15 авг, 2014 в 13:34
полковник
14 августа 2014 года в Ялте Президент России Владимир Путин выступил перед депутатами Госдумы и членами Совета Федерации. Он говорил о многих важных вещах. Но вот я пролистал ленты информагентств, посмотрел новости по ТВ, почитал комментарии аналитиков и обнаружил, что о ГЛАВНОМ никто и не сказал. Не услышали в речи Президента. Ну, что ж, восполню этот пробел.
Как бы мимоходом Владимир Путин сказал, что Россия будет действовать так же, как и США, по вопросам денонсации международных договоров, и в случае необходимости будет выходить из соответствующих договоров: США взяли и вышли из Договора об ограничении наступательных вооружений, и дело с концом. Они исходили, как они считают, из соображений национальной безопасности. И мы будем делать точно то же самое, когда посчитаем выгодным и нужным для обеспечения наших интересов.
А теперь переведу этот абзац с дипломатического языка на русский.
Все понимают, что Россия будет и дальше помогать Новороссии, пока не «дожмёт» ситуацию до приемлемой для себя. Кстати, отставки с первых постов в Донецкой народной республике двух москвичей – Игоря Стрелкова и Александра Бородая говорят не о пораженчестве в ДНР, а о том, что СЕЙЧАС возглавлять ДНР должны местные кадры, ибо ожидаются серьёзные политические переговоры. Но если киевские власти вдруг нападут на гуманитарный конвой, который скоро войдёт на территорию Новороссии, то ответ Вооружённых Сил будет очень жёстким. Кстати, как вы думаете, захват какого аэродрома в тот же день 14 августа отрабатывали на учениях псковские десантники (в учебном десантировании участвовало белее 2500 десантников вместе с боевой техникой): Луганского или Донецкого? Или это просто совпадение: гуманитарный конвой, обещания украинских властей его не пустить (понятно, что военными методами) и «тихая» речь Путина о возможном выходе из договоров об ограничении вооружений.
То есть, всем понятно, что если из-за проблем с гуманитарным конвоем России придётся начать полноценные боевые действия на Украине, то Запад не просто ужесточит санкции, но начнёт «бряцать» оружием. Вот именно для этого случая Владимир Путин и напомнил о возможных последствиях. Когда-то, в уже далёком 2007 году, Запад лишь посмеялся над мюнхенской речью Путина, в которой Президент попросил НАТО несколько умерить свои аппетиты. Тогда Путина не услышали. А вот ялтинскую речь Президента России Запад обязательно УСЛЫШИТ.
Так о каких же Договорах, которые Россия может денонсировать в случае обострения отношений с Западом, идёт речь?
1. Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, СНВ-III (подписан 05.02.2011). Это самый неинтересный из договоров, ибо ограничивает, прежде всего, количество развёрнутых ядерных боезарядов (1550 для США и РФ). А число развёрнутых межконтинентальных баллистических ракет, развёрнутых баллистических ракет подводных лодок и развёрнутых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев для России и США не будет превышать 700 единиц. То есть, выйдя из этого договора, можно спокойно наращивать число боезарядов хоть до максимального советского уровня (более 10 000).
2. Намного интереснее выйти из бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987, подписали Горбачёв и Рейган). Договор предписывает: не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и малой (от 500 до 1000 километров) дальности. Тогда мы потеряли более 300 ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20), каждая с тремя боеголовками индивидуального наведения – мощностью до 1 мегатонны. Дальность полёта до 5000 км. То есть, вся европейская инфраструктура НАТО могла быть уничтожена в течение 7-10 минут. По этому же договору мы потеряли более 200 оперативно тактических ракет SS-23 Spider («Ока») с дальностью стрельбы 400-500 км. Точность стрельбы – около 30 метров (среднеквадратичное отклонение) за счёт радиолокационной головки самонаведения. Мощность ядерного боезаряда – 200 килотонн. Эти ракеты были размещены в Чехословакии и ГДР. Вот почему в то время и США, и Европа разговаривали с нами ОЧЕНЬ уважительно. Но Горбачёв лишил нас этих ракет.
Но ведь конструкторская мысль в России не останавливалась ни на минуту. Помню, как в середине 1990-х годов, будучи испытателем систем ПРО в звании подполковника, я зашёл в профильный НИИ, а там – ученые и конструкторы реально голодают (живут на подножном корме с дачных участков), поскольку им по полгода не выплачивают зарплату. Я спрашиваю:
– Так зачем же вы бесплатно работаете?
– Да нравится нам придумывать противоракетные системы… - с улыбкой ответил русский инженер и добавил: я верю, что придёт время, когда наши разработки ещё пригодятся.
И вот время пришло.
Именно об этом сказал Владимир Путин в Ялте 14 августа: «Речь идет о самом современном вооружении, о таких системах наступательных и оборонительных, которыми другие армии мира пока не располагают. И мы еще обрадуем наших партнеров. Кое-что уже известно, в области стратегических наступательных вооружений, я имею в виду силы ядерного сдерживания. Кое о чем мы пока еще не говорим, но скажем, время подойдет…»
И как вы думаете, есть ли у нас ракеты средней дальности посовременнее, чем SS-20? А ракеты малой дальности? А крылатые ракеты дальностью до 5000 км? Конечно же, всё это есть (в опытных образцах). А не пора ли нам, выйдя из этого «бессрочного» Договора, вновь поставить их производство на конвейер и аккуратненько размещать в Калининградской области, на Западе России, в Белоруссии? И посмотрим тогда, как сменится тональность разговоров фрау Меркель и всяких прочих «рамуссенов»…
Вот я и предполагаю, что наши западные друзья, прослушав речь Владимира Путина, вспомнили именно о Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
3. Есть ещё один ОЧЕНЬ интересный договор, из которого можно было бы выйти.
Это – Договор ОСВ-II от 1979 года, запрещающий вывод ядерного оружия в космос, а также запрещающий разработку и развёртывание баллистических ракет, базирующихся на плавучих средствах (кроме подводных лодок), и на морском дне; мобильных тяжёлых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и крылатых ракет с разделяющейся головной частью.
Ещё в 1968 году в СССР были поставлены на Боевое дежурство 18 ракет «Р-36орб» шахтного базирования, оснащенных боеголовками системы орбитального бомбометания (пуск с орбиты боеголовки по территории США мог осуществляться с любого направления, подлётное время – 2-3 минуты). Ну, а уж сейчас возможности по размещению орбитальных ударных средств стали значительно шире.
Ещё один красивый ход – разместить ядерные боеголовки на баллистических ракетах донного базирования в нескольких сотнях километров от побережья наших американских друзей. Технологически всё к этому готово. Пуск этих ракет производится дистанционно из России.
4. Очень хорош для денонсации и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996). Именно с выхода из этого договора я бы и начал. Нужно в один день принять закон о денонсации этого договора и в Госдуме (сразу в трёх чтениях), и в Совете Федерации. А к вечеру нам по телевидению показали бы такую картинку: в своём кабинете Владимир Путин в присутствии министра обороны Сергея Шойгу подписывает закон о выходе России из этого договора:
– Сергей Кужугетович, как быстро мы готовы произвести ядерный взрыв в атмосфере на полигоне Новая земля?
– Хоть через 10 минут, после того, как Вы, товарищ Верховный главнокомандующий, введёте коды на боевое применение ракет (здесь речь идёт о так называемом «ядерном чемоданчике – прим. автора), - чётко доложил министр обороны, - а если сбросить заряд с бомбардировщика, - то нам нужно несколько часов для подготовки.
– Э… так быстро не надо – улыбнулся Путин – Приказываю Вам через неделю провести испытание ядерного боезаряда мощностью 100 килотонн в атмосфере на ядерном полигоне Новая земля!
– Есть, товарищ Верховный главнокомандующий! – Сергей Шойгу встал по стойке смирно.
– Всё-таки, нужно дать время нашим западным партнёрам, а то у них там и спутники над Новой землёй висят, и средства мобильной связи работают… Ведь всё это пострадает от электромагнитного импульса. – Владимир Путин на секунду задумался, уйдя в воспоминания, и с ностальгией сказал: То ли дело было при Никите Сергеевиче Хрущёве – взял да и взорвал пятидесятимегатонную Царь-бомбу, - сейсмическая волна аж трижды обогнула Земной шар. Но мы ведь не планируем запугать наших западных партнёров? Да? Мы всего лишь испытываем ядерные заряды, которые слишком долго пролежали без дела.
– Так точно, Владимир Владимирович!
– Идите и готовьте испытания боезаряда, Сергей Кужугетович!
– Есть! – генерал армии Шойгу энергично направился к выходу.
Телевизионный диктор ещё раз напомнил дату предстоящих ядерных испытаний в атмосфере. Уже через минуту мировой информационный эфир раскалился. И все забыли о том, что есть такая-сякая страна Украина и что кто-то там постоянно воюет и майданит.
5. Ну, а если бы денонсация вышеназванных договоров не помогла обезумевшему Западу придти в чувство, то на десерт (о, это – самый лучший десерт!) можно было бы выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (1968). А затем публично объявить аукцион (закрытый, по заявкам) на продажу ядерных боеголовок в комплекте с носителями (баллистическими ракетами). Я предполагаю, что покупатели с Ближнего Востока готовы были бы заплатить по 2-3 миллиарда долларов (хоть долларами, хоть евро, хоть золотыми слитками) за одну ракету с ядерной боеголовкой. И вот здесь Запад, наконец-то, оставил бы нас в покое и больше никогда бы не лез в традиционные зоны нашего влияния.
А теперь, возвращаясь к началу статьи, я уверен, что западные политики, УСЛЫШАЛИ в речи Владимира Путина именно то, о чём я рассказал выше. И вряд ли у них появится желание сыграть в «русскую рулетку» с Россией и лично Путиным.
Прикладной же вывод из этого следующий.
Если гуманитарный конвой, идущий в Новороссию, дойдёт до Луганска и Донецка без приключений, то интенсивность боевых действий резко снизится (не дай Бог хоть один снаряд попадёт в гуманитарную колонну!). Наступит фаза переговоров (поэтому и убрали москвичей Игоря Стрелкова и Александра Бородая из числа руководителей ДНР), и Новороссия получит некий невнятный статус (типа полунезависимости) в составе Украины.
А если ополоумевшие украинские руководители, всё-таки, дадут команду атаковать гуманитарную колонну, то Россия введёт войска в зону конфликта и довольно быстро подавит украинскую армию, а возможно, пойдёт и на Киев, чтобы отстранить от власти парубков в сельских вышитых рубашках. А Запад будет лишь вяло огрызаться. И опять же на Украине наступит мир.
Ну, а если Запад всё же решит «поиграть» в новые санкции или даже угрожать обычной войной, то начнётся процесс денонсации договоров.
Но я прогнозирую, что в течение месяца в Новороссии наступит нечто, похожее на мир.
Игорь Витюк,
полковник запаса Войск Ракетно-космической обороны