Цитата: Петр+ от 27.07.2018 09:55:28Для сравнения
http://www.iarex.ru/news/55159.html
Согласно данным А.Рыбакова, по итогам 2017 года объем переработки нефти на белорусских НПЗ составил 18 млн 120 тыс. т (97,4% к уровню 2016 года). Глубина переработки нефти на "Нафтане" в 2017 году оценивается на уровне 73%, на Мозырском НПЗ - 78%.
73% и 78% - это совсем немного по современным меркам.
1. В Белоруссии всего 2 крупных НПЗ - Нафтан и Мозырский. Оба построены при Союзе.
2. В Белоруссии после развала СССР не было построено ни одного нового крупного НПЗ.
3. Белорусской ССР достались боле новые НПЗ чем Российской СФСР.
В РСФСР 8 НПЗ было запущено в эксплуатацию до Великой Отечественной, 5 - построены до 1950 г, 9 - до 1960 г.
После 1966 в РСФСР построен всего один НПЗ. Доля новых НПЗ в РСФСР к 1991 году составляла лишь 3.8%.
В Белоруссии "Нафтан" построили в 1963, полностью запустили в 1964 и модернизировали в 80х:
ЦитатаВ 1964 году введена в эксплуатацию установка каталитического реформирования бензинов. В 1965 году - комплекс производства масел 120 тыс. тонн в год, вторая установка по первичной переработке нефти АВТ-2 производительностью 2 млн тонн в год, гидроочистка дизельного топлива, установка сероочистки сухих газов, установка производства серной кислоты и сероводорода.
За достигнутые успехи в производственной деятельности в январе 1971 года тогда еще Полоцкий НПЗ был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Далее шло планомерное наращивание мощностей переработки нефти до 25 млн тонн в год. Этот пик зафиксирован в 1980-м.
http://www.naftan.by/ru/history.aspxинтересная цифра - в 25 млн тонн в 1980. Учитывая что сейчас мощность "Нафтана" (Полоцкого НПЗ) - 9-10 млн т. Куда делись еще 15 млн неизвестно.
Может, конечно, составители текста про историю Нафтана на официальной странице предприятия и ошиблись.
В 2005 (за 14 лет незалежности) на Нафтане довели глубину переработки до 71,6%. В последующие 13 лет увеличили глубину переработки ещё аж на 1.4% до 73%. На этом пока всё, деньги на модернизацию закончились. Довести до современного уровня (98-99%) "Нафтан" так и не смогли.
Мозырский НПЗ еще более современный, его построили для белорусов в 1975. К 2014 довели глубину переработки до 74%, потом до 78%. На этом тоже пока всё, деньги закончились.
То есть доля новых НПЗ до распада СССР в Белоруссии составляла 50%, в России - 4%. А сейчас российские заводы уже в среднем обогнали белорусские по глубине переработке - можно представить какой колоссальный объем модернизационных и строительных работ был проведен в РФ в этой отрасли.
4. Сейчас совокупная мощность двух крупнейших НПЗ Белоруссии - 19 млн т., средняя глубина переработки - 75%.
Для сравнения, в России средняя глубина переработки на всех НПЗ уже больше 82%, значит есть заводы где этот показатель превышает 90-92%.
Вот некоторые примеры крупных российских НПЗ с высокой глубиной переработки:
Антипинский НПЗ - 98%
Омский НПЗ - 92.4% (
.. планируется к 2020 повысить до 97%
, а к 2025 - до 99%
..)
Пермский НПЗ - 99%
ТАНЕКО - 98.2%
Волгоградский НПЗ - 93.3%
НПЗ Уфанефтехим - 94.8%
и т.д.
О такой высокой эффективности и таком техническом совершенстве белорусские НПЗ пока даже не мечтают. Для завершения модернизации Мозырского НПЗ и "Нафтана" не хватает 1.2 млрд долларов, и то общая глубина переработки после модернизации там составит максимум 88-90%, а не 98-99% как на новых и модернизированных российских НПЗ.
Сейчас на целом ряде крупных НПЗ в России проводят серьезную модернизацию с повышением глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов.
К 2020-му году планируется повысить среднюю глубину переработки на всех российских НПЗ до 92%:
https://neftegaz.ru/…tsya-do-92Кроме того, сейчас в России активно проводится очень важная работа по импортозамещению производства катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии:
В 2017 году доля отечественных катализаторов в нефтепереработке составила 61,6% (31,8% в 2014 году), нефтехимии – 73,5% (34,2% в 2014 году):
Скрытый текст
В I квартале 2017 г. ПАО «НК «Роснефть» на Ачинском НПЗ проведены опытные испытания отечественного катализатора гидроочистки дизельного топлива, произведенного Ангарским НПЗ, что позволило получить первую партию дизельного топлива экологического класса К-5, произведенной с использованием катализатора отечественной разработки.
В 2017 году продолжена реализация проектов по снижению импортозависимости в сфере обеспечения катализаторами предприятий нефтепереработки и нефтехимии:
- строительство ПАО «Газпром нефть» на базе Омского НПЗ производства катализаторов гидропроцессов (гидроочистка – мощностью 4 тыс. тонн в год, гидрокрекинг – мощностью 2 тыс. тонн в год), а также расширение производства катализатора каталитического крекинга FCC мощностью до 15 тыс. тонн в год (планируемый срок ввода – 2020 год);
- строительство ПАО «НК «Роснефть» на базе ОАО «Ангарский завод катализаторов и органического синтеза» новых мощностей катализаторов риформинга и изомеризации мощностью 600 тонн в год (планируемый срок ввода – 2019 год);
- строительство ПАО «Нижнекамскнефтехим» производства катализаторов дегидрирования изобутана мощностью до 2 тыс. тонн в год (планируемый срок ввода – 2018 год).
https://minenergo.gov.ru/node/7693К 2020 планируется довести долю катализаторов отечественного производства до 95-98%.
А в Белоруссии все катализаторы импортные, никаких заводов для производства своих катализаторов там даже не планируется строить.
________________________________________________________________________
Цитата: kotnsk от 27.07.2018 10:33:50Любопытно просто, насколько увеличение "глубины переработки" увеличивает\уменьшает себестоимость литра "бензина". Насколько увеличивается общая маржа переработчика (надеюсь она увеличивается априори) второй вопрос.
Увеличение глубины переработки повышает эффективность производства и уменьшает себестоимость бензина, при условии, если модернизация НПЗ проведена бесплатно для компании-владельца этого НПЗ. Если компания делала модернизацию на свои средства, то она может повысить цены на топливо чтобы отбить затраты.
Кроме того, себестоимость производства бензина повышается с улучшением его качества. Топливо высокого качества (Евро-5 и Евро-6) произвести сложнее и дороже чем Евро-1.
Государство может управлять ценами на бензин с помощью, например, регулирования акцизов:
https://www.newsvl.r…06/171692/В России с начала июня прекращен рост цен на топливо и наблюдается постепенное снижение цен:
Отредактировано: Zeratul - 27 июл 2018 12:23:01