Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Георгий Мосолов скончался в Москве на 92-м году жизни.
«От нас ушла легенда реактивной авиации, заслуженный летчик-испытатель, внесший огромный вклад в развитие отечественной авиации. Мы скорбим об этой утрате», – заявил гендиректор РСК «МиГ» Илья Тарасенко, слова которого приводит ТАСС.
Георгий Мосолов – один из пионеров в освоении больших высот и скоростей, один из первых советских летчиков, установивших мировые авиационные рекорды. Он установил шесть мировых авиационных рекордов, три из которых являются абсолютными, а также три всесоюзных абсолютных рекорда, в том числе рекорды на первых опытных образцах уникального сверхзвукового фронтового истребителя МиГ-21.
Мосолов был одним из близких друзей первого советского летчика- космонавта Юрия Гагарина.
Мосолов родился 3 мая 1926 года в Уфе. В 1953 году окончил Школу летчиков-испытателей при ЛИИ МАП. В Корпорацию «МиГ» пришел в июне 1953 года.
За время работы Мосолов освоил более 50 типов самолетов. Неоднократно попадал в сложнейшие условия и всегда сохранял опытные машины. В основном проводил испытания опытных реактивных истребителей и наиболее ответственные летные исследования по вопросам аэродинамики, устойчивости и управляемости самолетов.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Георгию Мосолову 5 октября 1960 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1967 году он получил звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
Совершил первый вылет и провёл летные испытания первых экземпляров опытных истребителей CH, СД-5, СИ-6, СМ-9/2, СМ-9/3, (МиГ-19С), Е-2, И-3У, И-7У, И-75, СМ-12ПМ, И-75Ф, Е-6/3, Е-66 (МиГ-21), Е-152А, Е-6/9, Е-152, Е-8, Е-166. Участвовал в испытаниях МиГ-17 (СДК-5), МиГ-17 (СДК-7), МиГ-17 (СИ-10), МиГ-17 (СИ-16), Е-2А, МиГ-19ПУ (СМ-50), Е-4, Е-6/4, Е-7. Он провел лётные испытания многих первых экземпляров реактивных двигателей, различных опытных систем радионавигации, перехвата и вооружения.
Его фотография в гермошлеме обошла многие иностранные газеты и журналы мира, на долгие годы став своеобразной визитной карточкой советской реактивной авиации.
11 сентября 1962 года Георгий Мосолов испытывал очередную новую машину Е-8/1. Это был опытный вариант МиГ-21 с более мощным двигателем, нижним воздухозаборником и оборудованием, позднее применённым на серийном МиГ-23. На высоте 10.000 метров и скорости М=1.7 произошло разрушение диска 6-й ступени компрессора двигателя. Один из обломков пробил корпус двигателя, фюзеляж и правую консоль крыла в зоне элерона, выведя из строя обе гидросистемы. Катапультирование допускалось на скорости до 800 км/ч, но так как скорость перевернувшейся пикирующей машины погасить не удавалось, лётчик-испытатель покинул машину нештатно на высоте 8000 метров. Ещё в кабине он получил травму головы и перелом руки, после катапультирования скоростным напором воздуха сломало ногу (не сработал захват), после раскрытия парашюта тело перехлестнуло лямкой, и лётчик повис в положении вниз головой. С трудом, одной рукой, ему удалось скинуть лямку за считанные секунды до касания земли. При приземлении на лес лётчик сломал вторую ногу.
Мосолов 5 часов дожидался прибытия спасателей. После обнаружения был доставлен в клиническую больницу имени С. П. Боткина в Москве. Медики, помимо многочисленных переломов, определили тяжёлую травму головы. На следующий день Мосолов потерял сознание, остановилось дыхание, врачи констатировали клиническую смерть. Но в ходе реанимационных действий и последующей операции врачам удалось вернуть его к жизни.
Вскоре потребовалась ещё одна операция — горлосечение. Второй раз наступила клиническая смерть. Подключили аппарат искусственного дыхания. Несколько суток врачи боролись за жизнь лётчика, в очередной раз возвращая его к жизни.
Травмы надолго приковали Георгия Константиновича к больничной койке. Когда врачи разрешили посещения, в числе первых примчался Юрий Гагарин, переживавший за друга. Затем в палату потёк людской поток родных, близких, знакомых. Такая терапия человеческого сопереживания тоже дала положительный эффект. Мосолов пошёл на поправку. Только через год он снова коснулся земли ногами. Однако полученные тяжелейшие травмы не позволили ему после выздоровления вернуться на лётную работу.
"Русы суть враги целому миру" (с)Ат-Табари, Х век
"Россия - государство не торговое и не земледельческое, а военное, и призвание его - быть грозою света" (с)Император Александр II