Скрытый текст
Днем ранее Лукашенко обвинил в попытка дестабилизации страны «отморозков из пятой колонны», которые пользуются поддержкой западных спецслужб.
— Украина всерьез обеспокоена перспективой окончательного разрыва с Лукашенко, — уверен директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. — Белоруссия была и остается лазейкой для украинских товаров в Россию. И терять ее Киев не хочет.
«СП»: — Как объяснить столь нервную реакцию украинского посольства? При чем тут честь и достоинство украинских граждан? Еще и «героев небесной сотни» зачем-то приплели…
— Насчет «героев небесной сотни» — я так понимаю, посольство упомянуло это в связи с серией нашумевших в Белоруссии сюжетов, проводивших параллели между событиями 2013−14 гг. в Киеве и действиями нынешней белорусской оппозиции. В этих сюжетах прямо и откровенно говорилось о боевиках «Майдана».
«СП»: — Действительно ли Киев сознательно участвует в подготовке дестабилизации Белоруссии? Или же речь просто о тех белорусских гражданах, которые получали боевой опыт в «АТО»?
— На самом деле, украинские национал-социалисты, проводившие свои тренировки (т.н. «вышкилы») задолго до «Майдана», не раз прямо и открыто писали о том, что активно вовлекают в эти мероприятия и белорусских «побратимов». Затем это «побратимство» выросло в тесную взаимосвязь боевиков в ходе «Майдана» — не забывайте, одной из первых жертв «Майдана» стал именно гражданин Белоруссии. Но я хотел бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. Когда на Белорусском ТВ недавно вышел фильм о параллелях между «Майданом» и белорусскими акциями протеста, на это одновременно, как по команде (а может быть, по команде без «как»), чуть ли не в одних и тех же выражениях откликнулись Радио «Свобода», ряд соросовских структур и целый ряд украинских СМИ. То есть уже из этого видно, что Украина играет определенную роль в выстраивании единой антилукашенковской пропагандистской кампании.
«СП»: — Но ведь до этого Лукашенко практически во всем поддерживал Украину: не признавал Крым, открыто поставлял товары, используемые для войны, даже ополченцев ЛДНР на территории Белоруссии преследовали…
— Тут нужно помнить давнюю историю невероятных кульбитов Лукашенко, когда речь шла о его отношениях с Россией или Украиной. Он всегда старается использовать сиюминутный момент для собственной выгоды. Если ему нужны будут очередные скидки от России, Украина будет противником. Если же он скидок не получит, то снова будет использовать Украину как инструмент некоего влияния на позицию Москвы. Если помните, он вел себя точно так же и во времена Ющенко…
— На Украине последние три года очень своеобразно понимают слова «честь» и «достоинство», — отмечает политолог Александр Дудчак.
— Вооруженный государственный переворот, приведший Украину к катастрофе, потере территориальной целостности, войне с десятками тысяч погибших, называют «революцией достоинства». В самой Украине захватившие власть уже не замечают, как оскорбляют и унижают своих же соотечественников, которые никак не могут принять бандеровскую мерзость в качестве национальной идеологии, как унижают тех, кто все еще хочет иметь доступ к литературной классике на русском языке, тех, для кого 9-е мая — День Победы, а не день скорби. А истерить — теперь это вошло в привычку не только у глашатаев нынешних киевских властей в различных телевизионных ток-шоу, но и у украинских «дипломатов» постмайданного разлива.
«СП»: — Насколько обоснованы обвинения Лукашенко? Действительно ли Киев намерено тренирует боевиков «белорусского Майдана»? Зачем ему это?
— На территории Украины и до «Майдана» представители белорусской оппозиции проводили свои тренинги по организации своего «Майдана». А после переворота, Украина стала территорией подготовки и вооруженных боевиков. Белоруссия все годы, проходящие под руководством Лукашенко, была раздражителем для Запада. Но все попытки расшатать ситуацию в стране проваливались, население не поддерживало инициативы организаторов «цветных переворотов». Белоруссия — одна из стратегических целей Запада, а вооруженные бандформирования, подготовленные в том числе и на Украине, по инерции выполняющей волю Запада — инструмент в достижении целей по свержению Лукашенко. Возможно, со сменой власти в США ситуация несколько изменится, но обольщаться не стоит.
«СП»: — Означает ли это, что Лукашенко пересмотрит отношения с Киевом? Почему до этого он всегда пытался «сохранять нейтралитет», на деле активно сотрудничая с украинскими властями?
— Лукашенко старался выступать с миротворческих позиций. И нельзя недооценивать его вклад в процесс мирного урегулирования на Донбассе. Даже если сейчас нельзя говорить о существенном прогрессе. Да, порой «прагматизм» Минска удивлял излишней лояльностью к режиму Порошенко. Но Белоруссия также принимала украинских беженцев, делала все возможное, чтобы не допустить «Майдан» у себя дома. Надо помнить, что с инициаторами «Майданов» невозможно достигнуть компромисса. У них нет ни желания, ни задачи решить проблему мирным путем. Причем, проблему, обычно созданную ими самими. Какие бы уступки ни делала власть, конечное требование «оппозиции» будет полная капитуляция законной власти в стране. Вероятно, такой ситуации Лукашенко старался избежать, не учитывая весь предыдущий мировой опыт «цветных переворотов».
«СП»: — Насколько болезненной для Киева может стать гипотетическая серьезная ссора с Минском?
— Потеря лояльности Минска может дорого обойтись киевским властям. И в сфере экономики, и в поддержке подрывной деятельности Киева в отношении белорусских властей. А это означает очередные финансовые потери, как для страны, так и лично для тех, кто стоит за спиной киевских властей. Ведь теперь Лукашенко может резко изменить свое отношение к Киеву.
«СП»: — Может ли Москва как-то воспользоваться данной ситуацией в давлении на обе стороны?
— У Москвы нет необходимости «давить» на Минск. Определенные трения в двухсторонних отношениях есть, но они не из разряда неразрешимых. Наоборот, упомянутые события могут предоставить повод для совместной деятельности против общих угроз. А подготовка боевиков-террористов на территории Украины — проблема и для Белоруссии, и для России.
— Опасность для большинства стран постсоветского пространства представляет не внешнее вторжение, тем более в таком вполне постановочном исполнении, а внутреннее социально-экономическое напряжение, которое только нарастает, не является здесь исключением и Белоруссия, — считает доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин.
Та же Украине была взорвана изнутри, оппозиция в Белоруссии действует по тем же лекалам. Гражданская война на Украине сама по себе дискредитировала многие майданные силы и напугала общество, власти нет причин прибегать к каким-то особым акциям.
«СП»: — Действительно ли белорусская оппозиция готова к вооруженным провокациям по типу «Майдана»? Или их просто используют западные спецслужбы?
— Развитие технологий ненасильственной смены режимов и так называемых цветных революций за 2004—2014 годы подошли к такой стадии, когда собственно ненасильственный, символический, коммуникативный элемент в них сведен к минимуму, протесты практически сразу переходят к силовой составляющей. Оппозиционные движения как правило работают по одной схеме, так что чисто технологически провокации и действия по образцу того же киевского майдана очень вероятны.
«СП»: — Насколько обоснованы претензии Лукашенко к Украине и Литве? Действительно ли белорусские боевики пользуются поддержкой киевского режима?
— Оппозиционные силы на постсоветском пространстве давно уже являются частью глобалистского черного интернационала и включены в данные сетевые структуры. В этой системе белорусским оппозиционерам оказывается помощь и подготовка в том числе и на территориях лояльных Западу стран или же стран победивших цветных революций.
«СП»: — Насколько сегодня в Вильнюсе и Киеве заинтересованы в дестабилизации соседней страны? Нужно ли им это?
— Киев и Прибалтика выполняют заказ Запада, лояльность к которому подчеркивается всеми возможными способами, по этому же принципу выстраивается и вся внешняя политика этих стран, даже если она напрямую вредит их экономике. Дестабилизация Белоруссии является инструментом по смене там неугодного политического режима, что не раз и не вполне успешно реализовывалось Западом в самых разных странах мира. Данная дестабилизация создает пояс хаоса вокруг России, но проводится руками американских и европейских сателлитов, для которых, все вою очередь, это возможность доказать свою полезность и значимость в меняющимся мире.
«СП»: — Лукашенко все это время старался сохранять нейтралитет и даже активно сотрудничал с властями Украины, чем вызывал резкую критику в Москве. Означает ли данный инцидент, что позиция Минска может измениться?
— Политика Лукашенко во многом повторяет многовекторность президента Узбекистана Ислама Каримова и лавирование бывшего президента Украины Виктора Януковича. Лукашенко вынужден в определенных вопросах сохранять нейтралитет и независимость, одновременно заигрывая то с Россией, то с Европой. Политика Лукашенко носит достаточно ситуационный и фрагментарный характер, на который вряд ли принципиально повлияет данный инцидент, другое дело, что кризис украинской государственности заставляет многие страны пересматривать политику по отношению к ней.