Исследование реальной зависимости автомобильной отрасли России от импорта (по данным 2015 года)
В продолжение темы
Реальная зависимость автомобильной отрасли США от импортаНа основании официальных статистических данных попробуем оценить зависимость автомобильной отрасли России от импорта. В качестве источника данных по автомобильной отрасли России использованы
таблицы "затраты-выпуск" (xls)
Росстата (последние актуальные данные за 2015 год).
Аналитический итог по автомобильной отрасли России представлен на следующем слайде:
Все методологические пояснения по макроэкономическому движению стоимостей давались в предыдущем обзоре, который касался автомобильной отрасли США, но здесь будет уместно их повторить.
1. Всего в 2015 году Россия импортировала продукцию автомобилестроения на сумму 1,03 трлн. рублей. Из этой суммы 334 млрд. рублей использованы автомобильной промышленностью в качестве ресурсов для производства, 160 млрд. рублей пошли в качестве ресурсов для производства в других отраслях , а оставшиеся 537 млрд. рублей это на деле импортированная готовая продукция, которая не была использована отраслями экономики России как ресурс для производства, но была потреблена гражданами и компаниями в целях для конечного использования.
2. В автомобильной отрасли России использовались и другие импортные составляющие, выпускаемые прочими отраслями других стран (это различные металлы и продукция из металла, пластики и резина, химические вещества, машины и электрическое оборудование и т.д.), а общий объем импорта этих ресурсов составил 137,5 млрд. рублей.
3. Таким образом общая величина импортных ресурсов, задействованная в автомобильной промышленности России, составила 471,4 млрд. руб.
4. Ресурсы, произведенные отраслями России и использованные в автомобильной отрасли (т.е. домашние ресурсы) составили 842,8 млрд. рублей, из которых ресурсы автомобильной отрасли $208,4 млрд. рублей и всех остальных отраслей 634,5 млрд. рублей.
5. Таким образом совокупная величина промежуточных затрат (импортные ресурсы и внутренние ресурсы) в автомобильной отрасли составила 1 314,3 млрд. рублей. Промежуточное потребление (затраты) это часть валового выпуска отрасли, которая не включается в ВВП, т.к. создается не самой отраслью, а другими отраслями (т.е. проходит по статистике других отраслей) или импортируется.
6. Валовый внутренний продукт (валовая добавленная стоимость), создаваемый непосредственно автомобильной отраслью России, составил 200,6 млрд. рублей. Структура созданной добавленной стоимости выглядит следующим образом: расходы на труд (зарплата + налоги от зарплаты) 158,7 млрд. рублей (79% добавленной отрасли отрасли), налоги (за вычетом субсидий) на продукты минус 35,8 млрд. рублей (минус 18% добавленной стоимости отрасли) и валовая прибыль отрасли 77,7 млрд. рублей (39% добавленной стоимости, включает в себя чистую прибыль 32,7 млрд. рублей и амортизацию 45 млрд. рублей).
7. Таким образом валовый выпуск автомобильной отрасли России (сумма промежуточных затрат и добавленной стоимости) составил 1 514,8 млрд. рублей.
8. На этой стадии, а речь идет о переход о затрат ресурсов отраслью к созданию собственных ресурсов (т.е. утрированно от металлов, резины и пластика непосредственно к автомобилям) необходимо дать два важных пояснения. Первое, автомобильная отрасль может производить не только автомобильную продукцию. По статистике из 1514,8 млрд. рублей валового выпуска отрасли некоторая часть (продукция на 74,4 млрд. рублей или 5% выпуска) не является ресурсами автомобильной отрасли: услуги по ремонту и тех.обслуживанию, металлы и готовые металлические изделия, машины и оборудование. Второе, автомобильная продукция может производиться не только автомобильной отраслью. Так, по статистике, автомобильную продукцию (разумеется запчасти) производили и такие отрасли как производство готовых металлических изделий и производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств. Всего прочими отраслями экономики выпущено автомобильной продукции на сумму 17,6 млрд. руб.
9. Таким образом непосредственно автомобильной продукции произведено экономикой России на общую сумму 1 458 млрд. рублей, в т.ч. 1 440,4 млрд. рублей непосредственно автомобильной отраслью. С учетом импортированных ресурсов автомобильной отрасли (см. п.1.) в объеме 1 0,31 млрд. рублей общий объем ресурсов автомобильной отрасли, который обращался на рынке России в 2015 году, составил 2 489 млрд. рублей (в ценах производителя). Доля импортных ресурсов (связанных с автомобильной отраслью) в обращении составила 41,4%. При этом в валовом выпуске автомобильной отрасли доля импорта (не только автомобильных комплектующих, но и всех других компонентов) составила 31,1% (соотношение суммы из п.3 к сумме из п.7),
а в общем объеме промежуточных затрат (п.5.) 35,9% и именно эта величина максимально близко отражает реальную зависимость автомобильной отрасли России от импорта.
10. В макроэкономической статистике остался последний пункт - конечное использование ресурсов. 2 489 млрд. рублей ресурсов автомобильной отрасли были израсходованы следующим образом. Экспорт - 258,7 млрд. рублей (10,4% ресурсов), конечное потребление институциональными единицами России продукции автопрома иностранного производства 537,2 млрд. рублей (21,6% ресурсов) и отечественного производства 862,1 млрд. рублей (34,6% ресурсов), промежуточное потребление всеми отраслями экономики (т.е. использование в качестве ресурсов для производства) 831 млрд. рублей (33,4% ресурсов, в т.ч. 493,8 млрд. рублей импортных компонентов (из которых 334 млрд. рублей использованы автомобильной отраслью) и 337,2 млрд. рублей отечественных компонентов (их которых 128,8 млрд. рублей использованы автомобильной отраслью)).
В целом о российской автомобильной отрасли на макроэкономическом уровне сказано практически всё. Справочно в слайде приведены данные по переводу цен производителя в цены покупателей, но это уже происходит на уровне других отраслей - розничной торговли, транспортных услуг, на эффективность автомобильной отрасли эти цифры уже не влияют.
Основной вывод уже был сделан, но в заключение имеет смысл его повторить.
Доля импортных комплектующих в общем объеме промежуточных затрат автомобильной отрасли России составила в 2015 году 35,9%. Именно эта величина максимально близко отражает реальную зависимость автомобильной отрасли России от импорта.И в заключение приведем сравнительный анализ автомобильных отраслей России и США.
Цифры говорят сами за себя. Автомобильная отрасль России занимает лишь скромные 0,27% в общем ВВП России, в то время как автомобильная отрасль США более значима и занимает 0,89% ВВП и это при гипертрофированном размере сферы услуг.
Еще один крайне тревожный момент это отрицательное значение показателя "налоги (за вычетом субсидий) на продукты" в структуре ВВП автомобильной отрасли России. Минус 35,8 млрд. рублей это прямое отражение субсидирования отрасли, без которого она (точнее отечественная ее часть) не способна существовать.
Еще стоит обратить внимание на то, что на 1 руб. созданной добавленной стоимости в автомобильной отрасли России потребовалось аж 2,35 рублей импорта комплектующих. В США этот показатель составлял 66 центов импорта на создание одного доллара ВВП.
Вот такие дела. О том, где автомобильная отрасль здоровее, судите сами.
Отредактировано: Oracle - 25 мар 2018 06:15:57