Цитата: Thor от 20.09.2016 15:54:10У американцев было два варианта, или лепить универсальный Ф-35 за много денег. Либо делать 3 разных самолета, но денег на это ушло бы гораздо больше чем на разработку Ф-35.
Да и не стал бы я драматизировать проблемы Ф-35, то что рано или поздно его доведут до ума никто как бы не сомневается. Вот сколько на это уйдет времени и денег, это да, вопрос интересный.
Если большинство проблем заключается в "глючном софте" и несогласованности в работе отдельных электронных подсистем, то может быть когда-нибудь и доведут до ума. А если есть концептуальные "системные" ошибки в дизайне, то вряд ли...
------------
Я не знаю, как разрабатывался и создавался Ф-35 (да и никто в деталях тут не знает - мемуары "от создателей", появятся не раньше, чем через 10 лет). Но прочитав (в три захода) доклад по Ф-35, у меня сложилось несколько впечатлений о том, как это происходило и почему так получилось:
1. Явно видно увлечение модульностью подсистем и всей разработки. С одной стороны, это современно и правильно, если согласованы протоколы и есть общее концептуальное видение конечного продукта у каждого исполнителя. С другой стороны, если такое понимание отсутствует, то получится просто множество подсистем (может быть и очень хороших,
по-отдельности), которые попытались "запихать" в один планер, и которые вместе "не дружат", не представляют собой единую систему. Классическая ошибка из теории систем: "свойства системы
не определяются простой суммой свойств её элементов".
2. В проекте участвовало несколько "кооператоров" - их список есть даже в Википедии. Это не ново даже для американских военных авиационных разработок, но проект похоже пересёк "пороговую сложность", когда стандартные средства коммуникации уже не "отрабатывали". Очень похоже, что Локхид Мартин, как головной разработчик, допустил очень серъёзные управленческие ошибки ещё на этапе даже проектирования самолёта! (Да-да! Ещё в самом начале!) Может быть просто не хотели делиться какими-то "
несущественными мелочами"
, чтобы не передать какие-то ключевые технологии или идеи потенциальным
будущим конкурентам, как у себя в стране, так и за рубежом. В итоге, коммуникация шла, скорее всего, по такому принципу: "сделайте это и это, так и так, но почему и как это будет работать в единой системе - это
не ваш бизнес"... Нормальная, вообще-то, ситуация при разработке секретных систем вооружения. И в России и в СССР это происходило так же... Но тут, похоже, изначальный "порог сложности" был слишком высок и он требовал новой или более "многослойной" кооперации, чего, похоже, не получилось или просто не захотели по каким-то "политическим" мотивам организовывать... Или просто "Лохи Мартина" не справились с управлением проекта такой сложности - такое тоже вполне возможно...
3. Весь Проект (а не его отдельные ветви) достиг уже "
критической точки терпения" (это реальный термин из теории управления проектами), когда "клиент" (Пентагон или Конгресс, в данном случае), уже не хочет и не может ждать и дальше делать "финансовые вливания" в эту "идею фикс". Т.е. проект подошёл к такой критической точке, когда начинается "штурмовщина" и "финансовый голод"... В этом случае, если это так, начнётся неизбежное упрощение как самих постановок задач, так и их решений. Начнётся "резка и упрощение требований". Пойдут доклады, что что-то "просто невозможно сделать"...
4. Если пп. 1-2-3 реально имели место быть и ситуация именно так развивалась и складывается (в чём я почти уверен по
внешним признакам, характерным для всех сложных проектов, а не только в области авиации), то "по-классике" Менеджмента Сложных Проектов начнётся "поиск стрелочников" и "указывание пальцем на своего соседа по кругу"... Такую сложившуюся кризисную ситуацию в проекте может разрулить только "
авторитарный авторитетный Диктатор с железными
яйцами полномочиями"... Есть ли там такой у них в команде? Или они только "тим-билдингом" на Канарах и Майорках занимались под управлением "эффетивных менеджеров Персонел Ресурсов"?
Короче, по всем признакам, проект зашёл в критическую точку стагнации. И тут уже нужно что-то очень решительное и серьёзное предпринимать!
---------------
P.S. Если вы заметили, то про "попилинг бабла" я вообще не заикнулся!...
Дела обстоят даже хуже! Дело в данном
классическом случае совсем даже не в деньгах!
Отредактировано: KonOnOff - 20 сен 2016 20:07:22
- «Если страна, выбирая между войной и позором, выбирает позор, она получает и войну, и позор» (В.Черчиль)
- «Войны начинают политики, а заканчивают солдаты» (В. Вестморленд)
- «Нет неправильных вопросов. Есть неправильные ответы» (мой Любимый Учитель)