На днях украинская компания «Нафтогаз»
объявила о настоящем “аукционе невиданной щедрости” — снижении втрое-вчетверо уровня транзитных платежей на поставляемый в Европу через газопроводы «незалежной» российский газ. Правда, “супер-скидки” стартуют не прямо сейчас — а лишь после 2020 года. А до этого, дескать, украинская сторона и дальше собирается вовсю "скачивать" с Газпрома нынешние совсем не либеральные тарифы. Еще в январе, согласно озвученным в Киеве “хотелкам”,
повышенные до 4,5 долларов за перекачку 1000 кубов газа на 100 км — с предусмотренных базовым контрактом 2,5 долларов.
Похоже, политики “великой европейской державы” прям таки семимильными шагами учатся искусству “обещания мыльных пузырей” у своих учителей из столь вожделенной Европы. Только та десятилетиями обещает украинцам то “европерспективу”, то “безвизовый режим”, разумеется, и не думая когда-нибудь исполнять свои сладкие посулы — а теперь уже Киев точно также манит политиков ЕС просто таки микроскопическими транзитными тарифами на поставляемое им российское топливо.
Относительно конкретных сроков все понятно — именно
в конце 2019 года истекает заключенный еще в 2009 году контракт на поставки Газпромом топлива через территорию «Незалежной». Стало быть, Киеву его надо продлить — любой ценой. Вот и начались “вкусные” предложения о почти что даровом транзите.
***Впрочем, есть и куда более свежая причина столь невиданной “щедрости с отсрочкой” со стороны украинской власти. Именно в июне глава Газпрома
Алексей Миллер сделал очень жесткое
заявление по будущему российских газопоставок через Украину. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, он призвал ликвидировать 4,3 тыс. километров трубопроводов и вывести из эксплуатации 62 компрессорных цеха, к 2030 году — 10,7 тыс. километров трубопроводов — и большую часть из всего этого богатства как раз на “украинском направлении”.
Причины этого также были озвучены главой российского энергетического гиганта. Во-первых, новые месторождения, из которых газ, собственно, и будет поступать в Европу спустя всего несколько лет, находятся на Севере — так что доставлять топливо, делая “крюк” через Украину, обойдется намного дороже. Да и транзитные ставки по «Северному Потоку», при сравнимой продолжительности с украинской “трубой” — это всего 2,1 доллара за тысячу кубов на 100 км. То есть, ниже даже нынешнего базисного тарифа через «Незалежной» — и более, чем в два раза меньше запрашиваемых Киевом с Нового года 4,5 долларов.
А ведь реально стоимость доставки собственного газа через «Северный Поток» для российского газового монополиста еще ниже — ведь ему принадлежит половина акций действующей ветки. То есть из вышеупомянутых 2,1 доллара, потраченных россиянами за транзит, половина суммы будет возвращаться обратно. В отличии от украинской “трубы” – доходами с которой Киев ни с кем не хочет делиться.
То есть почти ни с кем – время от времени возникают разговоры о
создании “международного консорциума”, разумеется, с участием только представителей “благословенного Запада” – для общего управления украинскими газопроводами. Впрочем, сами “западники” в этот проект не очень то и спешат – памятуя о давнем предупреждении Газпрома о том, что без его участия такой консорциум может оказаться у разбитого корыта – пардон, у пустой “трубы”, так как Россия просто перестанет заполнять ее своим топливом.
***
Но может ли Киев хотя бы технически выполнить свои обещания относительно удешевления транзита российского газа в несколько раз? Это весьма сомнительно. В самом деле, за 2015 год Нафтогаз получил по этой “статье”
2 млрд долларов. При этом, по оценкам экспертов, только текущий ремонт труб обходится компании в
300-500 миллионов американских денег. Поделим 2 миллиарда на 4 (или даже 3) – что остается после вычета амортизационных расходов? Правильно – рожки да ножки. Вплоть до призрака убыточности.
Да и совершенной фантастикой выглядит само предположение о том, что “великая европейская держава”, вот уже почти год напрасно выклянчивающая у МВФ жалкий миллиард долларов кредита, способна добровольно отказаться от такого же миллиарда “с хвостиком” не одалживаемых, а заработанных на транзите денег. Другое дело, что лишиться львиной доли транзитных доходов Киеву все-таки придется. Ведь, несмотря на риторические призывы Берлина о
необходимости сохранения поставок российского газа через Украину , глава Газпрома сделал свое жесткое вышеприведенное заявление.
***
Хотя, с другой стороны, Алексей Миллер ведь не то, чтобы полностью исключил транзит “голубого топлива” через “незалежную”. Просто его объемы прогнозируются российской стороной не в максимально возможные 110 миллиардов, или даже в половину меньшего объема, реально прокачиваемого за последние два года – а всего в 10-15 млрд. кубов в год. Что, как раз, и означает падение транзитных доходов Киева в пресловутые 3-4 (а то и больше) раза, так что их едва будет хватать на залатывание проржавевшей еще советской трубы. Зато украинские политики и дальше смогут вещать громкие слова о том, что “рулят” “великой транзитной державой”.
Да и немцам с французами, потирающим руки от поставок дешевого газа по Северному Потоку будет сподручнее отбиваться от упреков США и его восточноевропейских сателлитов относительно того, что они “не поддержали бедную, несчастную Украину”. Но, разумеется, в реальности бандеровской власти придется навсегда забыть о тех благословенных временах, когда она могла безнаказанно тырить российский газ “на халяву” – да еще и шантажировать срывом поставок европейских партнеров.
Во всяком случае – из “старой” и богатой Европы, восточноевропейская “мелочь”, глядишь, еще и будет что-то получать из упомянутых Миллеров 10-15 миллиардов кубометров. Вот из них, при желании, Киев и может пытаться что-то урвать себе – особого вреда от недовольства одних сателлитов Вашингтона сателлитом другим последнему не будет. Правда, и возможности “достучаться” до настоящих хозяев ЕС – тоже, им Украина будет после этого нужна, как позапрошлогодний снег.
Нет, в принципе, для украинских властей еще остается возможность избежать этого столь неприятного для них сценария. Как недавно
заявил президент России
Владимир Путин:
Если, кстати говоря, украинские партнеры нам предложат экономически целесообразный проект сегодня, предложат такой проект, который гарантирует нам и безопасность поставок, и экономическую целесообразность, мы будем работать с Украиной.
Путин Владимир Владимирович
Увы, вся беда в том, что надежды на предложение такого проекта со стороны Киева практически нет. С упорством клинического мазохиста, тамошний режим постоянно отвергает все сценарии, которые могли бы спасти Украину от все более грозящей ей катастрофы. И предположить, что бандеровские фавориты Вашингтона осмелятся вступить во взаимовыгодные отношения со стратегическим оппонентом США, попросту невозможно. А потому приговор незалежной в качестве нужной для Европы транзитной державы, похоже, подписан Газпромом, с молчаливого согласия европейских партнеров, окончательно и бесповоротно.