Существует такой миф (убеждение), что "общественное = государственное".
На основании этого мифа делается вывод: "В СССР была государственная собственность на средства производства, значит она была общественная, значит социалистическая (коммунистическая)." Была, да не все время существования СССР.
Кроме того, существует миф, что "коммунисты хотели обобществить детей, т.е. отнять их у родителей." К сожалению, этот миф подкрепляется высказыванием незрелых большевиков периода начала становления СССР - да, такие высказывания были. Более того, были попытки внедрения, пока начальство было занято более насущными вещами. К счастью, такие попытки были быстро свернуты, когда "руки дошли до ближнего круга".
Логическое опровержение тезиса о том, что "государственное = общественное" представляется довольно скучным и непонятным (противоречивым) для контингента, не владеющего диалектикой. А потому, что "не доходит через голову (разум), дойдет через
корму (эмпирически)".
Итак,
статья на АШ "Субботнее. Столкновение цивилизаций", которая по сути представляет набор высказываний эмигрировавших
в Россию "общечеловеков". Что интересного можно почерпнуть из статьи?
1. На Западе идет именно что огосударствление института семьи и детей в частности.
2. В российской глубинке сохраняется обобществление детей. Не скажу, что это исключительно достижение СССР, но достижением СССР являлся опыт обобществления детей в городах.
3. Опыт СССР в части обобществления детей успешно
проедается и с этой части, в городах это особенно хорошо заметно.
4. С учетом п.3, поскольку, как нам тут уверенно доказал камрад
VoxPopulli, "урбанизация является объективным процессом" (в скобках отмечу, что
объективна она только в рамках меня или указанного камрада, поскольку в рамках общества мы по отдельности - ничто, а вот в рамках Российского
Государства данный процесс более, чем
субъективен), а "с детьми надо что-то решать" (в современном людоедском капиталистическом обществе отчуждение родителей происходит уже даже не от чьих-то детей, а от детей вообще вообще - и от своих в том числе), то и у нас набирают обороты механизмы огосударствления детей (ювеналка и прочее).
Потому что капитализм - ювеналка потому, что решает две задачи: 1) развал механизмов объединения людей (семья не просто так "ячейка общества"); 2) "человеческий ресурс" надо все-таки как-то "добывать" и "перерабатывать" (это ж капитализм, значит все - товар).
Кому интересно, чем
огосударствление отличается от
обобществления. Пример обобществления (выделение мое, орфография оригинала):
ЦитатаА во-вторых, тут дети во многом считаются общими. Они могут, например, зайти всей компанией к кому-нибудь в гости и тут же пообедать — не выпить чего-нибудь и съесть пару печений, а именно плотно пообедать, чисто по-русски. Кроме того, фактически каждая женщина, в поле зрения которой они попадают, тут же берёт на себя ответственность за чужих детей как-то совершенно автоматически; я, например, научилась так поступать только на третий год нашего тут пребывания.
С детьми здесь никогда ничего не случается. Я имею в виду — им не грозит никакая опасность от людей. Ни от каких. В больших городах, насколько мне известно, ситуация больше похожа на американскую, но здесь это так и именно так. Конечно, дети сами могут нанести себе немалый вред, и я первое время пыталась это как-то контролировать, но это оказалось просто невозможно. Меня сперва поражало, насколько бездушны наши соседи, которые на вопрос о том, где их ребёнок, отвечали совершенно спокойно "бегает где-то, к обеду прискачет!" Господи, в Америке это — подсудное дело, такое отношение! Прошло немало времени, прежде чем я поняла, что эти женщины намного мудрее меня, а их дети куда приспособленней к жизни, чем мои — по крайней мере, какими они были в начале.
Т.е. произвольный взрослый, видя ребенка тут же принимает на себя обязательства родителя. И, частично, права. Это - обобществление.
Огосударствление:
ЦитатаИз русских детских домов дети убегают к родителям. Из наших лукаво названных "замещающих семей" — практически никогда. Наши дети до такой степени привыкли, что у них в сущности нет родителей, что они спокойно подчиняются всему, что делает с ними любой взрослый человек. Они не способны ни на бунт, ни на побег, ни на сопротивление, даже когда дело идёт об их жизни или здоровье — они приучены к тому, что являются собственностью не семьи, а всех сразу.[...]
Это прозвучит крамольно для современного западного человека, но это правда, поверьте моему опыту жителя двух парадоксально разных стран. Мы так постарались по чьей-то недоброй указке создать "безопасный мир" для своих детей, что уничтожили в себе и в них всё человеческое. Только в России я действительно понял, с ужасом понял, что все те слова, которыми оперируют на моей старой родине, разрушая семьи — на самом деле являются смесью несусветной глупости, порождённой больным рассудком и самого отвратительного цинизма, порождённого жаждой поощрений и страхом потерять своё место в органах опеки. Говоря о "защите детей", чиновники в Швеции — и не только в Швеции — разрушают их души. Разрушают бесстыдно и безумно. Там я не мог сказать этого открыто. Здесь — говорю: моя несчастная родина тяжко больна отвлечёнными, умозрительными "правами детей", ради соблюдения которых убиваются счастливые семьи и калечатся живые дети.
Дом, отец, мать — для русского это вовсе не просто слова-понятия. Это слова-символы, почти сакральные заклинания.
Поразительно, что у нас такого — нет. Мы не ощущаем связи с местом, в котором живём, даже очень комфортабельным местом. Мы не ощущаем связи с нашими детьми, им не нужна связь с нами. И, по-моему, всё это было отобрано у нас специально. Вот — одна из причин, по которой я сюда приехал. В России я могу ощущать себя отцом и мужем, моя жена — матерью и женой, наши дети — любимыми детьми. Мы люди, свободные люди, а не наёмные служащие госкорпорации с ограниченной ответственностью "Семья".
Дети. Собственность. Всех сразу.
P.S.: Дискуссии не предполагается. Просто информация к размышлению о различении обобществления и огосударствления.