или территориальная общность людей, объединенная общими ценностями, интересами; Сообщество способно силами своих участников производить и потреблять различные товары и услуги.
Деньги – некий общепризнанный эквивалент, в котором некое сообщество а) оценивает блага; б) совершает сделки с благами; в) накапливает богатство с целью когда-нибудь потом приобрести блага, а пока хранящихся в денежном эквиваленте.
Ресурсы – любые материальные и нематериальные активы (время, технологии, человеческий капитал и многое другое) но не деньги в виде звонкой монеты. Хотя оценить все эти активы в денежном эквиваленте очень даже можно.
Зачастую во многих сообществах наблюдается парадоксальная ситуация: есть достаточное количество всех необходимых ресурсов для производства товаров и услуг востребованных в этом же сообществе, но при этом же есть дефицит денежных знаков, как смазки между всеми участниками производственного процесса и в итоге пазл не складывается. Есть все составляющие продукта (неудовлетворенный спрос, исполнители, технологии и материалы), но участники процесса не могут договорится, о том как производить и перераспределять, потому как все привыкли к «невидимой руке рынка», однако при недостатке денег механизм просто не запускается и все в поисках дефицитных денег остаются в меру голодными.
Вывод, давайте создавать локальные деньги под существующие сообщества.
И вот как это работает: На базе любого уже существующего сообщества создается отдельная социальная сеть (или надстройка над уже существующей соцсетью) цель которой обмен товарами и услугами между членами сообщества. Каждый человек, вступающий в LETS-систему, указывает список товаров и услуг которыми обладает и готов делится, а также список товаров и услуг которые требуются ему. В таком виде это похоже на классическую систему аукционов или иных рекламных сервисов. Но в добавок к системе поиска и сведения между собой контрагентов добавляем еще несколько новаций:
1. Система карм и репутаций (очень ярко и детально это проработано на E-bay)
2. Внутреннюю валюту для совершения сделок, абсолютно не связанную с «глобальными» валютами (рубли, доллары и производные от них в виде ЭПС). Эмиссия и управление этими деньгами регулируются тремя принципами «Новая чеканка», «Демерредж» и «Обособленность»
«Новая Чеканка». Каждый новый член сообщества указывает список собственных ресурсов (товары и услуги которые он готов предложить сообществу) и необходимых ему ресурсов. Поскольку этот новый пользователь не имеет репутации и известности внутри сообщества ему а) сложно продать свои ресурсы; б) не на что купить чужие. Для разрешения этой ситуации и запускается механизм чеканки: в любой экономической системе, возможно рассчитать объем денежных средств необходимый для полнокровного функционирования системы (к примеру каждому пользователю необходимо 100 монет для того чтобы они постоянно циркулируя в системе позволяли удовлетворить потребность в оборотных средствах). Под каждого нового пользователя чеканятся (естественно в электронном виде) эти самые 100 монет, но они передаются пользователю лишь при реализации им своих товаров и услуг в системе.
Вся схема выглядит так. Новый пользователь, публикуя собственные ресурсы или видя запросы других пользователей о требующихся им ресурсах, находит себе покупателя/заказчика. Поставщик оказывает услугу, потребитель ее получает, но оплачивает всю сделку система (в пределах эмитированных под данного пользователя средств).
В итоге поставщик получает деньги для собственных покупок и репутацию, потребитель получает товар, но при этом обязан справедливо ее оценить и написать отзыв, а система получает увеличение денежной массы и нового активного пользователя системы. Необходимо лишь предусмотреть защиту от мошенничества, позволив участвовать в таких сделках со стороны потребителя лишь пользователям с высоким уровнем репутации и лишь в фиксированных лимитах (соотношение 50/50 оплачиваемых самостоятельно и за счет системы сделок).
Второй принцип это «Демерредж». Деньги в подобных системах могут выступать исключительно в качестве средства оценки и средства расчета, при этом функцию накопления денег необходимо всячески устранить. Для этого вводится плата за пользование деньгами в виде регулярного налога на деньги находящиеся на счету пользователя. Ежемесячно (еженедельно или даже ежедневно) с каждого счета пользователя списывается фиксированный процент от имеющихся средств, размер этого списания – вопрос полевых экспериментов, но он должен стимулировать основную массу пользовать не накапливать эти денежные средства, а тратить их на потребление внутри системы. Вероятнее всего этот налог будет лежать в пределах от 12% годовых (1% в месяц) до примерно 60 % (1% в неделю).
Фактически у каждого пользователя есть возможность вообще не платить этот налог, потратив все средства к заранее известной дате уплаты налога.
Тем самым, используя «Обособленность» созданной экономической системы, состоящей в том что количество пользователей, а соответственно и денежной массы, ограничено и основная цель созданной локальной экономики это обслуживание и всяческое стимулирование внутренних торговых и производственных процессов данного сообщества. Мы получаем полноценную LETS-систему решающую следующие проблемы:
1) Дефицит оборотных средств устраняется как понятие, а использование «Новой чеканки» активно вовлекает новых участников системы, заодно формируя им репутацию и знакомя с другими членами сообщества;
2) Введенная плата за деньги с одной стороны стимулирует к активной экономической деятельности всех ее участников, а с другой позволяет избавится от инфляции;
3) Введение коммуникации пользователей за пределами виртуальных соцсетей позволяет с одной стороны повысить качество жизни всех участников сообщества, а с другой гигантским образом повышает лояльность каждого конкретного человека к соцсети на базе, которой реализован подобный функционал. Поскольку сеть превращается из средства для общения в средство для зарабатывания и прямой коммуникации с другими членами сообщества, причем на принципиально новом уровне. Это прямая реализация принципа «игРАбота».
Особенности работы LETS-систем:
1) Система должна быть локальна и включать в себя членов одного ограниченно в числе сообщества, по предварительным оценкам от 500 до 10 000 участников, объединенных некими коллективными целями или ценностями. Например, жители одного района или города (для оказания друг другу услуг и взаимопомощи в бытовых вопросах) или объединенных в клуб по интересам (профессиональные или иные организованные сообщества). Соответственно локальные деньги представляют интерес лишь для лиц живущих или работающих в пределах функционирования данной системы. В нее нет смысла заходить для точечной покупки или продажи, поскольку обеспечением по той валюте которую каждый участник получает, является товары или услуги которые создаются самими участниками системы. А находясь вне данной системы стоимость этого обеспечения приближается к нулю.
На первый взгляд, это ограничение, но если всмотреться, это огромное преимущество. В систему изначально не будут заходить посторонние люди, а все транзакции будут проводится, между людьми разделяющими общие принципы. Более подробно об этом написано в отдельной статье «Локальное и глобальное».
2) Ограничения на размер сделок. LETS-системы ориентированны на обслуживание бытовых потребностей, оказание различного рода услуг для частных лиц, поставка товаров, преимущественно непромышленного производства и т.п. Для совершения дорогостоящих покупок данный механизм слабо подходит, например на локальные деньги не купишь автомобиль, но при согласии сторон вполне можно оплатить аренду квартиры или даже путешествие.
Частично данное ограничение можно смягчить, и при этом расширить функциональность системы введя возможность различных вариантов оплаты:
а) фиксированная оплата во внутренней валюте;
б) постфактумная оплата во внутренней валюте (размер платежа определяется самим плательщиком по факту удовлетворенности от товара или услуги);
в) частичные платежи в глобальной (рубли, ЭПС) и локальной (внутренней) валюте;
г) компенсационные платежи плата за исходные материалы берется в глобальной валюте, а «работа» локальной валютой.
4)Благодаря тому что денежная масса ограничена, а также вся экономическая деятельность сосредоточена внутри, большинство сделок будут заключатся внутри сообщества, но все же возможны ситуации когда отдельные люди захотят обменять локальную валюту на глобальные деньги и наоборот, соответственно необходима биржевая площадка на которой любой желающий сможет выставить на обмен заработанную локальную валюту и выбрать наиболее приемлемые для себя курсы. Использование подобного биржевого механизма позволит обеспечить ликвидность для всех входящих и выходящих из системы пользователей. Дабы не было спекуляций на валютных курсах, достаточно ввести фиксированный процент со сделки который не будет тяжел для рядовых пользователей совершающих разовые сделки, но убийственен для спекулянтов.
5) Поскольку ни одно локальное сообщество не сможет удовлетворить всех потребностей своих членов, просто в силу того что оно является локальным и весьма ограниченным по территории и ресурсам, разумно предусмотреть возможность сотрудничества между различными LETS-системами с целью обмена производимыми внутри товарами и услугами.
Любой пользователь может производить собственный товар или услугу и продавать ее членам собственного сообщества, но при должном уровне развития инфраструктуры и существовании множества различных LETS, вполне возможно расширить свои рынки сбыта и потребления за пределы «родной» LETS.
Поиск контрагентов может осуществляется в пределах всех сообществ объединенных едиными стандартами и при совпадении запросов поставщика услуги и ее потребителя система автоматически конвертирует через биржевые механизмы одну локальную валюту на другую. Тем самым денежная масса обоих систем остается неизменной, но услуги и товары свободно перетекают между системами. Главное что бы всегда был ликвидный спрос и предложение на внутреннюю валюту.
Теперь как на этом всем могут заработать все участники системы или как получить ситуацию WIN-WIN
Пользователи системы получают экосреду в рамках которой, могут свободно обмениваться товарами и услугами при посредничестве вновь созданной для этого валюты. Вся система борется с решением проблемы дефицита денежных средств и стимулированию внутренней торговли. Ключевая задача системы обеспечить максимальную комфортность данной среды для пользователей, а также обеспечить ее безопасность от внешних рынков;
Администраторы системы получают дополнительный сервис, для собственных клиентов который позволит повысить их лояльность и привязать к системе. Но что более важно позволит зарабатывать на эксплуатации данной системы реальные деньги: в LETS способны генерировать налоговые платежи (плата за пользование деньгами) и процент взимаемый за обмен валют. Оба этих платежа получаются во внутренних валютах и тем самым у администратора образуется некий излишек этих средств. Его можно либо продать самим пользователям системы через биржевые механизмы, либо купить на эти деньги товары и услуги внутри системы и перепродать их во внешнем мире за глобальные деньги. К примеру на локальные деньги вполне можно покупать внимание пользователей системы и в дальнейшем продавать их рекламодателям, причем поскольку система содержит множество различной информации о пользователе, реклама может быть узко таргетрованна.
Таким образом, скрещивание LETS-систем и соцсетей позволит создать целый пласт экономики, который на данный момент, из-за дефицита внимания, находится в зачаточном состоянии. Вопрос в том кто первый ступит на данное поле и реализует новые принципы взаимодействия между людьми. Эти принципы превратят соцсети и интернет в целом из площадки для размещения рекламы в полноценный инструмент взаимодействия людей для создания новых продуктов.