«Справедливости ради», сначала о хорошем. Роды все-таки решили оставить бесплатными. Зарплаты некоторых врачей действительно вырастут в разы. Из хорошего, пожалуй, все.
Перейдем к медицинскому геноциду. Впрочем, по замыслу недалеких авторов, реформа должна значительно улучшить текущее положение вещей. Ведь теперь пациенты смогут выбирать терапевта, переименованного в «семейного врача», без привязки к месту регистрации. Это должно «отсеять» «плохих врачей», к которым никто не пойдет. Зато у «хороших» будет много пациентов и огромные, по сравнению с сегодняшними, зарплаты.
Плюс компьютеризация всей страны.
Уже с 2 апреля пациенты могут смело искать на своей, ближайшей к дому, поликлинике наклейку «Тут можно выбрать своего врача». Эта пометка означает, что поликлиника подключена к системе «Электронное здоровье», специальной компьютерной сети для регистрации договоров пациентов и семейных докторов. Эта система передает данные в Минздрав, который будет начислять согласно полученным цифрам выплаты для учреждения, из которых финансируются зарплаты врачей.
От пациента потребуется паспорт и идентификационный код, а также номер мобильного, на который придет код подтверждения. Все серьезно. Если телефона нет, то специально обученный работник сфотографирует ваши документы и отправит в базу Минздрава. Если пациент передумал лечиться у выбранного врача или переехал, ему нужно просто заключить новый договор с другим врачом, а старый автоматически аннулируется.
Степень защиты собранной базы данных с фотокопиями документов не уточняется. Ответственности за нераспространение такой информации никто не обещает. В случае удачного хода процесса, через несколько лет можно будет «всiх порахувати» без всякой отдельной переписи населения, причем с фактическими адресами проживания. «Бинго!»
Далее распечатывается декларация для проверки. Уточняются ошибки или описки, вносятся изменения до полного соответствия документам. Готово – пациент может посещать врача, а «Национальная служба здоровья» перечисляет специалисту полагающиеся бюджетные средства, которые составляют 380 гривен на человека в год.
Задумано прекрасно. Если бы не одно маленькое «но». «Рисовали на бумаге, да забыли про овраги».
Очень мягко выражаясь, «не все провинциальные больницы подключены к электронной системе здравоохранения». В смысле процентов 80-90 сельских и районных медучреждений на данный момент не имеют даже компьютеров, интернета и прочей оргтехники, необходимой для выполнения задачи. Это значит, технически выбрать врача по предложенной Минздравом схеме будет невозможно.
В Минздраве уверяют, что до 2020 года пациенты, не заключившие договор с семейным врачом, смогут обслуживаться у него по старой схеме, бесплатно. При этом, перечислять такому врачу обещанные за пациентов деньги Минздрав, конечно не собирается. Неподключенные к общей системе учреждения останутся «невидимыми» для Минздрава. Нет договора – нет оговоренной оплаты за количество больных. Отличная идея, правда?
Техническое обеспечение больниц в результате децентрализации полностью переброшено на местные бюджеты. При этом, начался второй квартал, а найти посередине года «лишние» сотни тысяч – не под силу большинству местных, и без того местами в дырах, бюджетов.
Медучреждениям придется искать спонсоров, иначе уже с июня начнутся большие проблемы с выплатой зарплат персоналу.
На данный момент Минздрав никак не прокомментировал, кто должен обеспечить компьютеризацию и оплатить установку и работу электронной базы, местные власти или государство. Судя по всему, просто не подумали о таких «мелочах».
Зато оперативно отреагировал «рынок». Уже появились частные фирмы, которые предлагают свои услуги по созданию электронной системы и ведению ее работы. Предлагаемая цена – 10 гривен за каждого пациента. Району со стотысячным населением необходимо срочно изыскать в бюджете около миллиона гривен, а впоследствии заложить еще по 150 тысяч гривен в год для обеспечения обслуживания системы. Частные, подчеркиваю, фирмы.
«Привет, защита данных!»
Строго говоря, Минздрав не отказывается от финансирования «невидимых» системе поликлиник, но значительно, на треть, сокращает суммы выплат «на пациента». За эти деньги большинство сельских и районных больниц просто не смогут себя обеспечить и «накопить» на установку электронной базы, чтобы получать больше. Так начнется массовая чистка от «неэффективных» лечебных учреждений, в которых мало пациентов и местные бюджеты слишком бедны, чтобы выделить им помощь.
«И врач, и помогач…»
Что же получит в итоге пациент, которому удалось записаться к выбранному семейному врачу? Собственно, по квалификации этот врач все равно останется «терапевтом», как его ни назови. По мановению волшебной палочки Минздрава он не превратится ни в педиатра, ни в травматолога, ни в психиатра, ни в гастроэнтеролога, ни в кого другого. И тем не менее, согласно реформе, он обязан предоставить пациенту такие услуги:
наблюдение за состоянием здоровья;
постановка диагноза и лечение распространенных болезней, отравлений и травм;
при необходимости направление к узкому специалисту;
помощь при остром расстройстве физического или психического здоровья;
выявление потенциальных рисков для здоровья и обучение пациента правилам здорового образа жизни;
выдача больничных и прочее.
На одного семейного врача, по рекомендациям Минздрава, должно приходиться около 2000 пациентов. При количестве рабочих дней в году примерно 250, если без учета больничных и отпуска, а с ними и того меньше, при посещении больным врача 1 раз в год, выходит 8-10 пациентов в день. Если придут по 2 раза в год, то 16-20 в день. А если пожилые люди, хронические больные и ипохондрики повадятся шататься по 10 раз в год минимум? Никакого времени не хватит.
И тут на помощь приходит замечательное нововведение о том, что врач вправе сам расторгнуть договор с пациентом. «Нехай щастить!». В приоритете у «хороших» врачей будут молодые, преимущественно здоровые люди, которым, как правило, нужен больничный при простуде. Остальным: «Заболел – застрелись!»
К примеру, в Канаде медики, организованные по такой же схеме, просто «не брали» детей до 5 лет и взрослых старше 55 лет, так как по статистике, они болеют гораздо чаще других граждан.
Конечно, за детей и стариков Минздрав обещает платить в два раза больше, по 720 гривен в год. Но, во-первых, они и времени отнимут больше, и не в два раза, и вот еще один неприятный нюансик.
Деньги медучреждению придут после подачи заявки в новосозданный орган по контролю - Национальную службу здоровья, которая проверит протокол лечения и выплатит деньги по факту выздоровления пациента. А с детьми и пожилыми ведь как – только пролечишь одно, как тут же возникает другое. Совершенно не понятно, как в таком случае будут начисляться деньги – ведь речь идет не о лечении каждого заболевания, а фиксированной сумме в год.
Кому придет в голову на таких условиях заниматься хроническими больными? Они в принципе не выздоравливают, зато «ходят, и ходят!».
Еще одна радостная для врачей, и крайне печальная для больных новость – отныне семейный доктор не обязан ходить по вызову к больному, а сможет по своему усмотрению проконсультировать его по телефону.
Еще до официального старта реформ, стало известно, что киевские участковые врачи перестали приходить даже к детям с острыми формами простудных заболеваний, предлагают вызывать "скорую". Что уж говорить о взрослых. Тем более, если нагрузка на одного врача будет около 2 тысяч пациентов.
«Скорая немедицинская»
Реформа службы «скорой медицинской помощи» уже вовсю работает по всей Украине, превращая ее в не такую уж и медицинскую. В одной из опубликованных ранее статей я писала о том, что по замыслу авторов новации, со временем «скорую» полностью заменят волонтеры по всей стране. Пока готовится внедрение эксперимента в одной, не говорят, в какой, области.
Но и в привычной работе «скорой» уже внедрены совсем непривычные изменения. Так, теперь не все поводы могут считаться экстренными и «банальная» высокая температура у ребенка или повышение давления у взрослого уже не дает права рассчитывать на скорый приезд медицинской помощи. С этими симптомами рекомендуют обращаться к семейному врачу, независимо от времени суток и рабочего дня. Потерпите, невелика важность.
Единственным основанием для приезда «скорой» является состояние пациента «на грани жизни и смерти».
Таким образом, скорая помощь может выезжать:
на ДТП, аварии и на другие чрезвычайные ситуации;
ранения, ожоги, тяжелые переломы и ушибы, травмы головы;
при поражении электричеством, молнией, тепловым ударом, переохлаждением;
при утоплении или попадании посторонних предметов в дыхательные пути.
на внезапные роды, укусы насекомых, змей и других животных. Также скорую помощь имеют право вызывать сами медики для срочной транспортировки пациентов в стационары.
К категории экстренной помощи относятся состояния пациентов, которые сопровождаются потерей сознания (обмороками), судорогами, внезапным расстройством дыхания и болями в области сердца, рвотой с кровью, острой болью в брюшной полости, кровотечением, признаками острых инфекционных заболеваний, психическими расстройствами, угрожающими жизни пациента или окружающих его людей.
У кого вышеперечисленных симптомов нет, тот по мнению Минздрава, достаточно здоров, чтобы подождать пару дней и попасть на прием в поликлинику к своему врачу.
«Никто не забирает у людей право на медицинскую помощь, не предложив альтернативу. Эффективное распределение функций между экстренной и неотложной помощью наоборот сделает лечение более доступным и быстрым. Это сохранит больше жизней», - заявляла и. о. главы Минздрава Ульяна Супрун.
Но и приезд «скорой» еще не гарантирует квалифицированной помощи. По замыслу Минздрава, в бригаде достаточно будет двух парамедиков и водителя. Парамедики – это такие себе условные специалисты со средним медицинским образованием, на уровне санитара или медсестры, которым на трехмесячных курсах покажут основные «навыки»: как провести сердечно-легочную реанимацию, остановить разные виды кровотечений, наложить повязку, восстановить дыхание при закупоривании легких, оказать первую помощь при переломах, укусах и ожогах. Основная функция парамедика – оценить ситуацию и либо доставить больного в больницу, поддерживая по пути в нормальном состоянии, либо рекомендовать обратиться к своему доктору, с которым подписан договор, для дальнейшего лечения.
В отличие от фельдшера, такой «специалист» не может ставить диагноз, а значит, и «оценить ситуацию» ему будет весьма сложно даже в простых случаях. Выбрать самостоятельно и ввести пациенту необходимый препарат в экстренном случае он тоже не сможет, а значит, многих, дождавшихся приезда «бригады», до больницы просто не довезут.
Опытные врачи массово уходят со «скорой», так как не хотят понижения своего статуса и зарплаты до уровня младшего медперсонала.
Деньги решают все, если они у вас есть
На помощь городским пациентам, которым «не хватило» хорошего семейного доктора, придут частные клиники. В преддверии полноценного вступления в силу реформы, частники ожидают наплыва пациентов и расширяют лечебные базы. Прошлый год стал рекордным по количеству открытий новых коммерческих клиник и филиалов уже существующих больниц: только в Киеве их появилось несколько десятков.
Конечно, только за один прием в такой клинике придется выложить 350-400 гривен, но зато обслуживание будет на порядок лучше, чем в «бесплатной». Часть населения может себе это позволить, а кому-то просто не останется другого выхода.
Узкоспециализированная помощь, согласно реформе, платной будет и для пациентов «простых» клиник, причем, судя по всему, по ценам на уровне «частников».
Несмотря на то, что конкретные расценки пока не оглашены, об ориентировочных ценах говорят уже не первый раз. Информации, появляющейся в СМИ, страшно верить, но в парламентском комитете по вопросам здравоохранения примерные цифры подтверждают.
«Вот, например, "расценки" на наиболее распространенные медицинские услуги: операция на печени – 209 678 гривен, операция желчного пузыря – 121 416 гривен, диагностика и последующие лечение гемангиомы любой локализации – 148 189 гривен, а операция на сердце обойдется в 125 520 гривен. Так если украинцу понадобится комплексное оперативное вмешательство по ряду заболеваний сердца, то за такое лечение уже придется выложить около миллиона гривен. Что касается травм, то лечение одной травмированной конечности обойдется в 70 000-80 000 гривен. Самое доступное, что можно будет вылечить - это фурункул, лечение которого обойдется в 7 082 гривен», - рассказывает украинскому изданию «Страна» народный депутат, член парламентского комитета по здравоохранению Татьяна Бахтеева.
То есть, в стране, где по данным ООН более 60% населения живет за чертой бедности, а оплатить коммунальные платежи без субсидий могут чуть менее половины семей, где долги за «коммуналку» приближаются к полутора миллиардам долларов, а накоплений, по данным Госстата, за прошлый год стало почти на 2,5 миллиарда долларов меньше, вводятся такие цены на медицинское обслуживание, что больному проще умереть, даже при банальном переломе ноги со смещением. Да что там говорить, если и на удаление фурункула придется копить годами! Правда, по этим направлениям обещают брать деньги не в полном объеме, а внедрить «совместное финансирование», при котором часть суммы покрывает государство.
В то же время, Минздрав уверяет, что все прекрасно и нет повода беспокоиться, ведь в бесплатный «пакет услуг» войдут осмотр, консультация врача, вакцинация, скрининговые обследования (общий анализ крови, мочи, анализ на холестерин и т.д). Бесплатно также будут лечить кровотечения из сосудов, отравления, инсульты, инфаркты, отеки легких и острую почечную недостаточность. Не придется платить и за диагностику и лечении травм, отравлений, патологических, физиологических (у беременных) состояний. Бесплатными все-таки останутся роды. С направлением от терапевта бесплатно окажут вторичную и третичную помощь: услуги аллергологов, венерологов, гинекологов, кардиологов, мануальных терапевтов, нейрохирургов, логопедов и пульмонологов. Без направления нужно будет платить согласно тарифам.
Убрали из «гарантированного пакета» бесплатной медпомощи обеспечение населения лекарствами, хотя об этом много говорили превосходных слов. Потерялось во время обсуждений.
Не потеряются ли анонсированные в этом варианте «бесплатные» обращения за вторичной и третичной помощью с направлением семейного врача – пока неизвестно. Кроме того, все «обещалки» никак не удается правильно подсчитать в денежном выражении. Только на уровне первичной помощи у специалистов возникает масса вопросов.
«Вот подписал врач декларации с 2 тысячами пациентов. По нормативам МОЗ, "деньги ходят за пациентом", и 370 гривен в год "приведет" за собой каждый пациент. Берем зарплату, которую обещает Министерство здравоохранения - 15 - 17000 гривен в месяц, умножаем на 21000 врачей и берем зарплату еще для, минимум, 21 000 медсестер где-то в 10 000 гривен. Выходит 567 миллионов гривен только зарплата без налогов. Без зарплаты другим сотрудникам центров первичной медико-санитарной помощи. На месяц. В год это не много - не мало - около 7 миллиардов гривен только на зарплату. И это без налогов. Если брать сумму, выделенную на 2018 год - 13 млрд гривен - на медицинскую помощь остается чуть больше 6 миллиардов гривен на 42 миллионов человек. Это по 142 гривен на пациента в год. По 12 гривен в месяц», - приводит подсчеты член парламентского комитета по здравоохранению Андрей Шипко.
И это цифры по первичной, то есть расчет для деятельности «семейной амбулатории». Оставшиеся 12 грн в месяц на человека – для покрытия бесплатного финансирования остальной медицины по всем направлениям?
Учитывая общую бестолковость Минздрава и его предводительницы, то ли они не считали, то ли так глубоко не задумывались, но вполне вероятно, что «обiцянки» так и останутся «цяцянками», не согласованными с госбюджетом.
Да здравствует самолечение
А также самодиагностика, самооперирование, самореанимирование, и самообследование на психические отклонения.
Врачей все равно на всех не хватит. По оценкам экспертов, одних только семейных врачей нужно порядка 21 тысячи. Правда, это с учетом того, что количество населения сильно завышено в расчетах, ведь до сих пор считают и жителей Крыма, и Республик Донбасса. Но в наличии все равно только половина от требуемого числа таких специалистов.
Кроме того, по статистике из работающих врачей – около 90% пенсионеров. Большинство из них не хочет «играть по новым правилам» и даже несмотря на обещанные зарплаты, собираются выходить на пенсию. Молодые выпускники не горят желанием работать в поликлиниках, стремясь либо найти место в частной клинике, либо выехать за границу.
Народный депутат Украины Ольга Богомолец уже заявила, что за последние два года из Украины выехали тысячи медиков. По оценкам специалистов, врачей и среднего медперсонала за два года стало меньше на 60-70 тысяч. Прогнозируют также отток медиков в ближайшие два-три года еще до 50 тысяч человек. Соседние Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Россия и другие страны приглашают к себе на работу медиков, предлагая им хорошие условия жизни и приличные зарплаты, упрощают требования к их трудоустройству и языковой адаптации.
Представитель Национальной медицинской палаты Сергей Кравченко прогнозирует массовые обращения украинцев в Конституционный суд. «Согласно Конституции и закону о системе здравоохранения, граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь по месту обращения».
Право имеют. А медицинской помощи, похоже, скоро не останется совсем, кроме крупных городов с «обеспеченными» пациентами.
Сама же «инициаторка» медицинской реформы в Украине, американская подданная Ульяна Супрун, работает в поте лица на развал медицинской системы и уничтожение миллионов неимущих украинцев практически даром, по зову души.
Как стало известно из ее е-декларации, мадам за год получила зарплаты аж 348,2 тысяч гривен, то есть, по 29 тысяч в месяц, это около тысячи долларов. Что не помешало ей, арендуя в Киеве квартиру на 128 кв.метров за собственные деньги, иметь пенсионный счет в американском, разумеется, фонде, на 555 тысяч 663 доллара. Плюс более 140 тысяч гривен (около 5 тысяч долларов) на банковских счетах в "Кредобанке" и "Укргазбанке" и совместно со своим мужем еще 8,3 тысяч долларов на счетах в американском банке. Откуда берутся накопления при столь невысокой зарплате? Благодарные туземцы приносят, не иначе.
«День дурака» должен стать в Украине национальным праздником, причем вместо «дня независимости». А «День смеха» настанет тогда, когда Украина очистится от убийц, захвативших власть и уничтожающих народ всеми способами – от войны до медицинского геноцида.
Наталка Nik для «Казачий вестник»