В общем, подробно не получилось, поэтому кратко и сумбурно:
Плановая экономикаСловосочетание "плановая экономика" созвучно слову "планирование", ибо используются однокоренные слова. Многие путают эти понятия. Чтоб путаницы не было, лучше вместо словосочетания "плановая экономика" использовать иное обозначение экономической системы, сложившейся в СССР. Например, предложенное Гавриилом Поповым - "административно-командная система". Или предложенное
BUR - "директивно-распределительная экономика". Особой разницы между этими обозначениями я не вижу, но
BUR считает, что его обозначение лучше объясняет. Чем лучше - все вопросы к нему.
Я буду использовать обозначение - "плановая экономика", т.к. оно давно укоренилось и устоялось и в тех кругах (совсем не узких), где я иногда вращаюсь, это обозначение не вызывает никаких вопросов - все понимают, что оно обозначает. А обозначает оно сложившуюся в СССР экономическую систему.
РентабельностьДля каждой отралси своя формула рентабельности, но все они - об одном и том же. По сути, если не погружаться в дебри бухгалтерского учета, рентабельность - это норма прибыли (не путать с прибылью). Грубо и упрощенно - разница между себестоимостью и ценой продажи (прибыль) делится на затраты и умножается на 100%. Если еще грубее, упрощеннее и банальнее - продаешь дороже себестоимости, и чем дороже тем лучше и тем выше рентабельность.
Еще в институте нас учили, что минимальная рентабельность (норма прибыли) должна быть в районе 10%. Так повелось с Древнейших времен по всей планете во всех отраслях экономики. Но 10% - это не значит, что рентабельность не может быть ниже этого значения, вполне может.
10% рентабельности - это тот минимум, который необходим для расширения производства, для развития. Если рентабельность меньше 10% - то ты только возместишь свои затраты и тебе хватит на жизнь, может, даже на красивую жизнь, но на развитие бизнеса, производства, его расширение, переоснащение, перевооружение, НИОКР и т.п. - тебе уже не хватит. Другие тебя обгонят и ты рано или поздно уйдешь с рынка.
Рентабельность ниже 10% - это застой. Первый шаг к деградации.
И рентабельность по всей планете и по всем отраслям стремится к единому усредненному показателю - деньги из отраслей с низкой рентабельностью перетекают в отрасли с высокой рентабельностью, пока не сравняются. Стихийно, сами по себе. И так все время в движении. Как вода в сообщающихся сосудах, которые туда-сюда постоянно наклоняют.
При чем тут рентабельность?При том, что в плановой экономике её нет. И деньги сами по себе никуда не перетекают - только по указанию (директиве) сверху.
Не учитывалась она при планировании
(не путать с плановой экономикой) деятельности ни отдельного завода, ни отрасли, ни производственного объединения, ни страны в целом.
Не закладывалась в цену при ценообразовании. Боле того, зачастую в цену произведенного производителем товара/продукции/услуг не закладывалась даже себестоимость, что уж говорить про накрученную на нее рентабельность.
Такова была плановая экономика.
Опять плановая экономикаКонечно, посчитать рентабельность любого предприятия можно. И если посчитать ее у предприятий в СССР до косыгинской реформы, то можно было встретить рентабельность и 100% и 50% и 2% и 1% и даже отрицательную, ибо товар продавался по цене ниже его себестоимости. Планово-убыточную предприятия в СССР - обычное дело, они дотировались из бюджета.
Все предприятия всей страны рассматривались как отдельные винтики одного механизма. И в этой связи при определении цены реализации продукции какого-то винтика не было необходимости учитывать себестоимость этой продукции и рентабельность деятельности самого винтика. В рамках директивного плана (обязательного к исполнению, иначе кирдык - партбилет на стол, снятие с должности, а то что-то и похуже) устанавливалось какие ресурсы/материалы (номенклатура), по какой цене и у какого производителя покупать, и кому по какой цене и в каком количестве продавать. Самостоятельно решать эти вопросы предприятие не могло.
Кроме того, (главное - бабло!!!) налоговая система СССР была такой, что вся прибыль предприятия перечислялась в бюджет. Самому предприятию ничего из прибыли не оставалось. Если заводу нужно было переоснащение, то на это выделялись средства из бюджета. Разумеется, согласно плану и в порядке очереди - желающих было много:
- Профинансируем, но не в этой пятилетке. Может, и не в следующей. Срочно? Всем срочно. Ждите своей очереди. Отстанете от передовых технологий? Зато план пересматривать не надо. Ждите своей очереди. Свободный рынокЕсли плановая экономика так плоха, то что тогда хорошо? Какие есть другие варианты?
Другой вариант только один - свободный рынок. По другому - рыночные отношения.
Что упрощенно и утрировано означает - цена реализации определяется спросом и предложением, стихийно складывающемся на рынке. Не только в этом отличие, их масса, но суть порыта здесь (с) К.Прутков (зри в корень).
Реформа КосыгинаСсылку на Директивы ХХШ съезда КПСС, провозгласившего переход от административных к экономическим методам управления народным хозяйством (конкретно на экономический доклад на съезде Председателя Правительства СССР Алексея Косыгина) я давал пару страниц назад.
Практически во всех учебниках и исследованиях реформы Косыгина сводят к пяти комплексам мероприятий:
Скрытый текст
1) Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
2) Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
3) Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
4) Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
5) Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.
Первые два пункта малоинтересны - они о снижении (частичном!) директивного давления на производителя. Сами по себе они директивную систему (плановую экономику) не ломают.
Пункты 3, 4, 5 - это то, что называют
хозрасчетом. Производитель мог самостоятельно определять:
- цены на свою продукцию (но ограниченно - в пределах, установленных гласом свыше);
- у кого покупать исходные ресурсы/материалы;
- кому продавать свою продукцию (тоже не всю - план никто не отменял).
Самое важное (ну, некоторые считают, что это самое главное - деньги!! Деньжища!!! Баблишко!! Но мы - не такие!! Деньги - тлен!) - предприятие могло оставлять себе часть прибыли, из которых формировало фонды, в т.ч. фонд материального поощрения, жилищного строительства. Это, кстати, осталось и после сворачивания реформ Косыгина (так что откат на старые рельсы - директивную экономику - был не стопроцентный).
Небольшое промежуточное резюме:
- участники рынка могли продавать часть своей продукции по цене, формирующейся на основе спроса и предложения на рынке, а не директивным указанием свыше.
НЭПЕдиного документа, регламентирующего НЭП, нет. Из кучи документов отбросив лишнее и второстепенное, вычленим главное (суть):
- введение свободной торговли;
- разрешение создания небольших
частных предприятий;
- денационализация (передача в частные руки) части небольших предприятий;
- разрешение на использования частными предприятиями наемного труда (эксплуатация человека человеком);
- перевод части государственных предприятий на хозрасчет (что такое хозрасчет см. выше).
И частные и государственные предприятия реализовывали свою продукцию по цене, формируемой рынком (спросом и предложением). Частные - всю свою продукцию, государственные - частично (некоторые тоже всю).
Реформы Дэн Сяопина в КитаеОтбросив массы идеологической чепухи (а там ее тонны, миллионы тонн), сведем реформы к двум важным моментам:
- многоукладность экономики Китая;
- регулируемый рынок.
В программе КПК эти два моменты описаны кратко, но предельно четко. Программу я не нашел, даю выдержки из Конституции Китая:
Скрытый текстКонституция Китайской народной республики
Статья 11. Необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в установленных законом пределах, являются важной составляющей социалистической рыночной экономики.
Государство охраняет законные права и интересы индивидуальных и частных хозяйств. Государство поощряет, поддерживает и направляет развитие а также осуществляет наблюдение и контроль необщественного сектора экономики.
Статья 12. Социалистическая общественная собственность священна и неприкосновенна.
Государство охраняет социалистическую общественную собственность. Запрещается любым организациям или частным лицам какими бы то ни было способами присваивать или подрывать государственную и коллективную собственность.
Статья 13. Законная частная собственность граждан неприкосновенна.
Государство согласно закону охраняет права граждан на частную собственность и право наследования.
Государство может в соответствии с законом реквизировать или использовать частную собственность граждан, а также выплатить компенсацию, при наличии общественных нужд.
Выделил жирным шрифтом в спойлере один из ключевых моментов.
Это текст Конститутции в редакции 2018 года, реформы Дэна начались в 1978 году, в том же году была принята первая при его (Дэн Сяопина) реформах Конституция, но она была так, переходная. Самая наглядная для понимания сути реформ Дэна Конституция 1982 года. Там практичски тоже самое, что и сейчас.
Итак, два момента:
- многоукладность экономики, что означает. что помимо государственной и личной собственности. есть еще и частная и она также защищена законом и охраняется им, как и другие собственности (государственная и личная);
- регулируемый рынок (тут надо смотреть Программу КПК, в Конституции этот момент размыт. Гражданский кодекс Китая тоже должен прояснить этот момент более четко, но я его даже не открывал - то, что мне было нужно я увидел в Программе компартии Китая).
Ну, рынок - это понятно: спрос и предложение. Регулируемый, в принципе, тоже - некоторые сектора экономики регулируются государством. Это везде так, и в капстранах, и в соцстранах. Где-то просто больше и жестче, где-то меньше и мягче.
Реформы Гайдара в двух словах
Да все то же - рынок. Спрос и предложение. Свобода торговли. Рентабельность, которую производители обеспечивают себе сами (или не обеспечивают и - аля-улю, здравствуй банкротство). Прибыль отдается государству в части согласно ставке в налоговом кодексе. В общем, все мы видим сегодня.
Что общего в этих реформах1. В трех случаях из описанных четырех реформы проводились авангардом рабочего класса. Но так как у некоторых эти слова вызывают идиосинкразию, то будем использовать другое обозначение - Жречество!
Итак, что общего:1. Реформы проводились Жречеством (3 из 4).
2. В ходе реформ экономика страны полностью или частично переходила на рыночные рельсы (спрос и предложение).
3. В двух случаях Жречество сворачивало реформы (оба раза в СССР). В остальных двух случаях реформы планомерно внедрялись в жизнь, плодотворно сказываясь на экономике страны.
4. В трех случаях из четырех вводилась (допускалась) частная собственность. В одном (реформы Косыгина) только коллективная.
5. Во всех четырех случаях или прямо разрешалось, или закамуфлировано допускалось (реформы Косыгина) применение наемного труда, т.е. эксплуатация человека человеком.
Напомню, что ликвидация эксплуатации человека человеком - краеугольный камень коммунистической идеологии. Ну, это если кто не знал или забыл.
Отредактировано: Duke Nuken - 27 сен 2023 16:17:55