«Ну, вы, блин, даете!»(с)
Подведете меня под монастырь, братцы… Но, что, уж тут поделаешь, если такие нешуточные баталии на ветке.
«Приступим, помолясь! С Богом!»
Начнем разбор полетов, т.с. ad ovo. Спор завязался с поста тов Technik:
А вообще-то вижу, что долгая и упорная работа по уничтожению фирмы МИГ дала таки свои результаты. Поскольку фирма, которая в недавнем прошлом ВСЕГДА была технически более передовой, чем сухие - теперь достойна разве что только суеты для поддержки штанов.
Насчет технически более передовой - ну так я вам напомню, что миговцам не пришлось, как суховцам, полностью переделывать свой самолет 4-го поколения. Он сразу "пошел" - а не как гадкий утенок Т-10-1. И что ПрНК как именно комплексы, а не как набор аппаратуры, появились впервые именно на миговских машинах. "Сокол-23С" - напомнить, когда появился?
И во времена испытаний МиГ-29 и Су-27 Виктор Константинович Гришин, если знаете такого, не гнушался зайти к нам в микояновкую секцию ахтубинского "Большого ангара" и попросить о содействии... Обратного на моей памяти не было. Если не считать, что микояновцы частенько летали из Москвы в Ахтубу и обратно на суховских Як-40 - ну, и наоборот тоже предостаточно было.
Не буду никоим образом осуждать тов. Technik за его позицию, потому как он - «птенец фирмы» и его мнение имеет право на жизнь. Хотя в ней есть изъяны, на мой взгляд, существенные: первенство в установке и применении ПрНК все-таки не у микояновцев и не у суховцев, а у … илюшинцев. Да-да! Ил-38, комплекс «Беркут». И прицельный, и навигационный и поисковый с полноценными платформенными инерциальными – навигационной системой (ИНС) и курсовертикалью (ИKB). Справедливости ради, в то время, практически все фирмы имели свои разработки по этой тематике: у суховцев – Су-24 и Су-100, яковлевцы работали с ПрНК для Як-28 и САП для Як-38, туполевцы – Ту-22.
Фирму МиГ, на мой взгляд, никто целенаправленно не уничтожал. Просто «так сложились обстоятельства», как оно было на самом деле – может, лет через 15-20 и узнаем (если узнаем).
Маленькая ремарка: а не В.К.Гришин ли был ведущим по «Заслону»? Тогда вполне объяснимо его тесное общение с обеими фирмами в период испытаний МиГ-29 и Су-27.
Перейдем к оппонентам. Наговорили много (часто не по делу, но это к делу не относится – невольный каламбурчик вышел). И среди этого «много» есть моменты, которые и подвигли меня пойти на нарушение «режима молчания» (влетит мне за это, но что поделаешь – «истина дороже!»). В основном, автором «перлов» является тов. ФСЦО. Еще на сирийской ветке мне приходилось «приземлять» товарища – но не удержался, болезный…
Итак, по-порядку:
1. …прекращение эволюции развития полноценного фронтового истребителя МиГ-19 с параметрами манёвренности приближающейся к 4-му поколению в угоду перехватчику МиГ-21.
С чего Вы это взяли – ума не приложу?! Капризный, сложный (на тот период) в обслуживании, с уймой болячек переходного периода (рассказать, как «любили» этот самолет техники? Примерно, как Су-7… «самолет – «сухой», … техник – «мокрый»), самолет-компромисс, одним словом. Да, постепенно его довели до «товарного вида», но «полноценным фронтовым истребителем» он так и не стал, да и не мог по сути – конструкция самолета этого не предполагала. МиГ-21 – самолет следующего поколения и тот факт, что он стал самым распространённым сверхзвуковым самолётом в истории, а также самым массовым истребителем 3-го поколения ХХ века – говорит сам за себя. Sapienti sat, как любит повторять «небезызвестный в узких кругах ГА» Слесарь.
2. …снятие пушек с МиГ-21 в начале 60-х?!
По этому вопросу, думаю, Вас уже достаточно просветили. В 60-х годах этим «баловались» все фирмы, как у нас, так и на Западе, так что Ваши претензии абсолютно необоснованы.
3. … может стоит напомнить, в каком виде МиГ-23 начал поступать в войска? Что вы скажете про УР Р-23 и Р-24? Они же уступали AIM-7F В РАЗЫ!! Да и их было на самолёте почти всегда минимум в два раза меньше, чем на самолёте "супостата".
Претензии по «начальному виду» МиГ-23 – не к микояновцам, а к руководству ВВС: «что заказывали, то и получили, и даже чуть-чуть больше». Эпикфейл с F-111 – напомнить? А французский G.8? И, кстати, напомните мне, у супостата в то время УРВВ СД с ТГСН? Что-то как-то не припоминаю… На Р-23 в РГС-23 использовался более прогрессивный моноимпульсный метод обработки радиолокационного сигнала в отличие от метода конического сканирования в РГС ракеты AIM-7E (во время разработки стояла на вооружении, на AIM-7F – как раз, позднее, чем на Р-23, тоже был применен этот метод).
Ракета Р-23 около 10 лет сохраняла превосходство по тактико-техническим характеристикам над однотипными зарубежными ракетами по уровню эффективности в сложной информационной обстановке, помехозащищенности от всех известных типов активных совмещенных помех и в условиях отражений от подстилающей поверхности при атаке низколетящей цели. Только в 1982г. ракета AIM-7M с доплеровской моноимпульсной головкой самонаведения достигла паритетного уровня с ракетой Р-23.
Так что «разы» вместе с «осетром» - урежьте до карасика. По поводу количества УРВВ: МиГ-23С – самолет среднего класса, фронтовой истребитель, не входило в его задачи «завоевание превосходства в воздухе на всем Земном шаре и отдельном ТВД в частности» (ну, не было этого в ТЗ!). Согласно задачам и было выполнено оснащение и вооружение данного типа истребителя.
Кстати, распространеннейшая ошибка «диванных онолитегов»: скатываться к разборам «слон vs кит» не понимая, что отдельные типы машин не воюют, воюют – АРМИИ государств, СИСТЕМЫ! А тот же МиГ-23 был одним из маленьких ее элементов и благодаря наличию, в том числе и этого типа самолетов, сохранилось равновесие и соблюдался (хоть и хрупкий) баланс интересов.
4. А кто придумал на МиГ-23 пилоны под поворотными консолями, которые можно было использовать только под ПТБ при перегонке? Как на F-111 сделать ума не хватило?..
Вопрос человека, не понимающего ничего в конструировании авиатехники. Посмотрите, как сделано крыло МиГ-23, и как – тоже крыло, допустим, на Су-24. Если сможете понять, почему – так, а не иначе, значит и ответите САМИ на свой вопрос. Нет – «на нет – и суда нет…». Просто примите как данность: для этой конструкции такая схема – оптимальна и рациональна.
5. Только дело в том, что ВВС сформулировали официальные ТТТ на лёгкий фронтовой истребитель уже в 1972 году. А по поводу Т-10 главкомат ничего конкретного сказать не мог очень долго, так как было непонятно, что будет представлять собой F-15. И по хорошему, МиГ-29 очень долго даже рядом с этой машиной не стоял. Фактически только сейчас этот истребитель становится серьёзным конкурентом для "Игла"...
Извините, Вы действительно не понимаете, что написали полную ерунду или решили по-троллить сообщество? Уж история создания МиГ-29 и Су-27 – давно не секрет, и тот факт, что машины появились на свет по программе ПФИ – тем более. МиГ-29 никогда и не создавался как конкурент F-15, это не его ниша. То, что у МиГа при определенных ситуациях есть неплохие шансы «пободаться» («Буря в стакане» и Югославия - неплохо это показала), еще не означает, что F-15 – его прямой конкурент. Смысл заниматься подтасовкой давно известных фактов?
6. Последний значимый успех "миговцев" - они первыми адаптировали свой МиГ-29 к применению ракеты Р-77.
Перл. Даже не знаю, стоит ли комментировать? МиГ-31БМ – вам что-нибудь говорит? МиГ-29К? Хотя... Наверное, у Вас другая задача. Хорошая иллюстрация – продолжение «тезиса», т.с.
7. Изначально же Су-27 собирались строить в количествах минимум вдвое больших, нежели МиГ-29! Вот к этому и пришли. Академик Бюшгенс в своих воспоминаниях написал, что на совещании в МАП в ответ на желание военных иметь на два Су-27 всего один МиГ-29, заявил: "Странно, что мы собираемся строить в два раза больше линкоров, чем крейсеров!.." Его в этом вопросе почему-то поддержал министр МАП Казаков, сменивший Деменьтьева... Если бы они ещё чего-то понимали в линкорах и крейсерах, а также в их отличии от лёгких и тяжёлых истребителей... В общем, сейчас всё пришло к тому, как оно и должно было быть.
И понятно, почему "миговцы" толкают свой МиГ-29/35 в более тяжёлую весовую категорию. Тоже самое сделали в своё время создатели F/A-18, создав "Супер-Хорнет". Лёгкий истребитель с дальностью полёта 2000 км на топливе во внутренних баках не выстоит против тяжёлого, который имеет не меньшую тяговооружённость и зачастую меньшую нагрузку на крыло, но при этом превосходит его по возможностям БРЛС и количеству ракет на пилонах.
Непонимание желаний военных – простительно академику Бюшгенсу. Но Вам, если Вы претендуете на признание анализа – ни в коем разе! Не буду заниматься разжевыванием, только «дам на водку»: дальность полета, расстояние от Камчатки до Калининграда, количество аэродромов. Дальше – думайте сами. Всякие прочие «нагрузка на крыло – тяговооруженность – количество ракет» - просто набор терминов, не имеющий ни какого отношения к теме.
8. Да откуда F-15 соответствует МиГ-23МЛД? Вы хотя бы на величины тяговооружённости и нагрузки на крыло на рубеже вступления в БВБ посмотрите!
Чтобы «развязать» спор F-15 vs МиГ-23МЛД придется немного углубиться в историю вопроса. МиГ-23МЛД появились в Сирии впервые к концу марта 1983 года, когда интенсивность воздушных боев уже спала. Необходимость в создании этой модификации как раз обусловлена была тем, что израильские F-15 имели определенное преимущество перед МиГ-23МЛ, особенно при грамотном тактическом построении и использовании ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ. Сирийцы могли этому противопоставить связку «Воздух»-«Лазурь», но отсутствие самолетов ДРЛОиУ для оперативного наращивания поля управления привело к тому, что вместо схемы последовательного ввода в бой эскадрилий в режиме автоматизированного управления с четким эшелонированием и разграничением функций групп, воздушные сражения свелись к противостоянию отдельных отрядов, звеньев, пар, а порой – одиночных машин. При массированном использовании ВВС отдельные недостатки и разница в характеристиках машин не играют особой роли – зарубите себе это на носу! «Бог – на стороне больших батальонов!».
Появление же МиГ-23МЛД с КРЛ «Радуга» на борту и РЛК Н008 (это к тезису о «какая БРЛС на МиГ-23 или МиГ-25, отправленном в Сирию в 1982-1983 годах могла сопровождать 4-6 целей!» - та самая!) вкупе с СПК и нашими расчетами С-200 (привет, «Хокай»!) сильно испортили настроение американцам, поддерживавшим израильтян. И, хорошо помня уроки Вьетнама, они разумно спустили на тормозах нараставший виток бойни. СССР свои задачи выполнил на поле боя («ленивые», как Вы их назвали, арабы тут не приделах). Но, т.к. информационное пространство было за американцами, то общий результат – «боевая ничья».
В дальнейшем тем же американцам удалось поближе познакомиться и с МиГ-23МЛД и МиГ-29, уже в 90-е. Совместное маневрирование с F-15, F-16 и «Tornado» заставило их предпринять определенные шаги по модернизации своих самолетов (подробнее можете почитать у А.Младенова, если Вам о чем-то говорит эта фамилия) и дополнить определенные главы методик тактики воздушного боя. И таки-да, сами американцы признавали (хоть и не публично, тут тов. НН ошибся, Пол Саки из 4477 TES «Agressor» не был знаком с МиГ-23МЛД, а говорил о МиГ-23МС, отдавая должное этой машине), что МЛД – серьезный противник, и вполне может тягаться с F-15 в БВБ, особенно с Р-73 (МЛД уже мог их нести и применять).
Разбирать остальное нагромождение перлов оппонентов, честно говоря, нет ни сил, ни времени, поэтому, может быть – в следующий раз.
Подытожу – полным согласием с тов. KonOnOff: «Нет, пусть бодаются... Но пусть и учитывают, что мир моделирования сложных систем многомерен... Каждый из них прав по-своему. КАЖДЫЙ! Но реальную ситуацию знали или знают только реальные боевые лётчики и те, кто там воевал... Тех, кто там воевал, на этом форуме нет! А боевые лётчики - если ещё тут не заметили - как тот Мудрец X-Y-Z, в дискуссию не вступают и молча просто смотрят на всё это свысока... Где они тут? А нету!!! А почему? А потому что знают, что не всё так просто и однозначно...»
Как говорится, «ни убавить – ни прибавить»! ППКС!
На этом Шахрезада заканчивает дозволенные речи и умолкает.
PS Прошу извинить за отсутствие форматирования, так получилось.
.