Цитата: Boris Bakhterev от 01.10.2019 14:54:24Продолжение. Начало – здесь: Вчера в 14:48
На первом этапе мы пришли к выводу, что для восстановления объемов реализации промышленной продукции в Донбассе (в границах Донецкой и Луганской областей) до уровня 2013 года потребуется 1,1-1,3 млрд. руб. Эта цифра нуждается в верификации: а) можно ли на эти деньги построить что-нибудь путное и б) дадут ли запланированные проекты ожидаемый экономический и социальный эффект.
Второй этап: Формирование перечня конкретных проектов.
1. Нефтеперерабатывающий завод в Лисичанске. НПЗ – очень дорогие проекты, поэтому было интересно начать именно с него.
Плюсы проекта: НПЗ в Лисичанске уже был, даже еще есть. Что бы от него там не осталось – строительство в Лисичанске нового НПЗ будет не сложнее и не дороже, чем в любом другом месте.
В качестве аналогов можно рассмотреть: НПЗ Дагнефтепродукт (1 млн. тонн, 74%, 6,5 млрд. руб. [ссылка]), Яйский НПЗ I очередь (3 млн. тонн, 60%, 16 млрд. руб. в 2008-12 гг. [ссылка, ссылка]), Яйский НПЗ, две очереди (6 млн. тонн, 92%, 57 млрд. руб. к 2017 г. [там же]), ТАНЕКО (7 млн. тонн, 76%, 79 млрд. руб. в 2005-10 гг. [ссылка]), ТАНЕКО (+7 млн. тонн, 99%, 196 млрд. руб., проект 2015 г.). Эти аналоги дают стоимости проекта в расчете на 1 млн. тонн нефти переработки: 6,5 млрд. руб. – 10 млрд. руб. – 15 млрд. руб. – 33 млрд. руб. – 34 млрд. руб. Разумеется, затраты десятилетней давности пересчитаны с использованием индексов цен производителей промышленной продукции, т. е. приближены к нынешним ценам. Можно сделать вывод, что стоимость проекта сильно зависит от глубины переработки.
Давайте планировать в Лисичанске НПЗ мощностью 8 млн. тонн, глубиной переработки 90% стоимостью 160 млрд. руб.
2. Аммиакопровод Воронежская область – Северодонецк – Горловка – Мариуполь.
В качестве аналога берем «Краснодарский край – Крым» – магистральный газопровод протяжённостью 400 км. Построен в 2016 году. Стоимость работ — 20 млрд. рублей. Может, аммиакопроводы получаются дороже, чем газопроводы, у «Краснодарский край – Крым» есть подводный участок. Будем считать, что ошибемся не в разы. Перекачивающая станция в Горловке уже есть, может быть ее одной и хватит.
Аммиакопровод Воронежская область – Северодонецк – Горловка – Мариуполь получается протяженностью 500 км, стоимость – 25 млрд. руб. зачем это надо?
3. Запускаем без существенных затрат «Северодонецкий Азот» – одно из основных предприятий довоенного Донбасса.
4. Запускаем «Стирол», Горловка в – еще одно крупное предприятие Донбасса.
5. Строим перевалочный комплекс аммиака и карбамида в Мариуполе (или рядом).
Такой комплекс строит «Тольяттиазот» в Тамани. Но дела у него там идут трудно. Кроме того, до Тамани ему аммиак и карбамид придется возить по железной дороге, а тут очень кстати окажется трубопровод, да еще и короче. В Тамани терминал на 5 млн. тонн и стоит 14 млрд. руб. [ссылка], пусть в Мариуполе будет на 2 млн. тонн и за 10 млрд. руб.
Промежуточные итоги. Пять крупных проектов, способных оживить Северодонецк, Лисичанск, Горловку, а у нас остается еще больше триллиона рублей. Этих денег достаточно, чтобы реализовать несколько десятков весьма крупных проектов на любой вкус. Открываем
ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(строящиеся) :
Скрытый текст
# Тепличный комплекс ООО «Агро-Инвест», Калужская область. Сумма инвестиций в проект крупнейшего в ЦФО России тепличного комплекса составит ориентировочно 13 млрд рублей. Данный проект — это первый резидент ОЭЗ «Людиново». Площадь комплекса составит около 238 Га, а мощность — 70 тысяч тонн овощей в год. Будет создано около 1200 рабочих мест.
Специализированный рыборазводный завод растительноядных рыб, Адыгея
# В Теучежском районе создается рыбоводный комплекс по разведению рыб осетровых пород методом замкнутого водопотребления. Объект разместится на территории 580 гектаров и будет включать всё необходимое для полного цикла производства — от выращивания малька до разделки рыбы. Объём инвестиций составит 40 млрд рублей, срок выхода комплекса на проектную мощность — 10 лет. Рыбозавод сможет производить ежегодно 2 тыс. тонн чёрной икры и 120 тыс. тонн мяса рыбы и обеспечит около 2,5 тыс. рабочих мест. Планируемый запуск первой очереди — весна 2016 года.
# Ковровский сталепрокатный завод. Металлургический завод, строящийся близ города Коврова Владимирской области. Строительство началось в 2011, ввод в строй предполагался в 2014. Мощность завода 1,2 млн тонн металлопроката в год. Объём инвестиций — 800 млн долларов [50 млрд. руб.].
# Установки по производству метанола-ректификата М-500 предприятия «Щёкиноазот», Тульская область. Строительство установки по производству очищенного метанола мощностью 500 тыс. тонн в год было начато 7 сентября 2018 года[585]. Проект, включающий также создание комплекса по выпуску 270 тыс. тонн в год азотной кислоты и 340 тыс. тонн аммиачной селитры оценивался в более, чем 18 млрд рублей
# Завод чистых полимеров «Этана», Кабардино-Балкария. Крупнейший промышленный инвестпроект Северо-Кавказского федерального округа, стоимость – 15,7 млрд рублей.
# Биофармацевтический кластер Магнус-Грозный. 22 декабря 2015 года в Чечне был дан старт строительству биофармацевтического кластера «Магнус-Грозный» с объёмом производства до 500 млн упаковок препаратов ежегодно. Кластер будет включать в себя фармацевтический завод, логистический комплекс мощностью 3-3,5 тыс. тонн единовременного хранения, научную лабораторию, медицинский центр и центр инжиниринга. Общий объём инвестиций в проект оценивается в 16 млрд рублей, предполагается создание около 1000 рабочих мест (крупнейший проект такого рода на Северном Кавказе и Юге России).
# Коломенский завод — техническое перевооружение. Для организации на Коломенском заводе серийного производства новых двигателей, в частности, дизельных двигателей Д300 и Д500, на предприятии проводится модернизация и масштабное техперевооружение завода. Проект включает реконструкцию нескольких цехов дизельного производства, инжинирингового центра, создание участка испытаний дизельных двигателей, приобретение и установка около 200 единиц современного высокотехнологичного металлообрабатывающего оборудования, обновление парка грузоподъемного оборудования и внедрение энергосберегающих технологий на объектах энергетического комплекса. В первую очередь планируется начать реконструкцию тепловозомеханического цеха № 3, механических цехов №2 и №3, цеха топливной аппаратуры, машиносборочного цеха и инжинирингового центра. Общая стоимость проекта, рассчитанного на период 2018—2022 годов, составит 15,5 млрд. рублей.
Какая отсюда мораль? Если есть деньги и есть готовые работать люди, проблем с инвестпроектами не будет. Все выше приведенные проекты – реальные, экономически обоснованные. Какой из них не мог бы быть реализован в Донбассе? Да нет таких. Донбасс – один из наиболее развитых индустриальных регионов на просторах бывшего СССР. Здесь можно найти людей на любой вкус. Здесь уже есть развитая металлургия, химия, машиностроение. Нет проблем с газом, аммиаком, углем. Все это позволяет при наличии финансирования трансформировать экономику региона каким угодно образом. Считаем, что металлургии и угля здесь слишком много и непонятно, куда его экспортировать? Хорошо, можно сделать упор на химию. Можно сделать упор на машиностроение какой угодно сложности. Рядом находится Ростов-на-Дону, где производят и вертолеты, и комбайны. Донбасс может стать поставщиком второго, третьего уровня. А еще Донецкая и Луганская области будут ценным приобретением для российского сельского хозяйства. Да, там дефицит воды. Но по совокупности природно-климатических факторов Донецкая и Луганская области окажутся в топе российских аграрных регионов.
Выводы по второму этапу. Полученная на первом этапе цифра – 1,1-1,3 трлн. руб. вполне достаточна, чтобы реализовать большое число инвестиционных проектов. Эти проекты смогут серьезно изменить лицо экономики Донбасса, снизить его зависимость от экспорта металла и антрацита, т. е. уязвимость от внешних санкций.
=======================
Дальше я попробую выборочно проанализировать несколько проектов на предмет того, что они действительно способны дать требуемый экономический и социальный эффект.
1-5 только если мы хотим отдать туда всю высокую добавленную стоимость. А если не хотим? Не, они, конечно, братья, но деньги-то у каждого свои. Почему туда просто не везти готовые продукты переработки нефти, готовый карбамид и стирол? А от них вывозить готовых промышленных рабочих?