Собственно, Зеленский публично сказал это не первый. Ещё 15 июля
Руслан Стефанчук упомянул о такой возможности: цель команды Зеленского, дескать, «полная смена системы власти в стране», и это может быть «осуществлено следующей осенью (очередные местные выборы должны состояться осенью 2020 года. —
Ред.), или это может быть осуществлено ещё и до этого — мы рассматриваем разные варианты, как наиболее эффективно перезагрузить всю систему, которая касается отношений "власть и человек"».
Логика команды Зеленского прозрачна как «слеза комсомолки».
Во-первых, ей надо перестроить под себя всю систему власти в стране. Ведь Зеленский и «Слуга народа» не системны и получить реальную поддержку в уже работающих представительских органах шансов не имеют.
Во-вторых, сдержать обязательство перед избирателями сменить политический класс (чуть не единственное предвыборное обещание Зеленского, которое можно выполнить). Следующий удар рационально нанести по региональным элитам (кстати, следует отметить блестящий результат парламентских выборов — представителей «Слуги народа» как специально подбирали, чтобы они не мешали местным элитам, но в результате значительная их часть победила…).
В-третьих, необходимо воспользоваться ещё пока высоким уровнем общественной поддержки (он, кстати, выше, чем можно было бы подумать, опираясь на результаты предвыборных исследований).
Руководитель гражданской сети «Опора»
Ольга Айвазовская уже заявила, что не следует «подгонять демократические процессы под текущие рейтинги политических партий» (ей-то откуда знать? У неё никакого рейтинга никогда и не было…).
В-четвёртых, это желание воспользоваться преимуществами избирательной системы, позволившей партии выиграть парламентские выборы и в мажоритарной их части.
На выборах областных, районных и крупных городских советов действует (и по нынешнему закону, и по не вступившему в силу Избирательному кодексу) пропорциональная система. Она, как считается, более выгодна для «Слуги народа» (впрочем, когда-нибудь её рейтинг да посыплется…).
Но на выборах низшего уровня и при избрании мэров действует мажоритарная система, и тут партии будет сложнее. Но мы помним, что нынешний успех партии на мажоритарке обусловлен массовым голосованием за представителей партии неопределившихся сторонников «Слуги народа». Здесь механизм будут тот же — проголосовав за список СН на выборах областного и городского совета, избиратели, не углубляясь особенно в то, кто будет управлять городом, проголосуют и за представителя СН на пост мэра. Почему бы и нет?
В общем, желание и мотивы есть, но как все это реализовать?
Дело в том, что просто так назначить досрочные местные выборы нельзя. Нет такой функции. Досрочные выборы назначаются по каждому конкретному местному совету в случае его роспуска Верховной Радой. Роспуск же возможен в определённых законом случаях:
— если совет принял решение с нарушением Конституции Украины, других законов, прав и свобод граждан;
— если сессии совета не проводятся без уважительных причин в сроки, установленные законом (напрашивается вариант их блокирования силами националистов, но… ресурса не хватит);
— если совет не решает вопросы, отнесенные к его компетенции.
Теоретически местный совет может быть распущен по решению местного референдума, но, во-первых, нет закона, во-вторых, референдум может принять такое решение, а может не принять. Это не говоря о том, что проведение референдума и выборы стоит дороже, чем просто выборы.
Одним махом распустить все местные советы и отправить в отставку мэров (на каких основаниях?) в соответствии с законом не получится.
Относительно реальные модели назначения перевыборов по всей стране могут лежать в законодательной плоскости.
Можно, например, принять изменения к закону о люстрации в версии Зеленского (по которому можно люстрировать депутатов за то, что они были чиновниками при
Порошенко), однако неизвестно, насколько массовидные перевыборы после этого придётся проводить. Опять же они почти наверняка будут не общенациональными, а того же
Кличко и вовсе не заденут (должность главы Киевской городской администрации он занял как председатель горсовета).
Можно также внести изменения в закон о местном самоуправлении и предоставить Раде право назначать перевыборы местного самоуправления, если очень хочется. Ресурс для этого есть, хотя подобное решение отнюдь не встретит одобрения ни в стране, ни за рубежом.
Вариант, который не встретит оппозиции, предусматривает внесение изменений в Конституцию, расширяющих децентрализацию, но в переходных положениях предполагающих проведение досрочных выборов. На том, например, основании, что новые права должны быть даны новым органам местного самоуправления (подобная модель была использована в отношении конституционной реформы 2004 года, но тогда введение в действие некоторых норм отсрочили до 2006 года, когда был избран новый парламент).
В общем, провести выборы — дело нехитрое (хотя в этому году и так значительный перерасход бюджетных средств на выборы), но с определением оснований придётся помучиться…