Разумеется, это уже не первая и не вторая угроза "вот-вот провозгласить независимость": некоторые эксперты полагают, что однажды, пару недель назад, Каталония уже побыла независимой около 4 минут - через несколько дней после запрещённого Испанией, но всё равно состоявшегося референдума, между соответствующим решением каталонского парламента и его корректировкой президентом региона Карлесом Пучдемоном, попытавшимся всё вернуть на дорожку переговоров с Мадридом.
Тогда казалось, что всё пойдёт нормальным путём: бесконечные переговоры, по итогам которых обе стороны смогут объявить о своих победах.
Но с тех пор каталонская воля к независимости была резко усилена. И главным союзником сепаратистов мощно выступили, конечно, центральные испанские власти.
11 октября мы прогнозировали: "Если только Европа не сошла с ума - она уже давит потихоньку на мадридское правительство с требованием пойти навстречу каталонским сепаратистам и хотя бы формально начать процесс переговоров - который можно растянуть на годы, а пока мест оставить всё как есть (на что "сепаратисты" радостно согласятся - они тоже не хотят ничьей крови, особенно своей).
Однако - если Европа сошла с ума или сошёл с ума Мадрид - то после экстренного совещания в связи со сложившейся ситуацией испанских силовиков двинут на северо-восток с целью "восстановить конституционный порядок". То есть зачем-то сковырнуть законно избранную местную власть и расставить всюду вооружённых "космонавтов".
Это будет самое глупое, что вообще можно себе представить - поэтому мы не верим, что Мадрид на это пойдёт.
Но в том маловероятном случае, если пойдёт - то постепенно, за несколько месяцев, они получат-таки пусть и не настоящую войну, но оформившееся радикальное движение (...) Так что сейчас, если угодно, мы будем в лабораторно чистых условиях наблюдать ответ на вопрос, дееспособна ли всё ещё Европа - или уже не очень. То есть сумеет ли она решить вопрос приятно и без геморроя - или, как купец в анекдоте, пойдет долгим путём".
Ну так вот: спустя две недели можно констатировать, что с дееспособностью как Европы, так и Испании большие проблемы. Мадрид мало того что арестовал лидеров сепаратистов, так ещё и начал процедуру отстранения своего (на самом деле) главного союзника в автономии Пучдемона, отставке правительства, введении прямого управления и "назначении новых выборов в течение полугода". Процедура двухдневная, но уже стартовала. Носит название "имплементация статьи 155".
...Теперь, по большому счёту, совершенно не имеет значения, что там решит полулегальное правительство Каталонии. Любое его решение повлияет лишь на скорость процесса, но не на его направление.
В каком-то смысле перед нами образцовый мастер-класс на тему того, "как бездарно проиграть политическую партию".
Вместо того, чтобы допустить референдум, подчеркнув его консультативный характер, но при этом развернуть кампанию "за единство" - Мадрид референдум запретил.
Вместо того, чтобы запретить референдум и помешать его проведению - Мадрид немножко попытался, но голосованию помешать не смог.
Вместо того, чтобы немедленно выдернуть Пучдемона и прочих сепаратистов к себе на переговоры и начать торговаться - Мадрид начал их арестовывать и пояснять, что не будет у Каталонии скоро и той автономии, что есть.
...Теперь, если сепаратисты всё же объявят себя незалежными - у Мадрида, пожалуй, хватит ума ещё устроить повальные аресты с введением войск.
То есть нет никаких сомнений, что с "прямым управлением" у Испании всё получится - противник не то что в весе пера, у него вообще нет никаких возможностей физического сопротивления.
Вопрос в том, за кого при таком раскладе проголосуют каталонцы через полгода?
Или в регионе будет введена жёсткая политическая цензура с отсеиванием всех, кто за самостоятельность?
А если к этому времени каталонцы всё-таки наскребут активистов на собственную "армию освобождения"?
Нет, разумеется, и так люди живут. Во множестве уголков планеты по неспокойным регионам ходят вооружённые люди и патрулируют спокойствие, а демократия имеет крайне дисциплинированный, чтоб не сказать декоративный, характер.
Но то, что называется словом "Европа", вроде бы к таким уголкам планеты не относилась - потому что считалось, что "демократии не воюют друг с другом".
Ну вот и увидим.