Потянуло вот поговорить о "высоком", о нашем отечественном "киноискусствии". В его политической ипостаси.
С конца 80-х в нашем кинематографе начала набирать обороты "говночернуха". А к концу 90-х расцвела пышным цветом. Сейчас у этого направления наметился кризисик.
На чём было построено это "направление"? На "максиме", что есть бесправный народ и насилующая его "верхушка" (чиновники, воры, бизнесмены, олигархи и т.п.) И – соответственно – полная безнадёга без какого либо намёка на хеппи энд. И это работало первые лет 10. потом те, у кого чуйка какая-то есть, почувствовали запрос общества на "какой-то просвет". Данный просвет эти "чуяльщики" стали находить в том, что "некто из простого народа подымается и либо мстит всем нехорошим, либо просто остаётся хорошим, даже став бандюганом". Появились "Бригады", "Бумеры", "Брат", "Брат-2" . Да, среди чернушников талантливые и очень талантливые есть, Балабанов именно такой – талантливый чернушник, и если бы не снял эти два фильма – не заслужил бы народную любовь. А тут он создал образ "супермена из народа, который наказывает плохих зажравшихся". На "Груз-200" народную любовь не заработал бы.
Но и это "поветрие" прошло, не укоренилось. Но пришло иное, чего "рукопожатные чернушники" сначала не осознали (да и сейчас не особо), и это "иное" стало разъедать сами основы "чернушной концепции".
Напомню ещё раз эту классическую чернушную концепцию: есть забитый народ и злодеи-вверхусидящие. И всё. Эта концепция в отечественном искусстве прослеживается ещё с Салтыково-Щедринщины. И вот к 10-м годам 21-го века в "чернушную концепцию" прокралось "страшное" – стали появляться намёки на то, что над "приподнявшимися над народом" есть некие силы, которых они опасаются и которые (эти силы) всё же стремятся держать негодяев в узде. И это не Боженька.
Эта новая тенденция видна по "чернушному" творчеству "молодого режиссёра" Быкова, который затем оскандалился сериалом "Спящие". Если смотреть его чернушные фильмы ("Майор", "Дурак" и т.п.), то можно заметить, что в отличие от классической "чернухи" типа "Левиафана" или балабановских фильмов, злодеи у Быкова злодействуют, чтобы скрыть свои предыдущие злодейства, а скрыть им надо потому что они опасаются наказаний за свои злодейства. То есть у Быкова подспудно присутствует некая бОльшая сила, чем у злодеев, некий "закон", некие не показываемые в фильмах "структуры", которые таки могут наказывать за злодейства, и злодеи этой силы очень серьёзно опасаются. Это серьёзное отличие даже от Балабанова, у которого злодеи не боятся ничего и никого, только разве что внезапно, непредсказуемо появившегося из ниоткуда, из народа, героя-одиночки Данилы Багрова.
До поры до времени "рукопожатники" не обращали внимания на быковский отход от "классики чернухи", но взбеленились, когда тот в конце концов решил снять фильм (сериал) именно про эти таинственные силы, стоящие над "злодеями". И ФСБ в его сериале оказалась не сборищем коррупционеров-живодёров, а силой, которая защищает государство (нифига не живодёрское вдруг) и защищает народ. Этого уже рукопожатники спустить не могли. Что было дальше, все знают, Быков покаялся, пристыдился и "ушёл в монастырь".
Сейчас вышел слепаковский сериал "Домашний арест". Сериал, как и "Спящие", особой художественной ценностью не блещет, большинство приколов и режиссёрско-сценарных придумок банальны и предсказуемы, да и"родом из 90-х", молью побитые. Но! Это уже комедия, причём построенная на том, что за муниципальными чиновниками-злодеями охотится "справедливая, борющаяся с коррупцией" ФСБ со своими хоть и комичными, но честными и совестливыми героями-фсбшниками (даже когда им надо дискредитировать "кандидата из народа" они не стремятся его подставить под педофильскую статью – "зачем человеку жизнь портить, нормальный же хороший мужик")
Так что тенденция, которая заметна в "ранних" фильмах Быкова нулевых годов, набирает обороты (и пользуется успехом у зрителей, в отличие от классических чернух-"Левиафанов"). А это значит что? Что и народ и даже "создатели искусствия" не могут пройти мимо того факта, что власть (федеральная уж точно) не "голимые коррупционеры и воры". А пройти мимо этого "искуссво-делы" не могут, потому что народ это видит и будет смотреть то, что он в жизни видит, а не фантастику про "полную жопу в стране и некуда крестьянину податься".
И лишь упёртые рукопожатники-западопоклонники сегодня остаются привержены "классической чернухе" (чтобы на "благословенном западе" в Каннах по красным дорожкам ходить), беря пример с западных образцов типа Люка Бесона (у которого "мир говно", и лишь Леоны-киллеры, наркоманки Никиты, таксисты, плюющие на ПДД, и арабы-паркурщики могут делать добро простым девочкам и больным мальчикам-арабчикам, а спецслужбы и госсслужбы – исключительно сборище тупиц или злодеев).
Скрытый текст
Первые эпизоды сериала "Домашний арест", те, которые "о 86-м" просто ужасно-безобразны, хотя бы в том, что создатели имеют смутные представления о 80-х. Два примера: в советских унитазах невозможно было сунуть голову в "океан воды", если в советском унитазе стоит вода в количестве, что можно окунуть голову по уши или полностью – стало быть имеется в наличии засор ;) ; и второе – в советское время доставать при детях и мужиках подаренный бюстгальтер и "примеривать" даже просто прикладывая к груди – было крайне неприлично – это тут же вызвало бы хиханьки-хаханьки детворы и скабрезные шуточки мужиков – целомудренным всё же было советское общество даже в трущобах-коммуналках. Ещё одна несуразность: у "нищей" семьи у всех есть мобильнички. есть в семье и хоть и старенький, но джипчик-иномарочка (то есть за бензин и мобильную связь платят исправно), а вот найти копеечки на починить сливную трубу в туалете не могут. Что как бы намекает, что сценаристы-слепаковы хреновато знают сегодняшние реалии провинции и совмещают советское "негде достать и заплатить копейки сантехнику, чтобы поменять трубу" с московским "у каждого же есть машинка и мобилка, даже у совсем нищих хватает денежки на бензин и оплату мобильной связи и мобильного тырнета".
Отредактировано: Vick - 07 дек 2018 16:20:35
Зверей встретили песни и громкий смех.
А звери вошли и убили всех.
*****
Шприй был прав! (с)