И снова о коррупции.Несмотря на то, что данной проблеме уже уделено много внимания, решил добавить некоторые аспекты, принципиально важные, на мой взгляд. Сразу оговорюсь, что вещи будут зачастую банальные, но не писать о них просто нельзя.
Задача №1 государства.В наступающий момент борьба с коррупцией, как ни странно это может показаться на первый взгляд, становится задачей №1 для государства. В первую голову это происходит из-за многомерности влияния данного аспекта. Приведу лишь несколько примеров влияния коррупции на текущую ситуацию.
1. Развитие экономики в ближайшие годы возможно только в режиме государственных проектов. Частный капитал, долгое время являвшийся локомотивом роста экономики в ближайшее время перестает играть эту роль: сырьевики и первичная обработка из-за снижения цен и спроса на продукцию, строительный и потребительский сектора из-за закрытия кредитного изобилия. Таким образом, рост экономики возможен только в проектном режиме при главном инвесторе – государстве. Современный уровень коррупции гарантированно лишает данные проекты эффективности от 20 до 40%. В особо запущенных случаях, до 75% денег уходит на «откаты».
Таким образом, современный уровень коррупции не позволяет рассчитывать на экономическую эффективность гос.программ в условиях ограниченных ресурсов.2. В условиях нестабильности, при увеличении безработицы, прекращения привычного уже роста благосостояния, при прочих экономических трудностях, вероятных в ближайшее время, важнейшим аспектом успешного прохождения кризисного периода становится доверие со стороны населения к правительству и органам власти. Борьба с «пятой колонной» или, если угодно, борьба за «владение думами» нации приобретает принципиальное значение. При этом одним краеугольным камнем, фундаментом, альфой и омегой «других» является коррупция.
В нашей стране практически любой человек сталкивается с «низовой» коррупцией – в основном, «силового» происхождения (ГАИ, милиция, налоговики, военкоматы и т.д.). Имея подтверждения «продажности» власти на низовом уровне, легко поверить, что «если тут такое творят, представляете, что ТАМ происходит». Более того, что еще хуже, основа, на которую необходимо опираться – средний класс, сталкивается с коррупцией не только «низовой», но и «среднего» уровня. Практически любой тендер в современных реалиях имеет предопределенного победителя. Таким образом, у общества нет никаких оснований доверять власти, кроме интуитивного доверия к конкретным личностям. Данное доверие не является стабильным фактором и может легко измениться при ухудшении конъюнктуры.
Таким образом, современный уровень коррупции делает возможным (я бы даже сказал, весьма вероятным) социальные потрясения в обществе при ухудшении экономических условий жизни населения.Не буду подробно расписывать, но отмечу, что именно коррупция (например, в виде рейдерства), зачастую является главным аргументом, толкающим наиболее активную часть общества – успешных предпринимателей, к смене страны проживания/ведения бизнеса.
Считаю, что раздел подобный вышеизложенному (не обязательно прям этот) обязательно должен быть включен преамбулой ко всем предложениям по борьбе с коррупцией
Теперь о мероприятиях по изменению ситуации.В силу архиважности (с) данной проблемы, меры должны быть соответствующими.
1. Превращение борьбы с коррупцией в «национальную идею». Необходимо создать информационный фон не только из выступлений первых лиц и принятием малопонятных законов «о борьбе», воспринимаемых многими как «пчелы против меда». Требуется возникновение устойчивого понимания каждым жителем страны о том, что идет большая «чистка». Передовицы основных федеральных газет, новостные программы на 1 канале и РТР должны чуть ли не ежедневно начинаться сообщениями об очередных задержаниях/ осуждениях, причем даже впереди «правительственных хроник». Уровень «задержанных лиц» в информации должен быть максимально разным, от рядовых гаишников до сотрудников министерств, мэров, губернаторов, депутатов. Каждый такой репортаж должен оканчиваться призывом помочь специально созданной «антикоррупционной» службе. На основных телеканалах должны идти рекламные ролики данной службы с указанием способа обращения.
2. Создание специальной «антикоррупционной службы». Предложения о ней уже были представлены на форуме, отмечу, что необходима возможность анонимного сообщения, обязательно максимально полное представление службы в Интернете. Портал службы должен не только предоставлять возможность сообщить о фактах коррупции, но и выдавать полную информацию о работе службы с как минимум ежемесячным, а лучше еженедельным обновлением (сколько, кого - хотя бы по должности/месту работы, где задержали, сколько и каких дел передано в суд, что и по каким делам решил в суд).
Сотрудники службы должны действовать по выявлению коррупционеров, в том числе и методом провокации (предлагая взятки гос.служащим), при этом с определенной периодичностью в качестве задания выступают «проверочные» дела, где проверяют самого сотрудника службы на коррупцию.
3. На базе портала службы создать открытую базу данных коррупционеров (далее БД службы), т.е. лиц осужденных по антикоррупционным статьям. Для этого необходимо будет принять поправки в закон о персональной информации.
4. Запретить на ближайшие 10 лет любые исключения из БД службы, иначе как по решению суда о реабилитации по рассмотренному ранее делу.
5. Запретить принимать в любые бюджетные и государственные структуры (включая гос.корпорации, бизнес структуры с контрольным пакетом государства и т.д.) лиц числящихся в БД службы. Любой коррупционер должен понимать, что он не сможет устроиться на работу даже дворником в государственном ЖЭКе. Далее, рекомендовать всем частным структурам, работающим с гос.подрядами, проверять соискателей на вакансии по БД службы.
6. При приеме на гос.службу обязательное декларирование всей собственности семьи (муж, жена, несовершеннолетние дети). Обязательное ежегодное декларирование доходов всей семьи.
7. Введение в законодательство нормы, рассчитывающей возможный законный доход семьи гос.служащего исходя из задекларированного имущества на момент поступления на службу и ежегодных деклараций о доходах. Введение нормы обязательной конфискации имущества оцененной сверх возможного законного дохода.
8. Параллельно принять комплекс мер по экономическому стимулированию добросовестных гос.служащих. В частности, помимо среднестатистических окладов, формировать повышенную «накопительную часть» пенсии. Каждый год гос.служащий должен получать от Пенсионного Фонда России квиточек, в котором будет указан размер его ежемесячной пенсии по выходу в отставку. Данная пенсия должна формироваться за счет накопительной части и быть соразмерной с окладом работающего сотрудника (по возможности даже превосходить ее). Одновременно, ввести норму закона, изымающую в обязательном порядке всю накопительную часть пенсии в пользу государства по коррупционным статьям, т.е. при совершении акта коррупции, человек лишается достойной пенсии. Коротать век будет на "социалке".
9. Максимально возможно исключить коррупционные действия регламентными и техническими способами.
Например: Все машины сотрудников ДПС (по крайней мере, в крупных городах) должны быть оборудованы web-камерами, передающими изображение на центральный узел (не обязательно единый для города - в зависимости от масштаба) в реальном времени (в Финляндии данными устройствами оборудованы все такси). Сотрудники обязаны проводить все действия с водителями исключительно в зоне видимости камеры. Так же все машины должны быть оборудованы ГЛОНАСС-датчиками с передатчиками на центральный узел текущих координат машины в реальном времени (т.е. центральный узел в любой момент времени может отследить местонахождение любой машины и наблюдать происходящее около нее). В оптимале, оснащение "центральных узлов" программным обеспечением, позволяющим отслеживать неправомерные действия сотрудников ДПС и сигнализации об этом дежурному по узлу (например, с помощью ГЛОНАСС-датчиков, можно отслеживать скорость перемещения, выезд на встречную полосу, при интеграции с системой управлением светофоров - проезд на красный свет и т.д.). Не секрет, что сотрудники ДПС являются одними из самых злостных нарушителей ПДД без всякой на то служебной необходимости.
Параллельно регламентировать выдачу и оплату штрафных квитанций с тем, чтобы оплаченную квитанцию не было необходимо доставлять в отделение ДПС (данная норма – доставка оплаченной квитанции в ДПС, является основной, провоцирующей водителей на дачу взятки в случае не тяжкого нарушения ПДД).
Реализация данных действия приведет к:1. Созданию информационного фона в обществе связанного с доверием к власти. Будет дан посыл, что идет реальная борьба с самой тяжелой внутренней проблемой, при этом, будет продемонстрирована воля и сила власти победить в этой борьбе. Тем самым, устраняется основной "фокус влияния" "других". Итогом, общество станет более лояльным к власти и в случае ухудшении экономической ситуации (часть ухудшений, помимо «мирового кризиса», можно будет объяснять и коррупционными действиями).
2. Повышение привлекательности страны в плане ведения бизнеса.
3. Повышение экономической отдачи от проводимых гос.инвестиций, при реализации гос.программ.