Скрытый текст
"Поэтому важно координировать и оптимизировать логистические цепочки, прокладывать новые маршруты и избегать, насколько это возможно, узких мест. Наши предложения касаются неотложных решений, а также среднесрочных и долгосрочных мер для лучшего соединения и интеграции инфраструктуры Украины с инфраструктурой ЕС. Как для краткосрочных, так и для долгосрочных решений мы будем работать с украинскими властями и в тесном сотрудничестве с соседними государствами-членами, которые не пожалели усилий, чтобы помочь во время этого кризиса", - сказала Валеан.
По данным ЕК на четверг, несмотря на усилия ЕС и его государств-членов по упрощению пересечения границы между Украиной и ЕС, тысячи вагонов и грузовиков ожидают оформления на украинской стороне. "Среднее время ожидания вагонов составляет 16 дней, а на некоторых границах доходит до 30 дней. Еще больше готового к экспорту зерна все еще хранится на украинских элеваторах. Среди проблем - разная ширина колеи: украинские вагоны несовместимы с большей частью железнодорожной сети ЕС, поэтому большинство товаров необходимо перегружать в грузовики или вагоны, соответствующие стандартной колее ЕС. Этот процесс занимает много времени, а перевалочные мощности вдоль границ ограничены", - отмечает Еврокомиссия.
Для того, чтобы устранить эти препятствия и создать "полосы солидарности", комиссия вместе с государствами-членами и заинтересованными сторонами будет работать над приоритетными мерами в краткосрочной перспективе.
Первым приоритетам указан дополнительный грузовой подвижной состав, суда и грузовики. "С этой целью комиссия призывает участников рынка ЕС срочно предоставить дополнительные транспортные средства. Чтобы согласовать спрос и предложение и установить соответствующие контакты, комиссия создаст логистическую платформу для установления контактов и попросит государства-члены назначить специальные контактные пункты solidarity lanes.
Другим приоритетом названа пропускная способность транспортных сетей и перегрузочных терминалов: экспортные поставки украинской сельскохозяйственной продукции должны быть приоритетными, а управляющие инфраструктурой должны предоставить железнодорожные слоты для этого экспорта. "Комиссия также призывает участников рынка срочно перебросить мобильные зернопогрузчики на соответствующие пограничные терминалы для ускорения перевалки. Соглашение об автомобильных перевозках с Украиной также устранит узкие места", - убеждены в Еврокомиссии.
Также среди приоритетов таможенные операции и другие проверки и хранение продукции на территории ЕС. Комиссия призывает национальные власти проявлять максимальную гибкость и обеспечивать адекватное укомплектование персоналом для ускорения процедур в пунктах пересечения границы, ЕК оценит доступные складские мощности в ЕС и будет координировать свои действия с государствами-членами, чтобы помочь обеспечить больше мощностей для временного хранения украинского экспорта.
В среднесрочной перспективе для улучшения сообщения между ЕС и Украиной Европейская комиссия будет работать над увеличением пропускной способности инфраструктуры новых экспортных коридоров и над созданием новых инфраструктурных связей.
"Следующий раунд конкурса Connecting Europe Facility (CEF) позволит поддержать проекты по улучшению транспортного сообщения с Украиной, в том числе для железнодорожного сообщения и железнодорожных терминалов. На этом фоне комиссия в четверг приняла решение подписать с Украиной соглашение высокого уровня об обновлении карт Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) в рамках политики комиссии по расширению TEN-Т в соседние страны", - отмечает ЕК.
Помимо использования европейской инфраструктуры, в отдельных странах ЕС также обсуждалась идея создания гуманитарного коридора для вывоза грузов из Украины через Белоруссию в порты стран Балтии.
Однако еврокомиссар по вопросам окружающей среды Виргиниюс Синкявичюс заявил в четверг агентству BNS, что возможность перевозки украинского зерна через Белоруссию в Брюсселе не рассматривается.
"Это означает, что, прежде всего, приоритет должен отдаваться поездам, следующим с перевалочных станций в морские порты ЕС - должны создаваться логистические коридоры, а в морских портах должны обеспечиваться максимально большие мощности для вывоза украинского урожая на рынки сбыта", - сказал Синкявичюс.
Комментируя представленный ЕК план, он отметил, что предложенные комиссией меры в первую очередь адресованы странам Балтии, Польше и Румынии, поскольку они наиболее близки к Украине.
По данным еврокомиссара, до начала военной операции 90% всего украинского зерна перевозилось через порты, а экспорт зерна составлял около 20% всей экспортной выручки страны. Сейчас на Украине более 40 млн тонн зерна, 50% которого должны быть вывезены в ближайшие месяцы.