Скрытый текст
В частности, в 2015 году импорт минеральных удобрений превысил экспорт на $174 млн, а ведь еще не так давно Украина являлась одним из крупнейших мировых производителей и экспортеров данного товара.
Если обратиться к статистике, то промышленное производство с приходом к власти «команды реформаторов» демонстрирует стремительное падение: 2014 – 10,7%, 2015 – 13,4%. Рост в 2016, о котором говорят украинские статистические ведомства, не должен вводить в заблуждение – дело в том, что в статистику включили неподконтрольную Киеву часть Донбасса, где постепенно восстанавливаются промышленные предприятия.
Неутешительно выглядит ситуация с поставками украинской продукции на внешние рынки. По сравнению с 2014, далеко не самым благополучным годом, в 2015 экспорт продукции ТЭК упал в 6 раз, металлургии – в 1,9, химпрома – в 2, машиностроения – в 2,2. В первую десятку экспортных товаров не вошел ни один высокотехнологичный продукт, а процент сырья в объеме экспорта превысил 80%.
Главной жертвой проводимых майданной властью «реформ» стало машиностроение, чей удельный вес в структуре промышленного производства по состоянию на середину 2016 составил всего 5,8%, тогда как в 2013 данный показатель был более 10%. Причины очевидны – разрыв кооперационных цепочек с Россией, включающий в себя, в том числе, запрет на поставки в РФ продукции военного и двойного назначения.
Если говорить о рынке ЕС в контексте поставок продукции машиностроения, то востребованным является разве что производство подшипников, кабелей, и различных комплектующих по давальческим схемам из европейских стран. Впрочем, для подобных производств не требуется большие заводы, обеспечивающие работой тысячи людей, со многими заказами в данном случае может справиться даже мелкий бизнес на уровне кустарного производства.
Куда ни кинь – всюду клин. Флагман автомобилестроения, Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), за первое полугодие 2016 произвел всего 4 (!) автомобиля, хотя до переворота объемы производства составляли несколько тысяч автомобилей в месяц. Судя по всему, ЗАЗ вслед за еще одним известным запорожским предприятием, Запорожским электровозоремонтным заводом, будет разобран на металлолом.
В целом, по темпам деиндустриализации Запорожская область занимает первое место на Украине. Помимо вышеуказанных предприятий, признаны банкротами и прекратили деятельность Запорожский арматурный завод и Запорожский сталепрокатный завод. После нескольких раундов поднятия тарифов на электроэнергию на гране закрытия находится Запорожский ферросплавный завод. Непростые времена переживает запорожская «Мотор Сич» (производство авиационных двигателей и газотурбинных установок), чьим основным рынком сбыта была Россия.
С Запорожской областью может посоревноваться разве что Днепропетровская – вотчина одиозного олигарха Коломойского, создателя десятков рейдерских и карательных батальонов. С промышленной карты Украины исчезли Днепропетровский трубный завод, Днепропетровский комбайновый завод, завод «Днепрошина», аккумуляторный завод «Веста-Днепр», а также «Южмаш» (речь о котором пойдет позже).
Не обходят стороной процессы деиндустриализации и Западную Украину, «колыбель» т.н. «революции достоинства». В марте 2015 поставлена точка в истории Львовского автобусного завода (ЛАЗ) – оборудование вывезено, а помещения выставлены на аукцион. А ровно через год банкротом был признан завод сельскохозяйственной техники «Львовсельмаш».
Далее. Осенью 2015 признан банкротом Кременчугский автосборочный завод, занимавшийся крупноузловой сборкой бюджетных российских, корейских и китайских авто. Другое известное предприятие Кременчуга – сталелитейный завод – остановлен с середины 2014.
Вагоностроение обвалилось в 50 раз (!). В 2015 произведено 1054 вагона против 53 тысяч в 2011, 39 тысяч из которых было экспортировано в РФ. На сегодняшний день Крюковский вагоностроительный завод выживает за счет ремонта и модернизации ранее изготовленных вагонов. По пути банкротства идет еще одно вагоностроительное предприятие – мариупольский «Азовмаш».
Авиационная, аэрокосмическая и ракетная отрасли – банкроты, что признает даже экс-президент Кучма, в советское время занимавший должность директора легендарного «Южмаша». Сам же «Южмаш» уже не функционирует, поскольку имеет многомиллионные коммунальные долги, а потому отключен от электроснабжения (о долгах по зарплате упоминать даже не будем).
Авиастроение сжалось до минимума: в 2014 «Антонов» выпустил три самолета, в 2015 – два. Продажи идут по ранее заключенным контрактам с участием российских поставщиков и по схеме лизинговых поставок. Харьковский авиационный завод и вовсе простаивает второй год, а долги по зарплате поставили украинский антирекорд, достигнув 87 млн гривен.
Не лучше ситуация выглядит и в химпроме. Предприятия Фирташа, входящие в «Ostchem Holding» (в Черкассах, Ровно, Северодонецке, Горловке), работают на 10-20% своих мощностей. Дмитрий Васильевич, находящийся в Австрии под домашним арестом, выжимает последние соки из украинского химпрома.
В традиционном упадке находится нефтепереработка. Из шести НПЗ в законсервированном состоянии находятся пять. Надворянский, Дрогобычский и Херсонский заводы остановлены еще во времена «лучшего банкира Европы» Ющенко в 2005-2007 годах. Одесский и Лисичанский НПЗ остановлены в 2014, притом последний, принадлежащий «Роснефти», законсервирован после артиллерийских обстрелов, осуществленных карбатами Коломойского. Игорь Валерьевич таким образом устранял с рынка конкурента, ведь единственный работающий НПЗ в Кременчуге принадлежит именно днепропетровскому олигарху.
Это далеко не полный список ликвидированных при майданном режиме предприятий. Очевидно, что процессы деиндустриализации будут продолжаться ровно столько, сколько в Киеве у власти будут находится русофобы, временщики и проходимцы, распиливающие заводы на металлолом. Кстати говоря, за первое полугодие 2016 Украина почти на 70% нарастила экспорт лома черных металлов.
Окончательно добьет украинскую промышленность приватизация – по словам главы администрации президента Бориса Ложкина, необходимо продать около 1400 предприятий «как можно быстрее». Как говорил первый президент Кравчук – «маємо те, що маємо» («имеем то, что имеем»).