Выборка из :
http://www.afn.by/news/i/124957Монолог Лукашенко газете Литовский курьерИ мы отсюда, с берегов Балтики даем сигнал европейскому сообществу как минимум, что давайте смотреть не только в будущее – про будущее легко говорить. Но давайте сегодня будем вылазить из этой ямы и строить вот этот фундамент, без которого будущего не бывает.
. . .
И особенно надо использовать транзитные возможности наших государств. На этом многие страны обогатились. Они создали великое общество у себя. Люди богато живут. А мы эти возможности упускаем. Между Балтикой и Черным морем, между Востоком и Западом транзитные пути. Надо их обустраивать, надо здесь создавать хорошие транспортно-логистические центры. Надо видеть новые направления сотрудничества в энергетике, допустим. Мы, кстати, это все обсуждали на переговорах с президентом Литвы. Мы говорили об альтернативных поставках электроэнергии. Об альтернативных поставках нефти из разных точек планеты и по нефтепроводу, который проходит Одесса–Броды через Украину - такая договоренность есть. О строительстве атомной станции в Беларуси и об участии в этом Литвы.
. . .
Если России не надо было сухое молоко, мы вышли на рынки Индии, Китая, Судана недавно. Они у нас просят огромное количество этого молока. Мы уже даже произвести столько не можем.
И та же Россия сегодня запросила: «Вернитесь, дайте нам».То есть, нет проблем с рынками.
. . .
Мы ведь можем поставлять нефть морским путем. Перекачивать, допустим, в Новополоцк, перерабатывать и обеспечивать себя нефтепродуктами. Такие пути тоже возможны. Мне говорят, неэффективно. Американцы из Ирака, из Персидского залива везут на край света к себе нефть, и это, оказывается, выгодно, переработка. А нам, допустим, привезти, вот у нас в Иране нефтеперерабатывающее предприятие будет, открываем добычу свою, не нефтепереработку, а добычу. В Венесуэле мы добываем свою. Почему мы танкерами не можем свою привезти, допустим, с Каспия. Взять по Черному морю и привезти сюда нефть. Качнуть по «Одесса-Броды». Оказывается, невыгодно. Почему невыгодно? Выгодно. Надо, чтоб было желание. Надо этим заниматься. Поэтому проектов очень много. В том числе проектов, которые будут обеспечивать нашу независимость. Это очень важно. Мы ведь по углеводородам, по металлам и проч. полностью зависим – у нас их нет, ни у нас, ни у вас.
. . .
Нам надо прекратить смотреть друг через друга. Ну, через забор уже не смотрим - через границу. У нас нет границ между двумя государствами. Их быть не должно. И мы, прежде всего, политики, президенты, правительство должны показывать в этом плане пример и бизнесу и гражданам наших государств.
Надо жить, как мы с Россией живем. Да, у нас немало проблем с Россией, субъективных вот этих возникающих. Но мы живем как в одном государстве. Хотя мы знаем, есть Россия, у нее свой курс, у нас в Беларуси – свой курс.. . .
. . .даже президент(Литвы) со мной начала разговор так:
«Я знаю вас как человека слова», - пообещал, значит сделал. Это правда. Я молчу, если мы не хотим делать или не сделаем. Но если я сказал, что сделаю, – сделаю.
. . .
Знаете, чем закончились наши переговоры с литовским президентом? Сидит рядом ее советник, или помощник и толкает, показывая на записи. А мы уже расстаемся. Она прочитала и говорит: «Ну, это потом». И мне говорит: «Вы знаете, он от меня требует, чтоб я вас поблагодарила». Я говорю: «Так поблагодари, что тут такого». Она говорит: «Ну, ладно». И начинает читать благодарность, что приграничные жители обратились массово к президенту Литвы, чтобы она меня поблагодарила за те условия, которые мы создаем для этих жителей. Что может быть ценнее для меня? Ничего. То есть проблем нет. Скажут, что надо что-то там - мы сделаем.
. . .
Мы еще посмотрим, что будет из этого «Восточного партнерства». Но я единственное, чего хочу, так это чтобы «Восточное партнерство» не воспринималось как некий отход от нашей политики, связанной с Россией, союзными государствами и так далее. Я уже прямо, открыто сказал, что России нам никто не заменит. Мы фактически один народ. У нас нет абсолютно никакой разницы между белорусами и россиянами....
Ну, чего вы должны враждовать с русскими людьми? Зачем это вообще? Да, есть проблемы, но они связаны чисто с определенными группками и руководством России. Субъективные проблемы в наших отношениях. Мы их преодолеваем. Поэтому «Восточное партнерство» это не против России. Да, мы на него пошли. Почему? Во-первых, зона свободной торговли. Во-вторых, это транспортно-логистическая система. Беларусь становится центром этой транспортно-логистической системы. В-третьих, альтернативная поставка углеводородных ресурсов. Украина, Литва, транзит электроэнергии и так далее. Мы все больше вовлекаем нашу страну в это....И мы готовы внести достойный вклад в дело безопасности Европы, процветания Европы. ...Если «Европейское партнерство» таковым будет, это для нас благо.
Мы не какие-то деньги хотим получить. Нам не нужны деньги. Мы хотим сотрудничать с Европой открыто и честно. Притом это большие кредитные возможности Европы. Почему белорусы не должны это использовать? Мы это используем, а теперь будем еще в больших объемах использовать. Тут наш прагматичный интерес.