Документ сохраняет принудительное обучение школьников татарскому языку и противоречит
рекомендации Владимира Путина исключить недобровольное «изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик». Одновременно он грубо нарушает федеральное законодательство и федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Согласно циркуляру Минобрнауки Татарстана, в школах республики сохраняется учебный план, который существовал и раньше, и в котором указано принудительное изучение родного (нерусского) языка. В пояснительной части к рекомендациям подчеркивается, что предмет «Татарский язык (государственный язык Республики Татарстан)» изучается всеми школьниками в обязательном порядке. Минобрнауки Татарстана настаивает, что поголовное изучение татарского сохраняется с 1 по 9 класс и лишь в 10−11 классах может быть добровольным.
Отметим, что в ФГОС такого предмета как «Государственный язык Республики Татарстан» вообще нет. В результате, на фоне ожиданий родителей школьников близкого избавления от «языкового ига», которое в Татарстане длилось не один десяток лет, эта новость в родительских сообществах была воспринята как издевательство. Интернет буквально загудел, посыпались жалобы в прокуратуру. И надо отдать должное прокуратуре Татарстана — несмотря на праздничный выходной день там
отреагировали молниеносно. Действия Министерства образования и науки Татарстана в надзорном ведомстве назвали незаконными, а разосланные за подписью министра Фаттахова циркуляры охарактеризовали как «противоречащие законодательству и федеральному государственному образовательному стандарту».
Более того, в адрес премьер-министра Татарстана
Алексея Песошина, который по причине отпуска президента республики
Рустама Минниханова пока исполняет его обязанности, было направлено представление о незамедлительном отзыве этих рекомендаций и привлечении к дисциплинарной ответственности всех, кто их допустил. Фактически это означает, что выговор или строгий выговор, вплоть до увольнения, Песошин должен вынести не только в адрес Фаттахова, но и тех его подчиненных, кто согласовал эти самые «методические рекомендации»: это замминистра
Ильдар Мухаметов, начальник Отдела национального образования
Алсу Шарипова, начальник Управления общего образования
Тамара Федорова, начальник юридического отдела
Денис Абдуллин и начальник Управления образования исполкома Азнакаевского района РТ
Эльвира Зарипова.
Таким образом, недавние
увещевания Минниханова на заседании парламента республики, где он просил «не нагнетать», пообещав договориться с Москвой «по языковому вопросу», Минобрнауки Татарстана были спущены в канализацию. Министр образования Фаттахов пошел на обострение конфликта с прокуратурой, «подставляя» главу республики. Да и прокурор Татарстана
Илдус Нафиковвынужден после этого говорить уже более жестко. «В настоящее время по данному факту проводится проверка, в ходе которой будет дана правовая оценка действиям должностных лиц регионального министерства. В дальнейшем собранные материалы будут направлены в уполномоченные следственные органы для принятия решения в рамках уголовно-процессуального законодательства», — говорится на сайте прокуратуры Татарстана.
У наблюдателей возникает закономерный вопрос: почему Энгель Фаттахов решился на этот шаг? Списать это на глупость или недальновидность министра не получится, ведь на рекомендациях стоят подписи и других чиновников Минобрнауки Татарстана, в том числе и юристов учреждения, которые в законодательстве должны разбираться.
По-видимому, действия министра образования Татарстана Энгеля Фаттахова, пошедшего на открытое нарушение федерального законодательства и прямой саботаж поручений президента России Владимира Путина, обусловлены только одним — желанием перед неминуемой отставкой громко хлопнуть дверью, чтобы войти в историю татарского национал-сепаратизма в качестве «беззаветного защитника суверенных завоеваний Татарстана». Оценивая пятилетнюю деятельность Фаттахова на посту министра образования (выпускника сельхозинститута, инженера-механика по образованию), можно констатировать, что все эти годы ему было глубоко безразлично «самочувствие» русскоязычного населения, а все заботы были направлены на осуществление националистических причуд и «хотелок». Единое республиканское тестирование по татарскому языку в 9 классе, увеличение нагрузки по татарскому до 5−6 часов в неделю; требование проводить заседания в министерстве исключительно на татарском языке; введение татарского как обязательного предмета в детсадах (за счет часов, выделяемых на лепку и рисование);
требование сделать все вывески в республике на татарском языке под угрозой административной ответственности… Такой министр образования запомнится надолго.
При этом сам Фаттахов, похоже, не сильно переживает от того, что стал «притчей во языцех». Скорее всего, ему уже приготовлено теплое место — пожизненный пост ректора какого-нибудь местного вуза или директора доходного предприятия — этнократия своих не забывает. Остается только посочувствовать президенту Рустаму Минниханову, вынужденному сейчас разгребать кадровое наследие, доставшееся ему от «мудрейшего из мудрых» — бывшего президента, а ныне госсоветника Минтиммера Шаймиева. С ним придется жить еще долго.