Россия готовится потеснить США на рынке вооружений17:48 01.07.2016МОСКВА, 1 июл — РИА Новости, Наталья Дембинская.
В России 1 июля вступил в силу федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". Он дает многим предприятиям ВПК большую свободу действий –
право самостоятельно заключать экспортные контракты. Сейчас более 80% экспорта продукции военного назначения российских производителей идет через Рособоронэкспорт.
В отрасли приветствуют изменения в законодательстве:
они позволят диверсифицировать бизнес, к тому же российские предприятия смогут активнее работать в нише обслуживания техники и поставках комплектующих. Эксперты не исключают, что закон стимулирует создание совместных предприятий с другими странами.Лидеры экспорта вооружений в 2011-2015 годах — США, Россия, Китай, Франция и Германия. По данным февральского доклада Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), на эти страны пришлось 74% всех поставок оружия в мире.
По сравнению с 2006-2010 годами поставки российской военной техники увеличились на 28%. Самый крупный покупатель российского оружия — Индия. Ей Россия продала 39% от всего экспортированного объема. Еще два крупных заказчика — Китай и Вьетнам — по 11%.
Экономические преимущества"Новый закон позволит российским организациям ОПК диверсифицировать свой бизнес, освоить новые компетенции в области послепродажного обслуживания и, как следствие, увеличить прибыль", — считают в российском вертолетостроительном холдинге "Вертолеты России", одном из крупнейших предприятий оборонного комплекса.
В компании отмечают, что право на осуществление самостоятельной внешнеторговой деятельности они получили еще в сентябре 2014 года, что полностью "себя оправдало".
Закон позволит предприятиям сформировать эффективную систему логистической поддержки поставляемого на экспорт вооружения и военной техники, а также устранить "теневые" схемы поставок запасных частей и комплектующих, считают в холдинге "Вертолеты России".
Нарастить присутствиеИменно поставки комплектующих к вооружениям, по мнению экспертов, — это та ниша, где экспортеры российского ВПК смогут нарастить присутствие. "Например, поставка авиационных двигателей – для Китая это актуально, или поставка радиолокационных станций", — говорит заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев.
В значительной степени конкретным оборонно-промышленным комплексам могут перейти и такие задачи, как обслуживание и модернизация, отмечают в отрасли. "Эти контракты Рособоронэкспорту не очень интересны, потому что, во-первых, это долгая игра. Она требует значительных усилий со стороны конкретных предприятий", — говорит эксперт.
"В первую очередь это ниша сервисного обслуживания вертолетной техники, продажа комплектующих и запчастей, а также услуг послепродажного обслуживания", — говорят в "Вертолетах России". В компании указывают и на то, что российские поставщики уходят от принципа "поставил и забыл", а берут на себя обязательства по сопровождению поставленного вооружения на протяжении всего его жизненного цикла.
"Во-первых, это самолетные системы и системы ПВО – не только комплектующие, но и готовые системы. Во-вторых, военно-морской флот и, наконец, стрелковое вооружение", — считает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
По его словам, российские самолеты, системы ПВО и средства радиоэлектронного подавления (РЭП) пользуются спросом на мировом рынке. "Потому что примерно такое же вооружение у американцев и англичан, но в экспорте главное — цена. Наше оружие по качеству такое же, но значительно дешевле", — поясняет аналитик.
Закрытый рынокСмогут ли предприятия самостоятельно заключать крупные контракты? Эксперты не уверены. "Крупные заказы как шли через Рособоронэкспорт, так и будут идти. У организации большой портфель заказов, значительный авторитет и большие информационные ресурсы", — указывает Владимир Евсеев. По его словам, чтобы выходить на рынок, предприятию нужно активно себя пиарить, выделять деньги на рекламу. Выходу отдельных предприятий, по его словам, препятствует закрытость рынка вооружений и то, что все крупные контракты, как правило, политически мотивированы.
"Если говорить, к примеру, о поставках в Китай — туда Россия планирует поставить зенитно-ракетные комплексы С-400 и многоцелевые истребители Су-35. Я уверен, что эти контракты пойдут через Рособороэкспорт", — считает эксперт.
"Действительно, рынок закрытый – где-то мы тесним американцев, где-то американцы теснят нас. Если экспорт у нас в Индии сокращается, у американцев увеличивается. А, например, в Латинской Америке, американский экспорт сокращается, а наш увеличивается", — отмечает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
Создание СПЕще одним положительным эффектом нового закона может стать то, что возможность самостоятельно сформировать экспортный заказ даст толчок к созданию совместных предприятий (СП) с другими странами. Сейчас крупнейший партнер России в сфере военно-технического сотрудничества — Индия. Один из наиболее успешных проектов двух стран — совместное производство крылатых ракет морского базирования "БраМос" (СП "БраМос Аэроспейс").
"Если тенденция продолжится, Россия может выйти и на СП с Израилем. По крайней мере, это было бы целесообразно", — считает Евсеев. Он уточнил, что пока Россия только собирает израильские беспилотные летательные аппараты, но "может, удастся выйти на российско-израильское совместное предприятие".
"В целом интеграционные процессы в промышленности России и иностранных партнеров в течение последних лет действительно усилились. Особенно это актуально для сотрудничества с Индией, Китаем и другими развивающимися странами", — подтверждают в "Вертолетах России".
В отрасли указывают: российские компании стремятся завоевать авторитет на рынке послепродажного обслуживания. А следовательно, можно прогнозировать увеличения объемов экспорта — особенно в страны, привыкшие к высокому уровню сервисного обслуживания. Это страны Ближнего Востока, Персидского залива и Юго-Восточной Азии.
РИА Новости
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия