Полеты на Rafale
Rafale, разрабатывавшийся для замены шести различных типов самолетов для использования во французских Armee de I’Air (ВВС), является одним из наиболее сложных боевых самолетов своего поколения с превосходным сочетанием маневренности, характеристик и систем вооружения.
Rafale продолжает традиции Dassault - использования треугольного крыла на многоцелевых истребителях. ЕС 1 /7 является исходным подразделением ВВС, куда поступила машина, выполнившая первый полет как самолет быстрого реагирования 26 июня 2006 г.
Rafale победил F-15, F-16 и F/A-18 в смоделированных на компьютере воздушных боях, и, по словам летчика, полковника Франсуа Муссе, французский истребитель также
«регулярно выигрывал у F-15 и Eurofighter Typhoon» во время учебных воздушных боев. Но Rafale показал себя не только в воздухе, как объясняет Муссе:
«С Rafale мы можем осуществлять одновременное многоплановое управление - принимать решения для задач «воздух – воздух», «воздух – земля» и разведки». (И не только у F-15 и Еврофайтера выигрывал. Здесь и супер-пупер F-22 в прицеле Rafale, пилоту неслабо достается, судя по тому, как он пыхтит – но результат налицо https://www.youtube.com/watch?v=KOswfrc7Xtg
– Техник.) В случае использования Rafale как разведчика, он летает с подфюзеляжным контейнером Thales Reco NG, предназначенным для ведения разведки.
Более того, в отличие от своих непосредственных соперников Rafale с самого начала проектировался для действий с авианосцев в составе Aeronavalle Flottille 12F, первого действующего (с июня 2004 г.) подразделения с морским вариантом Rafale М.
Использование в ВМС означает, что в Rafale реализована значительная степень автоматизации, уменьшающая рабочую нагрузку на летчика и позволяющая ему сконцентрироваться на выполнении задания. Так, при запуске с катапульты самолет летит сам в первые 10-15 с после отделения от катапульты, что повышает безопасность палубных операций ночью или при плохой погоде. Система управления «свободным» полетом также преобразует действия летчика - перемещения боковой ручки управления (РУ) - в обеспечение исключительной маневренности самолета, что можно наблюдать на F-16 и некоторых современных авиалайнерах.
(Опять-таки переводчик – такой переводчик, что невозможно понять – на F-16 и некоторых авиалайнерах можно наблюдать боковую ручку, или некоторые авиалайнеры столь же маневренны, как F-16? - Техник)Как сказал один летчик:
«Полет на Rafale - это фантастика. Ты можешь управлять им, держась за боковую РУ двумя пальцами. Тяга у машины огромная. Как только понимаешь работу и расположение систем, ты можешь полностью сконцентрироваться на выполнении задачи и развертывании (???
) вооружения. А сам полет становится тривиальным делом».ГОЛОСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Дальнейшее снижение рабочей нагрузки на экипаж достигается использованием комбинированной системы VTAS (голос-РУД-РУ), позволяющей пилоту вызывать информацию с различных дисплеев и исполнять определенные, второстепенные действия в кабине только голосовыми командами.
«Как альтернатива мануальным способам управления, технология голосовой подачи команд позволяет летчику активировать функцию введения данных и выбирать режимы, не являющиеся критически важными для безопасности» - объясняет Филипп Ребур, главный летчик-испытатель военных самолетов Dassault.
«В некоторых жестких боевых ситуациях действия руками могут оказаться крайне медленными, а голосовая система команд повышает общую эффективность: летчику не нужно искать органы управления в кабине. Он может сфокусироваться на задаче и управлении системами. Многие иностранные летчики-испытатели уже оценили систему и хвалят ее за эффективность... Время реакции исключительно мало, а выбор нужной голосовой команды подтверждается визуальной обратной связью (что с моей кочки зрения ОБЯЗАТЕЛЬНО! - Техник)».Крис Йо, бывший летчик- испытатель EF2000, имеющий некоторый опыт полетов на Rafale (летал на прототипе В02):
«Для летчика-испытателя важны первые впечатления - человеческое тело легко адаптируется к новому окружению, поэтому я использовал это время, чтобы познакомиться с Rafale. Хотя я не летал на истребителе несколько месяцев, я быстро почувствовал себя уверенным в кабине и в отношении системы управления полетом. Самолет реагировал на команды управления незамедлительно и позитивно и точно их выполнял. Усилия (наверное, все же «воздействия» – Техник) на ручку ynpaвления реализовывались легко и хорошо балансировались».В то время как современный интерфейс «человек - машина» означает, что летчик получает необходимую информацию о полетном задании, маневренность Rafale обеспечивается сочетанием сложной системой электродистанционного управления и двумя мощными турбовентиляторными двигателями М88-2.
Эти двигатели обеспечивают тяговооруженность, равную 8,5
(я не виноват, так в книге! Во бы это был самолет… Реально, конечно, 0,85 при некоей загрузке, само собой, далекой от максимальной, что не так уж и много для современного самолета – Техник), и позволяют летчику быстро разгонять самолет, причем безопасно, на всех углах атаки в диапазоне режимов полета. Даже если двигатели работают на холостом ходу, пилот может перейти на полный газ и форсаж всего за три секунды. Надежность двигателя является ключевым фактором при посадке на палубу. Она осуществляется с помощью лазерных посадочных средств, что приводит к пробегу всего в 200 м с погрешностью 3 м по отношению к краю палубы. Говоря словами одного летчика:
«Потрясающий маневр». Rafale демонстрирует прекрасную маневренность и при полете на малой скорости и критических углах атаки. Во время летных испытаний самолет выполнил полет с углом атаки более 100° и с минимальной скоростью 75 км/ч с сохранением управляемости. Хотя такие экстремальные маневры могут выполняться летчиком, чтобы навести ракету на цель за пределами линия визирования во время воздушного боя или вынудить истребитель противника промахнуться, ракеты MICA типа «выпустил и забыл», которыми оснащается Rafale, дают возможность поражать цели на безопасном, вне зоны поражения противником, расстоянии.
Жан Камю, летчик-испытатель, с богатым опытом полетов на Rafale и Mirage 2000, объясняет:
«Мы считаем, что ведение огня после потрясающего маневра «кобра» с задиранием носа вверх является в воздушном бою делом рискованным, потому что могут возникнут проблемы со сходом ракетного вооружения, и летчик окажется в опасной ситуации, если попытается уничтожить противника. Предпочтительнее использовать очень маневренное оружие, как MICA, и встроенный в шлем прицел». СИНТЕЗ ДАННЫХ
Помимо встроенного в шлем прицела, в распоряжении летчика Rafale имеется многофункциональная БРЛС RBE2 с электронным сканированием (
в настоящее время – уже с АФАР) – Техник), комплект Spectra радиоэлектронного противодействия для самозащиты и комплект OSF (Optronique Secteur Frontal) с пассивными датчиками. OSF включает в себя ИК систему поиска и слежения за целями, ИК датчик переднего обзора (FLIR) и лазерный дальномер.
Информация, собираемая всеми указанными источниками, синтезируется для получения единой тактической картины. Затем она представляется летчику на пилотажно-проекционный индикатор (ППИ) (надо понимать, имеется в виду ИЛС – Техник) и три полноцветных жидкокристаллических многофункциональных дисплея (МФД).
Вот так выглядит кабина Rafale.
(что характерно – индикаторы, они же многофункциональные пульты управления, не имеют традиционного кнопочного обрамления. Об этом чуть ниже – Техник).Информация, поступающая от БРЛС, комплекса самообороны и электрооптической системы, проецируется на центральный дисплей.
В полете на малой высоте автоматическая система облета препятствий предоставляет летчику карту, отражающую путь между физическими объектами и РЛС противника с высоты 15 м (
не очень понятно, но так в тексте. Конечно, в РЛЭ все это изложено нормальным языком и подробно, но до РЛЭ не добраться, и на русском его вряд ли издавали - Техник).
По словам Филиппа Ребура:
«Способность осуществлять синтез данных, получаемых от различных систем, без сомнения, является одной из важнейших характеристик системы вооружения Rafale.
Это революция по сравнению с самолетами поколения Mirage 2000 и F-16, где летчик должен формировать представление о тактической ситуации посредством анализа информации, предоставляемой БРЛС или системой оповещения об угрозе. На Rafale экипажи могут получать ясную картину всего поля боя с одного взгляда и пользоваться данным преимуществом». ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ
Ив «Билл» Керервэ, главный летчик-испытатель Dassault Aviation, так описывает основные органы управления, с помощью которых пилот Rafale выполняет задания:
«Разумеется, джойстик и РУД остаются классическими органами управления полетом; джойстик располагается сбоку (т.е. служит как боковая РУ), что высвобождает место в кабине. Большинство основных органов управления находятся на упомянутых двух рычагах, поэтому летчик может управлять всей системой вооружения, регулировать датчики и системы и отдавать команды автопилоту, не отрывая рук от них. На джойстике находится 13 таких органов управления в режиме «реального времени» и 24 на РУД. Очевидно, что летчику необходимо пройти соответствующее обучение, чтобы пользоваться ими инстинктивно».Летчик также пользуется специальными перчатками, обеспечивающими эффективное обслуживание двух сенсорных МФД слева и справа от основного широкого экрана МФД.
(вот почему кнопочного обрамления нет, управление сенсорное, как на планшете или смартфоне, и вроде бы на Рафале это сделано впервые в боевой авиации – Техник). «ВСЕСТОРОННИЙ» ИСТРЕБИТЕЛЬ
Хотя военные самолеты предыдущего поколения можно описать как многоцелевые, они редко могли использовать полный набор боевых функций в процессе выполнения одного задания. Но с «всесторонним» Rafale летчик в состоянии адаптироваться к изменению сценария боя, выбирая при необходимости соответствующие системы и вооружение.
«
Можно одновременно активировать режимы ’’воздух - воздух” и ’’воздух - земля ”, - рассказывает Филипп Ребур.
«Это действительно инновация, обеспечивающая Rafale превосходство над противником. Во время нанесения удара Scalp (крылатая ракета «воздух-земля» с обычной боевой частью) режим «воздух – воздух» реализуется совместно с работой БРЛС и OSF, ориентированных на указанную функцию. Естественно, БРЛС отслеживает некоторые цели, a OSF захватывает те, которые система классифицирует как наиболее опасные. Достаточно одного нажатия кнопки, чтобы поразить выбранную цель. Полная последовательность ведения огня может быть реализована простым вводом данных в автопилот... На Rafale автопилот полностью интегрирован в систему управления полетом».Полеты в составе Aeronavale
В соответствии с последним предполетным инструктажем в помещении ожидания вылета на авианосце «Шарль де Голль» летчик Rafale М надевает летный костюм и оборудование системы жизнеобеспечения и направляется на палубу авианосца. Здесь он выполнит последний (
всем понятно, что к авиации переводчик имеет никакое отношение? – Техник) осмотр самолета вместе со своим командиром, чтобы убедиться, что приданный ему самолет полностью находится в рабочем состоянии.
Поднявшись в кабину Rafale М с воздушным кондиционированием по встраиваемой лестнице, летчик садится в катапультное кресло Mk 16F и может начинать процесс запуска. Сначала включатся инерциальная навигационная система, пока офицеры-регулировщики взлета на летной палубе определяют последовательность запуска самолетов, ожидающих вылета.
После запуска двигателей летчик опробует механизм запуска с катапульты, затем отпускает тормоза самолета и перемещает РУД вперед, чтобы начать движение к катапульте. Носовое колесо передней тяжелонагруженной стойки шасси может поворачиваться на 360°, давая летчику возможность маневрировать и точно занимать позицию. При выборе режима «запуск» предкрылки истребителя устанавливаются в положение максимальной подъемной силы, переднее горизонтальное оперение отклоняется и элевоны занимают положение для задирания носа вверх. Rafale М готов к взлету.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЗАПУСК
Летчик откидывается на спинку кресла, чтобы смягчить силу воздействия катапульты, самой катапультой управляют с нижних палуб. Офицер катапульты на палубе подает сигнал флажком, и офицер по запуску расцепляет механизм катапульты, нажав кнопку. На расстоянии всего 75 м Rafale развивает скорость 270 км/ч и, покидая палубу, летчик включает форсаж, чтобы начать подъем с высоким углом атаки.
«Все происходит очень стремительно - так описывает взлет с катапульты один из летчиков -
самолет совершает достаточно резкие движения, но в целом процесс плавный». Все это время самолет находится под контролем автоматики, это означает, что любая ошибка летчика будет скорректирована, при этом пилот может воздействовать на РУД и РУ в обход автоматики. Тяга, создаваемая двумя турбовентиляторными двигателями М88-2 такова, что если один из них выйдет из строя, летчик может прервать выполнение задания и безопасно совершить посадку на одном двигателе. По достижении высоты примерно 120 м летчик берет управление Rafale на себя и начинает переход к средним высотам.
Запуск с катапульты - это в высшей степени автоматизированный процесс, летчик берет управление на себя, лишь оказавшись в воздухе.
РАНДЕВУ
Для выполнения рутинного боевого воздушного патрулирования перед Rafale с «Шарля де Голля» в воздух поднимается самолет раннего воздушного предупреждения Е-2С Hawkeye, чтобы выполнять полет по коробочке. Е-2С будет использовать свою мощную БРЛС для «просматривания» воздушного пространства вокруг авианосца на присутствие каких-либо несущих опасность объектов. Летчик Rafale М идет по установленному маршруту на заданной высоте с минимальным расходом топлива, ожидая сигнала действовать от Hawkeye. Если будет обнаружен какой-нибудь неидентифицированный ЛА, то Hawleye направит Rafale М для контакта с ним, тогда пилот включает форсаж для сверхзвукового «рывка» к точке назначения.
ПЕРЕХВАТ ЦЕЛИ
Как только летчик оказывается в пределах дальности действия своей БРЛС RBE2, он учитывает возможность перехвата. На этом этапе он будет действовать в паре или как часть четверки. БРЛС истребителей будут работать дискретно, чтобы избежать обнаружения, причем пилоты будут включать их на разворотах для отслеживания самолета-цели. Затем летчик приблизится к потенциальному противнику до пределов визуальной видимости для точного опознавания. Если подтверждается, что цель враждебная, то летчик Rafale М может действовать на поражение, выбирая ракету Mica. При обозначенной на БРЛС Rafale цели радиолокационно управляемая ракета выпускается в режиме инерциального наведения, а затем она сама произведет захват цели с помощью головки самонаведения.
БРЛС Rafale может обнаруживать и отслеживать до 40 воздушных целей и, если потребуется, можно выбрать до восьми высокоприоритетных целей с возможностью одновременного пуска четырех ракет.
MIСA - РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»
От своих современников Rafale отличается тем, что он проектировался, чтобы нести один тип ракеты, как для использования ее за пределами визуальной видимости, так и для воздушного боя (
ближнего – Техник).
MICA, («Missile d’Interception de Combat et d’Autodéfense, буквально ракета перехвата и самообороны» - © Вики) полностью автономная ракета («выпустил и забыл») класса «воздух - воздух», поступила в эксплуатацию (сначала только с радиолокационным наведением) для перехватчиков Mirage 2000-5F французских ВВС.
Rafale в стандартной конфигурации ПВО дальнего действия снаряжается четырьмя ракетами MICA и тремя подвесными топливными баками. Для выполнения заданий с малым радиусом действия самолет может нести до восьми ракет класса «ВВ» и один подвесной бак.
На Rafale Standard F2 у летчика есть выбор из двух различных ракет MICA: с активной радиолокационной системой наведения (RF) или пассивной тепловой головкой самонаведения (IR). В то время как пилот обычно выбирает MICA RF для поражения целей на больших расстояниях, более 60 км, (
ракета массой 110 кг и 60 км??? Свежо питание, да се.. верится с трудом… - Техник), MICA IR может применяться для ближнего боя, без необходимости генерировать несущее информацию радиолокационное излучение *) .
В этом случае летчик получает данные о цели от решетки датчиков OSF или даже из данных о противнике, выдаваемых комплектом Spectra радиоэлектронного противодействия для самозащиты. Другое достоинство «двойственной роли» MICA - ее высокая маневренность, не свойственная ракетам средней дальности класса «ВВ». В MICA применены крылья с большой хордой, хвостовые поверхности управления и отклоняемый вектор тяги для маневров с перегрузкой до 50g (аналогично, …верится с трудом – Техник). Когда ракета оказывается в окрестностях цели, от удара или действия радиолокационного взрывателя срабатывает осколочно-фугасная боевая часть.
… «несущее информацию радиолокационное излучение» - как и у всякой ракеты с активной РЛ ГСН, при применении на дальность, превышающую дальность обнаружения цели «мини-РЛС» ГСН, наведение MICA на начальном участке полета обеспечивается собственной инерциальной системой с помощью радиокоррекции по соответствующим командам от бортовой РЛС истребителя.
Что не совсем обычно, так это то, что и IR-ракета – с ТГСН - может применяться в командно-инерциальном режиме с захватом цели на траектории. Очень подробно и квалифицированно о MICA рассказано здесь – http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/mica/mica.shtml
По вооружению «воздух-воздух» следует добавить, что в настоящее время Рафаль может нести и новую очень серьезную ракету большой дальности Meteor концерна MBDA, и сравнительно старую ракету ближнего боя Magic R.550 – Техник. И еще несколько слов летчиков…
«На Rafale легко летать. Чувствительность органов управления полетом дает огромные преимущества летчику на наиболее опасных этапах полета, в том числе при взлете с помощью катапульты и во время воздушного боя...»Летчик Rafale французских ВМС, Flotille 12F, авиабаза Ландивизо.
«Самой отличительной чертой Rafale по сравнению с другими самолетами является то, что это - летающий компьютер. Он сам управляет параметрами полета, давая возможность летчику сконцентрироваться на выполнении тактической задачи».Капитан Никола Льоти, Escadre de Chasse ЕС 1/7 «Provence».
Летчики Rafale имеют значительное преимущество, благодаря используемому оборудованию, характеристики и возможности которого будут и дальше эволюционировать, а базовая конструкция со временем получать новые усовершенствования.
С появлением новой авионики для систем вооружения и выполнения задач Rafale модернизировался и превратился в многофункциональный всепогодный штурмовик (
скорее все же в ударный самолет – Техник). Так, например, самолет может быть снаряжен комплектом из шести 227-кг бомб GBU-12 Paveway II с лазерным наведением, которые он может самостоятельно наводить с помощью контейнера целеуказания Damocles.
(не говоря уже об упомянутой выше Scalp, управляемой авиационная кассете Apache, УАБ AASM и прочем-прочем…) По Damocles, здесь
http://www.telenir.n…06/p15.phpнашлось следующее:
Согласно данным официального сайта компании «Талес», контейнерная оптико-электронная система «Дамоклес» (масса контейнера 265 кг, длина 2,5 м) обеспечивает обзор подстилающей поверхности, обнаружение, распознавание и сопровождение наземных (морских) целей, обнаружение лазерного пятна, измерение дальности до цели и целеуказание управляемому оружию с лазерной системой наведения, в т.ч. корректируемым бомбам.
Для этого она имеет тепловизионный канал (длина волны 3-5 мкм) и два лазерных: для дальнометрирования (1,5 мкм, это безопасная для человеческих глаз длина волны) и лазерного подсвета. Сверхширокое поле зрения тепловизора (в навигационном режиме) составляет 24°х18°, широкое – 4°x3°, узкое – 1°x0,75°. Имеется возможность двукратного электронного увеличения («зума»). Система имеет высокий уровень стабилизации линии визирования. Помимо Су-30МКМ, «Дамоклес» интегрирован в состав бортового оборудования французских самолетов «Мираж 2000», «Рафаль» и «Супер Этандар».
Скорее всего, наряду с тепловизионным каналом, Damocles имеет и дневной – т.е. телевизионный канал. Т.е. это вполне современный по функциям прицельный комплекс.
В общем, в плюс – все вышеизложенное, в минус – некоторый перебор с хвалебными песнями, а в сухом остатке – великолепные полеты Рафаля на МАКС-2011, которые мне (и, конечно, кому-то из камрадов) довелось видеть своими глазами. Плюс к сухому остатку упомянутый выше ролик 2012-го с F-22 в прицеле Рафаля. И как окончательный результат – имеем «изначально плохой самолёт на уровне 40-летней давности (что тогда сказать о МиГ-29, который на 10 лет старше?), плохо сделанный, дорогой, с древними и бесполезными технологиями». (с)
Ну, дорогой – это из области у кого щи жидкие, а у кого… и т.д. А в остальном все, конечно, правильно, не так ли? (Техник).
В качестве бонуса. Два слова по встроенной пушке Рафаля. Вещь, скажу я вам… И несколько фото из блога Коротченко.
http://vanveken.blogspot.ru/2012/02/rafale-defa-30m-791.htmlhttp://i-korotchenko.livejournal.com/1079805.html?thread=21402365