Посткризисное оздоровление немцкой экономики обязано китайским заказам на промышленную технику:
Немецкий бизнес бьет тревогу из-за дефицита редкоземельных металлов В Германии отдельные высокотехнологичные компании уже реально столкнулись с нехваткой сырья. На конференции в Берлине немецкие промышленники критиковали Китай и просили политиков защитить их от протекционизма.
Никогда прежде в столице Германии не произносили столь часто термин "редкоземельные металлы", как в последние несколько недель. Деловые круги страны всерьез обеспокоены стремительно обостряющимся дефицитом именно тех полезных ископаемых, которые необходимы для развития наиболее перспективных инновационных технологий, и эта тревога передалась правительству. На состоявшейся 26 октября в Берлине третьей по счету Сырьевой конференции немецкие предприниматели и политики вырабатывали стратегию совместных действий в ситуации, когда некоторые страны, прежде всего - Китай, начали резко ограничивать поставки своих ресурсов на мировой рынок.
Опасность для индустриального будущего Германии
"Мы не хотим торговой войны!", - заявил от имени немецкого бизнеса Ханс-Петер Кайтель (Hans-Peter Keitel), президент Федерального объединения немецкой промышленности (BDI), организовавшего конференцию. В то же время он подчеркнул: "Если мы ничего не предпримем против вызванного политическими причинами дефицита важных сырьевых ресурсов, то рухнут наши цепочки создания добавленной стоимости. Это - опасность для нашей индустриальной страны".
Глава BDI привел конкретные цифры. Если в 2008 году повсюду в мире действовали 450 видов ограничений на экспорт сырья, то сегодня, всего два года спустя, их число достигло уже 1000. Больше всего немецкий бизнес обеспокоило принятое нынешним летом в Китае решение радикально сократить поставки на мировой рынок редкоземельных металлов. Объемы их экспорта снизятся во второй половине 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 72 процента. Если учесть, что на КНР приходятся почти 97 процентов мировой добычи этих элементов, то не удивительно, что цены на них за считанные месяцы выросли на сотни процентов, а в некоторых случаях - в семь и даже в девять раз.
Подобный скачок цен, а также элементарная физическая нехватка некоторых металлов уже стали реальной проблемой для целого ряда немецких фирм, что угрожает не только их конкурентоспособности, но в отдельных случаях и самому их существованию. На это накануне конференции в Берлине указал Центральный союз предприятий электронной и электротехнической промышленности Германии (ZVEI). В своем заявлении он, в частности, отметил уже вполне ощутимую на мировом рынке нехватку лантана, который используется, среди прочего, в бурно развивающейся сейчас фотовольтаике. Другие редкоземельные металлы нужны для производства компьютеров и мониторов, стекловолоконных кабелей, смартфонов, электрических и гибридных моторов, а также, например, ионно-литиевых аккумуляторов, спрос на которые в условиях предстоящего широкого внедрения электромобилей будет стремительно расти.
Тема для саммитов G8 и G20
Германия ежегодно импортирует различного сырья на 80 млрд евро, и заниматься его закупкой должны, в первую очередь, сами предприятия, подчеркнул на конференции в Берлине глава BDI Ханс-Петер Кайтель. Однако в условиях, когда, по его словам, "полезные ископаемые стали геополитической темой", этим вопросом должны заняться и политики, причем не только и даже не столько в Берлине, сколько в Брюсселе, в рамках всего Европейского Союза. Деловые круги Германии считают неприемлемым такое положение, когда некоторые страны пользуются всеми преимуществами режима свободной торговли, но в то же время прибегают к таким откровенно протекционистским мерам, как ограничение доступа к сырьевым ресурсам.
В такой ситуации вопрос о стабильном снабжении мировой экономики природными ископаемыми необходимо уже в следующем году внести в повестку дня саммитов "Большой восьмерки" и "Большой двадцатки", потребовали собравшиеся в Берлине представители немецкого бизнеса.
По их словам, возникшие между экспортерами и импортерами сырья проблемы нужно решать в духе партнерства и на приемлемой для обеих сторон основе. Немецкий бизнес против конфронтационного курса, в том числе и в отношении Китая. Выступивший на конференции в Берлине министр экономики Германии Райнер Брюдерле (Rainer Brüderle) изложил принципиальную позицию правительства ФРГ, согласно которой разведкой и добычей полезных ископаемых должны заниматься частные фирмы, а не государства. Политикам не следует вмешиваться и в вопросы ценообразования на рынке сырья.
По сути дела министр призвал немецкие предприятия последовать китайскому примеру: начать скупать по всему миру месторождения и вкладывать деньги в добывающие компании. Ведь редкоземельные элементы, вопреки своему названию, вовсе не являются такими уж редкими. Весьма значительными запасами этих металлов располагают США, Канада, Австралия, Гренландия, а также, например, Россия и государства Центральной Азии.
Министр Брюдерле фактически призывает к покупке месторожденийМинистр объявил, что правительство ФРГ готово заключать на политическом уровне стратегические партнерства со странами, богатыми полезными ископаемыми. В чем еще официальный Берлин, по словам Брюдерле, готов оказывать бизнесу косвенную поддержку, так это борьба против спекуляции сырьем. Только что принятая национальная "Сырьевая стратегия" и недавнее открытие в Ганновере "Сырьевого агентства" также являются весомым вкладом правительства в долгосрочное решение проблемы.
Есть и еще одна сфера, где немецкий бизнес ждет помощи от политического руководства страны. "Рециклинг - вот наше крупнейшее отечественное сырьевое месторождение", - подчеркнул Ульрих Грилло (Ulrich Grillo), возглавляющий в BDI Комитет по сырью. По данным этого предпринимателя, уже сейчас повторное использование сырья обеспечивает 50 процентов потребляемого в Германии цинка, 56 процентов меди и до 80 процентов отдельных редких металлов. Государство, указывалось на конференции в Берлине, могло бы реально поддержать бизнес, если бы усилило борьбу с нелегальным вывозом металлолома, не стало бы облагать дополнительными налогами предприятия по переработке вторсырья или воздержалось бы от слишком строгих экологических требований.
P.S.
Комментарий: Секреты успеха немецкой бизнес-модели Германия потому столь уверенно выходит из кризиса, что политики принимали правильные решения, предприниматели мыслили с дальним прицелом, а экономика ориентировалась на промышленное производство, считает Рольф Венкель.
Если бы кто-нибудь года полтора назад выступил с прогнозом, что немецкая экономика выйдет из кризиса с 3-процентным ростом, его просто подняли бы на смех. Однако в настоящий момент темпы экономического роста в Германии, действительно, почти в два раза превышают средний показатель всех 27 стран Европейского Союза. И вот уже пошли разговоры о подъеме в формате XL, об экономическом чуде, о локомотиве Европы, о немецкой истории успеха. Как все изменилось всего за каких-то полтора года!
Основу бизнес-модели немецкой экономики составляет, как известно, ориентация на экспорт. И именно она чуть было не сыграла роковую роль в судьбе страны, которая снабжает весь мир автомобилями, станками, промышленным оборудованием и химической продукцией. В условиях обвального падения мирового спроса завязанная на экспорте немецкая экономика пострадала больше других: падение валового внутреннего продукта составило в 2009 году впечатляющие 4,7 процента.
В этой ситуации одностороннюю ориентацию Германии на экспорт стали усиленно критиковать не только внутри страны. К извечным обвинениям в бюрократизме, инертности и негибкости добавилось новое: якобы именно немецкая зацикленность на экспорте является причиной экономических диспропорций в Европе и дисбаланса в мировой торговле. С предложениями пересмотреть эту однобокую модель наиболее активно выступали тогда Франция и Соединенные Штаты. Теперь все это забыто.
Мир выучил слово Kurzarbeit (неполный рабочий день)
У любого успеха, как выражаются немцы, много отцов. Думается, Германия столь быстро обрела прежнюю форму главным образом благодаря удачному сочетанию разумных решений политиков и ответственных действий предпринимателей. К принципиально важным решениям, принятым на политическом уровне, относятся, безусловно, немецкие программы стимулирования экономики. Впрочем, пакеты антикризисных мер разрабатывали повсюду в мире. А вот широкое применение инструмента сокращенного рабочего графика - уже явно национальная специфика. Не случайно немецкое слово Kurzarbeit (неполный рабочий день) прочно утвердилось в англосаксонском языковом пространстве, заявляет министр труда ФРГ Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen).
Считается, что именно этот инструмент и обеспечил то чудо, которое мы наблюдаем сейчас на немецком рынке труда. Стратегия правительства состояла в том, что оно предоставляло предприятиям многомиллиардные субсидии, чтобы те не увольняли опытных и квалифицированных работников. Эта стратегия полностью себя оправдала. Как только начали поступать новые заказы, предприятия, сохранившие свой кадровый состав, смогли тут же приступить к их выполнению. Нынешним летом число наемных работников, вынужденных трудиться по сокращенному графику, составило менее 300 тысяч человек. А ведь всего год назад оно превышало один миллион!
Тысяча маленьких и больших мировых лидеров
Впрочем, предложенный правительством инструмент вряд ли получил бы повсеместную поддержку, если бы немецкие предприниматели мыслили на англосаксонский манер только в категориях квартальных отчетов. Но нет, они мыслят стратегически и с долгосрочным прицелом. Они знают, что Германии, независимо от каких бы то ни было экономических циклов, в перспективе грозит вопиющий дефицит квалифицированной рабочей силы. А потому немецкие предприниматели в самый разгар кризиса сказали себе: если сегодня я не помогу своим лучшим людям удержаться на плаву, то, когда они мне вновь понадобятся, я их уже больше не увижу.
Нынешней истории успеха, естественно, весьма способствовала и сложившаяся в Германии экономическая структура. Экспансия на внешних рынках связана ведь не только с такими громкими брендами, как Porsche или Mercedes. В Германии насчитывается порядка тысячи средних и небольших по размеру фирм, которые являются мировыми лидерами в своей отрасли или в определенной нише. Ни в одной другой стране нет такого обилия и разнообразия предприятий высшего мирового класса.
Хвала товаропроизводителям
Кстати, 90 процентов этих известных и малоизвестных чемпионов мира занимаются производством реальных товаров. Они представляют ту самую обрабатывающую промышленность, которую всего несколько лет назад снисходительно именовали Old Economy, старая экономика. А что тем временем стало с англосаксонской New Economy, новой экономикой? Она лопнула, словно мыльный пузырь. Так что слухи о смерти классических производителей промышленной продукции оказались сильно преувеличенными.
Отредактировано: Dobryаk - 27 окт 2010 23:57:05
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе
Послание Галатам Павла апостола