С появлением в Вооруженных силах России многоцелевых бронеавтомобилей «Тигр», а также другой современной военной автомобильной техники (ВАТ), некоторые акценты военного строительства стали смещаться в сторону увеличения в силовых структурах колесной техники. Это обусловило открытие целого ряда ОКР, таких как «Тайфун», «Торнадо», «Платформа», «Вощина», «Каратель-1» и другие. А началось все гораздо раньше.
К концу 90-х годов прошлого столетия за рубежом уже начали широко использовать и активно развиваться, положительно зарекомендовав себя в военных конфликтах и миротворческих операциях, разведывательно-ударные бронированные автомобили особо малого класса грузоподъемности — до 1 т. В конструкциях таких машин широко использовались противопульное бронирование, модульный принцип конструирования, независимая регулируемая подвеска, мощные силовые установки, обеспечивающие удельную мощность 30-40 л.с/т.
Вооруженные Силы РФ на тот момент на снабжении таких автомобилей не имели. Потребность в них частично компенсировалась использованием бронированных автомобилей УАЗ. Поэтому в 1997 г. начальником ГАБТУ МО РФ генерал-полковником С.А. Маевым была поставлена задача разработки отечественного аналога на базе Горьковского автозавода. Для проработки возможностей создания такогоавтомобиля, научно-технического задела и разработки тактико-технического задания (ТТЗ) на проведение ОКР по созданию перспективного (на период 2010-2015 гг.) семейства автомобилей многоцелевого назначения (АМН) классов грузоподъемности 1,0-2,5 т решением Пленума НТК AT ГАБТУ МО РФ от 30.11 2001 г. была открыта НИР «Каратель». В том же году ОАО «ГАЗ» в рамках указанной НИР представило эскизно-технический проект высокоподвижного защищенного автомобиля грузоподъемностью 0,8-1,0 т. Однако этот проект не в полной мере отвечал требованиям МО к перспективным автомобилям.
В связи с этим была поставлена задача разработки перспективного (на период 2010-2015 гг.) семейства АМН классов грузоподъемности 1; 1,5 и 2,5 т на базе унифицированных (подчеркнуто автором) узлов и агрегатов с возложением функций головного исполнителя НИР на 21 НИИИ МО РФ и привлечением научного потенциала НИУ МО, высшей школы, ведущих предприятий автомобильной и других отраслей. Сроки проведения НИР были определены с мая 2002 г. по октябрь 2005 г. Целями НИР ставилось:
- Определить качественные и количественные потребности ВС РФ в автомобилях классов грузоподъемности 1,0, 1,5 и 2,5 т на период 2010-2015 гг.
- Разработать и обосновать предложения по уровню тактико-технических характеристик и конструктивному исполнению автомобилей семейства с оценкой возможности создания унифицированного семейства автомобилей.
- Разработать технический проект семейства автомобилей (на альтернативной основе).
- Оценить соответствие технических проектов предъявляемым требованиям.
- Изготовить макетные образцы базовых автомобилей семейства.
- Провести испытания макетных образцов.
- Разработать ТТЗ на ОКР по созданию семейства автомобилей.
Головным исполнителем НИР был назначен 21 НИИИ МО РФ. Соисполнителями стали: ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», НИИ СМ «МГТУ им. Н.Э. Баумана», МГТУ «МАМИ», ОАО «НИИ Стали», ЗАО «Автомеханика», МОО ААИ, ОАО «ГАЗ», ООО «Техносервис-Н» и ООО «Кайман». Такие предприятия, как АМО «ЗиЛ», ОАО «УАЗ» и ОАО «Автодизель» от участия в работе отказались.
В ноябре 2004 г. на расширенном техническом совещании исполнителей НИР «Каратель» под руководством Заказчика было принято решение о признании ОАО «ГАЗ» победителем конкурсной разработки технических проектов по НИР «Каратель». Этим же Решением был определен порядок дальнейшей работы по НИР и срок представления ОАО «ГАЗ» в 21 НИИИ согласованного ТЗ на перспективный автомобиль.
К августу 2006 года ОАО «ГАЗ» был разработан комплект конструкторской документации (КД) на экспериментальные образцы грузоподъемностью 1,0 т и 1,5 т в согласованном с ФГУП 21 НИИИ МО РФ объеме и был создан экспериментальный образец автомобиля, получивший обозначение ГАЗ-29651.
В результате исследовательских (сравнительных) испытаний и анализа конструктивных решений, реализованных на экспериментальном образце автомобиля ГАЗ-29651, было выявлено, что по результатам выполненных лабораторных и лабораторно-дорожных работ машина не соответствует, предъявляемым требованиям. В частности, не соответствовали массогабаритные параметры, кинематика подвески, органы управления, показатели освещенности, приспособленность к войсковому ремонту, эвакопригодность и эвакоспособность, оптико-визуальная малозаметность. По таким параметрам, как параметры рабочего места водителя, система регулирования давления воздуха в шинах, удобство входа (выхода) в кабину (из кабины), тепловая заметность машина с замечаниями соответствовала предъявляемым требованиям.
В результате моделирования стрельбы из различного вооружения, смонтированного на автомобиле, была определена необходимость оснащения автомобилей, предназначенных для монтажа вооружения, регулируемой подвеской (с возможностью управления жесткостью, демпфированием и др.).
В ходе выполнения заключительного этапа НИР было разработано тактико-техническое задание на ОКР в котором были реализованы все рекомендации специалистов ФГУП 21 НИИИ Минобороны России, как по перспективным требованиям к тактико-техническим характеристикам, так и к конструктивному исполнению образцов и отдельных агрегатов, узлов и систем перспективного семейства многоцелевых автомобилей семейства грузоподъемностью от 1,0 до 2,5 т.
Реализация новых конструктивных решений и требований при выполнении ОКР «Каратель» могла позволить повысить технический уровень ВАТ данной грузоподъемности и выйти на уровень зарубежных аналогов, а по отдельным эксплуатационным свойствам превзойти их.
ОКР «Каратель-1» была начата в 2009 году ТТЗ разработанному и утвержденному Министерством обороны Российской Федерации в ходе выполнения одноименной НИР, и планировалась к завершению в 2013 году. Целью ОКР является создание перспективного семейства армейских многоцелевых автомобилей грузоподъёмностью 1,5 и 2,5 т. для решения многоплановых задач, связанных с выполнением контртеррористических операций во всех географических регионах по всем видам дорог и местности. Работа предусматривала решение следующих задач:
- разработать и создать унифицированное семейство высокомобильных армейских автомобилей нового поколения на основе модульного принципа построения грузоподъемностью 1,0; 1,5 и 2,5 т;
- разработать основные узлы, агрегаты и системы унифицированного семейства высокомобильных армейских автомобилей нового поколения, обеспечивающих требуемые показатели мобильности, скрытности, защищенности;
- повысить основные тактико-технические характеристики в части энерговооруженности, средних и максимальных скоростей движения, обитаемости, ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности. Этапы проведения ОКР предусматривали в 2009 году разработку техпроекта семейства высокомобильных армейских многоцелевых автомобилей нового поколения, в 2010 году разработку оригинальной КД для изготовления опытных образцов, в 2011 году изготовление опытных образцов автомобилей, в 2012-2013 гг. проведение Государственных (приемочных) испытаний опытных образцов автомобилей и корректировки КД по результатам Госиспытаний, в том же 2013 году планировалось изготовление опытно-промышленной партии автомобилей нового семейства «Каратель».
Стоит отметить, что при опубликовании названия ОКР случился казус с некоторыми представителями СМИ, оппозиционно настроенными к Российскому Правительству. Услышав наименование ОКР «Каратель» и не став разбираться в целях конструкторской работы, они подняли шумиху в «желтой прессе» о том, что в стране создаются специальные машины, чтобы подавлять демократические настроения в России, карать инакомыслящих и неугодных. Аргументы о том, что машина создается по требованиям Министерства обороны, функция которого карать агрессоров и террористов, горе-писатели слушать не хотели. Уж больно им хотелось поскандалить и заработать сомнительную славу. Слава Богу на их опусы серьезные люди внимания не обращали.
Семейство автомобилей разрабатывалось с учётом мировых тенденций защищённости и универсальности применения с максимально возможным уровнем унификации между автомобилями семейства на основе модульного принципа конструирования с ориентацией на действующее и перспективное отечественное серийное производство.
Новое семейство модульных защищенных автомобилей было разработано конструкторами ООО «Военно-инженерный центр» (входит в периметр управления ООО «Военно-промышленная компания») на основе анализа опыта действий силовых структур России и зарубежных стран 8 военных конфликтах и контртеррористических операциях последнего десятилетия. Ими были созданы 3 различные модификации автомобилей: бронированная и небронированная с колёсной формулой 4×4 и бронированная с колёсной формулой 6×6. В июле 2010 года (на год раньше запланированного срока) были собраны первые опытные образцы автомобилей. Прямо из цеха опытного производства первые опытные автомобили прибыли в г. Жуковский для участия в Международном форуме «Технологии в машиностроении», где произвели самый настоящий фурор.
Следуя традициям «Военно-промышленной компании», создавшей к тому времени бронеавтомобили «Тигр» и «Медведь», новые машины тоже получили звериное наименование — «Волк». Надо отметить, что имя семейству дал лично тогдашний генеральный директор ООО «ВПК» Дмитрий Галкин. Также рассматривался вариант наименование семейства «Секач», но он был отклонен.
После выставки в г. Жуковском машины отправились на предварительные испытания. В ходе их проведения машинам пришлось подвергнуться пробегам в различных, в том числе самых тяжелых, дорожных условиях и в бездорожье. Машины морозили до минус 50 градусов Цельсия в морозильных камерах, после чего они запускались и выходили снова на испытательные трассы. «Волков» подвергали обстрелу из различных видов стрелкового оружия, в том числе и бронебойными пулями Б-32 из винтовки СВД.
После испытаний все три опытных образца автомобилей были разобраны до винтика. В цеху опытного производства стояли три двигателя, три рамы, три кабины, дюжина колес и три горки деталей, узлов, трубочек и т.д.
Через некоторое время из этих деталей были собраны новые машины, с доработанными функциональными модулями, системами иагрегатами.
В мае 2013 года в подмосковных Бронницах по на показе военной автомобильной техники по случаю Дня военного автомобилиста начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-лейтенант Александр Шевченко представил семейство модульных автомобилей «Волк» Министру обороны Российской Федерации генералу армии Сергею Шойгу. Начальник ГАБТУ доложил МО РФ о достоинствах и преимуществах машин, после чего Сергей Кужугетович резюмировал: «До конца года завершить государственные испытания и принять машины на снабжение Вооруженных сил». Но видимо звезды не сошлись. Машины вернулись в ООО «ВИЦ» в Нижний Новгород и стояли там в течение 5 лет в качестве выставочных экспонатов.
И вот, в текущем году поступило распоряжение из МО РФ: машины передать для испытаний в 21 НИИИ AT. Чем закончится этот этап в жизни «Волков» покажет время.
Что из себя представляют «Волки»?
Семейство защищенных автомобилей «Волк» предназначено для монтажа специального оборудования, использования в качестве транспортных средств и оперативно-служебных машин при проведении контртеррористических операций, выполнения задач территориальной обороны, транспортирования личного состава при совершении маршей.
Основными преимуществами автомобилей семейства «Волк» перед существующими аналогами являются:
- бронированное исполнение;
- стойкость к воздействию поражающих факторов стрелкового оружия и взрывных устройств;
- высокие тягово-динамические качества;
- максимальная унификация и модульность конструкции;
- независимая управляемая гидропневматическая подвеска (ГПП) всех колес с регулируемыми упругими элементами;
- бортовая информационно-управляющая система (БИУС),
- дисковые тормоза повышенной эффективности и АБС,
- и, как всегда, высокая проходимость и маневренность.
Автомобили семейства «Волк» имеют рамное шасси, в составе которого дизельный двигатель с турбонаддувом в сборе со сцеплением и пятиступечатой механической коробкой передач, двухступечатая раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом, мосты с гипоидными главными передачами и блокируемыми межколёсными дифференциалами, двухвальные колёсные редукторы, независимая подвеска всех колёс с управляемыми пневмогидравлическими элементами с возможностью изменения характеристик демпфирования в зависимости от дорожных условий и изменения величины дорожного просвета в диапазоне 250-550 мм для улучшения геометрической проходимости и минной стойкости, рулевое управление полуинтегрального типа, дисковые рабочие тормоза с пневмогидравлическим приводом с антиблокировочной и противобуксовочной системой, боестойкие колёса с жесткой вставкой; бортовую информационно-управляющую систему с постоянным контролем всех агрегатов и систем; модуль управления в бронированном и небронированном исполнении; функциональный модуль для размещения личного состава или различного вооружения, военной техники и специального оборудования.
Бронированный корпус и бронестекла машины соответствуют 6а классу защиты по ГОСТ Р 50963 (соответствует 3 уровню защиты по STANAG 4569) и обеспечивают безопасность экипажа при ведении по машине огня из основных видов стрелкового оружия, попадания в нее осколков артиллерийских снарядов и при подрыве машины на минах и взрывных устройствах. Концепция защищенности автомобилей семейства построена на основе изучения мирового опыта по каркасно-панельному типу.
Особенностью семейства автомобилей «Волк» является то, что оно изначально разрабатывалось как в бронированном варианте за счет установки навесной каркасно-панельной брони и противоминной защиты с расчетом на дальнейшее повышение ее уровня, так и в небронированном исполнении. Монтаж и демонтаж броневой защиты может осуществляться силами личного состава без применения специальных средств и приспособлений.
Для повышения защищенности экипажа и десанта при подрыве на минах или взрывных устройствах на машине применено двойное днище с изолированным нижним элементом и прослойкой. Сиденья подвешены к крыше, как в кабине, так и в функциональном модуле, предназначенном для перевозки людей.
В базовом варианте машина имеет сравнительно легкое бронирование, уровень которого в зависимости от необходимости повышается путем навески дополнительных керамических защитных элементов, это легко выполняется в полевых условиях. В конструкции использованы бронированные стекла самого высокого класса стойкости толщиной 68 мм без изменения оптических показателей.
Машина оснащена бортовой информационно-управляющей системой. Она позволяет выполнять диагностику, контролирует параметры работы основных агрегатов и узлов, не дает водителю совершить ошибочные действия. Это ведет к сокращению объемов обслуживания и увеличению срока службы машины.
Модульный принцип построения обеспечивает высокий уровень унификаций автомобилей внутри семейства.
Базовый двухосный вариант ВПК-3927 «Волк I» с колесной формулой 4×4 имеет бронированные модуль управления (кабину) и функциональный задний модуль вместимостью 10 человек, грузоподъемность машины — 1,5 тонны. Машина предназначена для перевозки личного состава, буксирования прицепных систем, монтажа вооружения и специального оборудования с обеспечением заданного уровня защиты.
Транспортный автомобиль ВПК-39272 «Волк II», грузоподъёмностью 2,5 т, с колесной формулой 4×4 предназначен для перевозки воинских грузов, личного состава, буксирования прицепных систем, монтажа ВВТ, с возможностью установки функциональных модулей.
Многоцелевой автомобиль ВПК-39273 «Волк III» грузоподъёмностью 2,5 т, с колесной формулой 6×6 имеет защищенные модули управления и функциональный модуль. Машина предназначена для перевозки личного состава, буксирования прицепных систем, монтажа ВВТ с обеспечением заданного уровня защиты, с возможностью установки различных функциональных модулей.
В настоящее время на базе бронеавтомобиля ВПК-39273 «Волк III» совместно со специалистами «НПО «Буревестник» создан опытный образец самоходного 120-мм нарезного орудия, способного вести огонь как специальными осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами, так и всеми типами 120-мм минометных мин.
На образцах семейства установлены новые дизельные двигатели ЯМЗ-534 мощностью 240 л.с. с выполнением требований токсичности на уровне Euro-4, а в перспективе и Euro-5.
Конструкция семейства автомобилей «Волк» и двигателей ЯМЗ предусматривает многократную модернизацию, как по защите, так и по повышению мощности двигателя.
Автомобили оснащены независимой управляемой подвеской всех колес. Изменение жесткости подвески позволяет обеспечивать высокие средние скорости движения автомобилей семейства по всем видам дорог и местности.
С целью повышения проходимости, автомобили оснащены принудительно блокируемыми межосевым и межколесными дифференциалами. Для движения в особо тяжелых дорожных условиях, автомобиль оборудован понижающей передачей в раздаточной коробке. Гидропневматическая подвеска с системой изменения дорожного просвета в диапазоне 250 — 550 мм обеспечивает высокую геометрическую проходимость машины.
В настоящее время специалистами компании ведется работа по расширению модельного ряда семейства и возможности использования образцов семейства «Волк» в коммерческих целях. Близка к завершению разработка небронированного автомобиля с измененным экстерьером и интерьером повышенной комфортности и расширением функционального назначения.
В настоящее время специалистами компании ведется работа по расширению модельного ряда семейства и возможности использования образцов семейства «Волк» в коммерческих целях.
http://warfor.me/bro…yandex.com