"Укртрансгаз" еще 14 июня сообщил о надвигающемся ЧП НКРЭ, Госслужбу по чрезвычайным ситуациям и СНБО. Пока отреагировала только Госслужба по чрезвычайным ситуациям, признав, что ситуация действительно угрожающая - ее квалифицировали как ЧС техногенного характера (код 10800 - ЧС вследствие аварии на системах жизнеобеспечения).
В итоге, потребителей, подключенных к магистральным газопроводам Союз, УПУ, Прогресс, ЕККР, АТИ, КАЧБ, попросту отрежут от газа. Эти газопроводы приходят по территориям Харьковской, Черкасской, Сумской, Полтавской, Киевской, Кировоградской, Николаевской, Одесской, Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской, Ивано-Франковской и Закарпатской областей. То есть, покрывают больше половины страны. Как прогнозируют в ГСЧС, отключение газа грозит населению, бюджетным учреждениям, предприятиям теплокоммунэнерго, а также металлургическим и химическим предприятиям. "Больше всего пострадает именно промышленность, которая летом является основным потребителем газа", - говорит экономист Алексей Кущ.
Кроме того, сократится транзит газа в Европу и Молдову с 290 млн до 115 млн кубов в сутки, то есть, Украина сорвет свои газовые обязательства перед ЕС, что чревато масштабным газовым скандалом.
Как раз в тот день, когда "Укртрансгаз" строчил слезные письма в ГСЧС, СНБО и НКРЭ, его непосредственному собственнику - НАК "Нафтогазу" - был совсем не до мелких проблем с нехваткой денег на обслуживание трубы.
14 июня в НАКе состоялось заседание управляющего комитета проекта "Отделение деятельности транспортировки газа". Речь идет о подготовке к анбандлингу - разделению добычи, транспортировке и продаже газа. Этот процесс НАК должен завершить в нынешнем году. Без анбандлинга и сертификации обновленной ГТС по европейским стандартам подписание нового договора о транзите газа с "Газпромом" попросту невозможно.
В начале июня Кабмин своим постановлением №484 определил как должна проходить процедура анбандлинга. По предложенной правительством модели ownership unbundling, оператор ГТС и сама газотранспортная система должны быть выведены из-под управления НАКа и переданы ОАО "Магистральные газопроводы Украины". Эта компания и станет оператором украинской газотранспортной системы. В будущем именно она должна подписать новый контракт с "Газпромом".
Но на заседании 14 июня НАК принял решение просить президента и СНБО еще раз проанализировать постановление №484, которое, якобы, не позволяет "Нафтогазу" оставить свои интересы в судебном споре с "Газпромом". Параллельно НАК запускает "свою" модель анбандлинга. Это решение есть в протоколе заседания, копией которого располагают "Українські новини".
В "Нафтогазе" отстаивают модель ISO (Independent System Operator), по которой все активы ГТС должны остаться у "Нафтогаза". На этом заседании вспомнили и об "Укртрансгазе" - его сотрудников должны срочно перевести в новую компанию - ООО "Оператор газотранспортной системы Украины", а не в "Магистральные газопроводы".
Как пояснил "Стране" Алексей Кущ, сейчас идет борьба двух концепция анбандлинга. "Модель Кабмина интересна иностранному системному оператору, который сможет получить на баланс активы ГТС, интегрировать украинскую трубу в европейскую систему и перенести узлы коммерческого учета с западной границы - на восточную. В дальнейшем уже именно такой оператор будет вести переговоры с "Газпромом" и там тональность будет другой, чем в случае переговоров с украинского стороной. Модель анбандлинга от НАКа системным операторам неинтересна. В случае ее реализации "Нафтогаз" останется фактическим владельцем трубы, на которую посадит формального "управителя". В этом случае не исключен раздел ГТС на несколько частей. В частности, самой интересной остается Закарпатье - Словакия - Чехия - Австрия - Италия. "Газпром" хочет сохранить транзит через этот участок на уровне 40-50 млрд кубов. Получается, что с помощью "Северного потока" "Газпром" закроет потребности северной Европы, прежде всего, Германии. "Южный поток" закрывает потребности Турции и Балкан. А вот обеспечение Австрии, Италии, Словакии, Чехии, своего рода политического анклава России в Европе, остается уязвимым. Поэтому вариант анбандлинга нашей ГТС от НАКа на руку "Газпрому". Он сможет посадить на нашу трубу своих посредников через вторые- третьи руки", - говорит Кущ.
В этом случае, по его словам, остальная часть украинской ГТС может оказаться "планово убыточной". Впрочем, серее всего, дело не в заигрываниях Коболева с "Газпромом", а с отстаивании им собственных интересов - без трубы "Нафтогаз" по-сути превращается в "маркетинговую надстройку".
При этом уже сейчас понятно, что провести анбандлинг по любой модели и сертифицировать нового оператора ГТС по европейским стандартам до конца этого года явно не успеют. Это фактически ставит крест на новом договоре о транзите газа с "Газпромом".
По мнению Геннадия Рябцева, так называемый "нулевой транзит", то есть, полная остановка прокачки российского газа по нашей трубе, уже с 1 января 2020 года выглядит все более реальным.
"Они готовятся к такому сценарию. "Газпром" всячески увиливает от переговоров, а "Нафтогаз" особо и не настаивает. В то же время "Газпром" активно ведет переговоры с европейскими покупателями о работе в форс-мажорных обстоятельствах, закачиваются увеличенные объемы газа в европейские хранилища, то есть, ведется подготовка к закручиванию краника", - говорит Рябцев.
По его словам, если эти прогнозы оправдаются, Украине стоит готовится к резкому снижению давления в ГТС, что потребует дополнительных объемов газа для снабжения жителей восточных и южных регионов страны.
"Нужно дополнительно, минимум, 4 млрд кубов, чтобы к началу сезона у нас было не меньше 21 млрд кубометров в хранилищах. Это плюс 1 млрд долларов в деньгах. Плюс — необходимо прописать гарантии по реверсу газа из Словакии, чего пока тоже никто не делает", - отмечает Рябцев.
Подробнее
Кто понял жизни смысл и толк,
давно замкнулся и умолк (с)