Кодовое обозначение Fencer, которое в НАТО присвоили Su-19, является ошибочным, равно как и обозначение F-111, присвоенное американскому самолету изоляции района боевых действий. На самом деле Su-19 является первым
[1] после окончания Второй Мировой войны специально разработанным нестратегическим самолетом, предназначенным для нанесения ударов по наземным целям. Принятие Su-19 на вооружение является знаком того, что тактическая авиация Советского Союза – фронтовая авиация (FA – Frontal Aviation) – уже достигла технологических и операционных целей. Данные цели были поставлены руководством ВВС в конце 1960-х годов, когда началось фактическое возрождение мощи советской фронтовой авиации.
В состав фронтовой авиации входят несколько воздушных армий (ВА), из которых самая крупная – 16-я ВА – расквартирована в Восточной Германии. Остальные воздушные армии базируются на территории других стран Варшавского договора и в военных округах, на которые разделен Советский Союз. Воздушные армии подчиняются единому командованию в качестве составных частей советских ВВС параллельно с отдельными стратегическим бомбардировочным (дальняя авиация) и военно-транспортными (военно-транспортная авиация) командованиями.
В оперативном плане воздушные армии подчиняются региональным командованиям. Так, например, 16-я ВА подчиняется командованию Группы советских войск в Германии (ГСВГ), в то время как остальные воздушные армии подчиняются либо командованию военных округов, либо советскому командованию в тех странах, в которых они расквартированы. В военное время воздушные армии будут дополнены военно-воздушными силами входящих в Варшавский договор стран народной демократии.
Эта организационная структура, как и все остальное, отвечала за медленное развитие советских тактических боевых самолетов. В начале 1960-х годов ранние варианты истребителей MiG-21 и Su-7, как и легкий бомбардировщик Yak-27 Brewer, были побочным результатом основной задачи – удовлетворения требований системы ПВО страны. Эти самолеты отвечали предъявленным требованиям и были конструктивно простыми; их задачей было обеспечение прикрытия с воздуха и авиационной поддержки в прифронтовой зоне. Концепция выполняемых истребителями-бомбардировщиками изоляции района боевых действий и завоевания превосходства в воздухе, возникшая в последние годы Второй Мировой войны в ходе действий авиации союзников по железным дорогам и железнодорожному транспорту и непрерывно развивавшаяся до появления F-105 и F-111, так и не прижилась в СССР.
Однако в конце 1960-х годов произошли два события, которые изменили советскую доктрину. Первым из них стало тотальное уничтожение Израилем египетских ВВС в июне 1967 года – шокирующая демонстрация возможностей истребительно-бомбардировочной авиации. Вторым событием стал переход НАТО от ядерных мин к гибкому ответу; это означало, что в перспективе советскому командованию придется столкнуться в Европе с затяжными конфликтами с применением обычного оружия.
Скорость, с которой советская фронтовая авиация отреагировала на меняющуюся военную ситуацию, должна была стать лишь небольшим сюрпризом для НАТО. Советская авиационная техника не дотягивала уровня западных машин в основном вследствие сознательного выбора военно-политического советского руководства в пользу более консервативной компоновки самолетов. Тем не менее, разработка в середине 1960-х годов перехватчика Mikoyan MiG-25 показывает, на что способна советская авиастроительная промышленность в случае, когда она сталкивается с довольно жесткими требованиями.
Вызывает удивление тот факт, что наиболее технологически совершенный советский боевой самолет был создан ОКБ Сухого – традиционно одного из самых консервативных советских конструкторских коллективов (возможно, этот консерватизм был вынужденным: в одно время советское руководство считало, что длительное уединение в нетронутых сибирских просторах помогает конструкторским бюро наверстать смещение сроков окончания работ). ОКБ Сухого разработало семейство простых боевых самолетов Su-7/9/11, имевших общий фюзеляж и отличавшихся крыльями: стреловидным и треугольным. Данное конструкторское бюро выиграло у ОКБ МиГ конкурс на создание сверхзвукового всепогодного перехватчика. Su-15 Flagon A был получен путем изменения силовой установки базового перехватчика с треугольным крылом (Su-9) и установки на новую машину уже имеющихся радара и ракет. Тем не менее, с нынешним руководством ОКБ Сухого далеко вперед, и создание боевого самолета Fencer свидетельствует о том, что на данный момент это конструкторское бюро является одним из самых способных в Советском Союзе.
В настоящее время имеется достаточно информации о внешнем виде Su-19, которая позволяет провести предварительную оценку его возможностей. Была сделана одна фотография исключительно посредственного качества. В сочетании с размерами, сообщенными западными разведывательными службами и полученными, предположительно, с помощью спутниковой разведки, можно реконструировать вид сверху и сделать достаточно надежные догадки относительно видами спереди и сбоку.
на данный момент на западе известна только одна фотография (с качеством как в начале 1950-х годов) ударного самолета Su-19. Он показывает общую компоновку самолета, а также размещение шасси и поворотных пилонов крылаНа рисунках, которые сопровождают данную статью, представлен перспективный боевой самолет с большим потенциалом модернизации. Хотя Su-19 в отличие от машин ОКБ МиГ не имеет расширений передней кромки крыла в виде сверху, он напоминает машины семейства MiG-23/27. Два этих самолета могут базироваться на стандартной конфигурации, разработанной советской центральной научно-исследовательской организации (ЦАГИ). Еще одним сходством являются основные стойки шасси, использующие независимую подвеску на массивных продольных рычагах, поворачивающихся относительно центральной оси самолета. Данная компоновка основных стоек шасси сочетает в себе широкую колею с возможностью их размещения в фюзеляже.
Шарниры поворота подвижных частей крыла расположены достаточно близко к передней кромке; это показывает, что ОКБ Сухого успешно решило проблемы продольной устойчивости крыла изменяемой геометрии. Также как и западные самолеты, Fencer для поперечного управления использует большие цельноповоротные дифференциальные стабилизаторы, которые почти наверняка дополнены интерцепторами, которые действуют на малых скоростях. Дискуссионным остается вопрос: какими средствами увеличения подъемной силы оснащено крыло Su-19. Скорее всего Fencer может иметь нечто среднее между MiG-23 с его простыми закрылками и отклоняемым носком крыла и западными машинами с их отклоняемыми предкрылками на передней кромке с системой двухщелевых закрылков на задней кромке. Почти наверняка интерцепторы используются во время посадки для уменьшения подъёмной силы, поскольку размещение основных стоек шасси означает большой угол атаки при пробеге самолета по земле.
Вопреки некоторым предположениям в фюзеляже Su-19 почти нет следов от конструкции Su-15. Также представляется маловероятным высказанное в журнале «International Defense Review» (1/76) предложение, что в задней часть фюзеляжа достаточно места для размещения двух турбореактивных двигателей Lyulka AL-21. Еще одним маловероятным предположением является утверждение, что воздух к этим двум двигателям может подаваться через относительно узкие впускные каналы, допустимые при относительно узком фюзеляже с нишами для размещения основных стоек шасси.
На самом деле двигатели AL-21 кажутся довольно маленькими для самолета с габаритными размерами Su-19. Скорее всего, у Su-19 – как и в случае западных машин – пиковая тяга, необходимая на взлете и бросках на сверхзвуковой скорости, достигается применением в качестве силовой установки двухконтурных ТРД с форсажной камерой. Тяга ТРДДФ на форсажном режиме будет недостаточной, однако авиамоторы данного типа хорошо подходят для крейсерского полета, выполняемого без применения системы дожигания. Кроме того в случае ТРДДФ сочетание веса двигателя, его компактности и общего расхода топлива при выполнении полета по профилю «большая высота – малая высота – большая высота» является непревзойденным.
Нам представляется, что силовая установка Su-19 состоит из двух ТРДДФ со степенью двухконтурности 1:1, изготовленных на том же технологическом уровне, что и Kuznetsov NK-144. Данные двигатели на максимальном режиме должны развивать тягу 10 500-11 000 фунтов (4 763-4 990 кг) и 18 500 фунтов (8 391 кг) на форсажном режиме. Выполненный в США приближенный расчет боевого самолета Su-19 в качестве «mini-F-111» является очень близким к истине. Еще одной интересной особенностью Su-19 является расположение выхлопных сопел позади цельноповоротных стабилизаторов, что позволяет предположить использование системы реверса тяги.
Перед двигателями и между кессонами консолей крыла находится основная часть внутреннего запаса топлива общей емкостью около 2 800 имперских галлонов (12 700 л). Нижняя граница поперечного сечения фюзеляжа самолета определяется компоновкой кабины экипажа с поперечным размещением их кресел.
Выбор размещения членов экипажа бок о бок интересен, прежде всего, тем, что ранее ОКБ Сухого никогда не сталкивалось с требованием ограничения максимальной общей длины, приведшим к подобной компоновке разработчиков F-111. Расположение кабины между воздухозаборниками, удаленными от любого участка неподвижных частей крыла, противоречит гипотезе, что отделяемая капсула является причиной увеличения лобового сопротивления при размещении членов экипажа бок о бок (неподвижные части крыла могут выступать в качестве стабилизатора или использоваться при отделении спасательной капсулы). Скорее всего выбор данной компоновки представляет собой комбинацию убеждения, что на малой высоте и большой скорости четыре глаза лучше, чем два, и того факта, что многофункциональный радиолокатор потребует более широкого фюзеляжа, чем при выборе размещения экипажа тандемом. Следует сделать небольшое отступление и сказать, что заслуживает внимания ширина фюзеляжа Tornado, свидетельствующая о высоком уровне западной радиоэлектронной промышленности.
сделанная в трех проекциях схема общего вида Su-19 основана на одной единственной фотографии и дополнительной информации. В число отличительных особенностей самолета входят регулируемые воздухозаборники, относительно узкая кабина с расположенными бок о бок сиденьями членов экипажа и основные стойки шасси по типу MiG-23Условия обитания в кабине наверняка не очень хорошие, поскольку она, скорее всего тесная даже несмотря на дополнительное пространство, которое возникает вследствие небольшого наклона регулируемых воздухозаборников. Не исключено, что Советский Союз опирается на свои большие людские резервы, чтобы найти пилотов небольшого роста в качестве экипажей для самолетов Su-19. Аналогичный метод используется при подборе экипажей для танков T-72, которые настолько малы, что призывники ростом выше 5 футов 5 дюймов (165 см) отсеиваются.
Представляется маловероятным, что Su-19 имеет внутренний отсек для вооружения. Поворотные пилоны, по-видимому, устанавливаются примерно на расстоянии 40% размаха консолей крыла. Остальная боевая нагрузка почти наверняка подвешивается под неподвижными частями крыла и под фюзеляжем. Также сообщается, что под фюзеляжем неподвижно установлена шестиствольная 23-мм пушка, которая ранее была замечена на MiG-27.
Сообщалось, что ранние Su-19 оснащены той же авионикой, что и MiG-27, но самолеты поздних производственных серий, возможно, несут прицельную РЛС и комплект аппаратуры для следования рельефу местности. Кажется имеется мало смысла в дополнительном члене экипажа, если самолет не будет иметь нечто большее, чем MiG-27 с визуальной помощью при посадке.
В состав вооружения Su-19 входит имеющая относительно небольшую дальность управляемая ракета AS-7 Kerry (Х-23), управляемая посредством радиокоманд. Со временем Su-19 получит противорадиолокационную ракету AS-X-9 (Х-28) с дальностью полета 85-100 км, ракету с электронно-оптической системой наведения AS-X-10 (Х-25), а также перспективную ракету с оптико-электронной системой наведения и дальностью полета 40 км, получившую предварительное обозначение Advanced TASM.
на сегодняшний день данный рисунок считается самым подробным и точным представлением ударного самолета Su-19. На данном рисунке изображено вероятное размещение авионики окончательного варианта Su-19. Средства РЭП и радиолокационно-оптические головки размещены на передней кромке неподвижных частей крыла; скорее всего самолет несет лазерный целеуказатель-дальномер и многорежимную прицельную РЛС. В нижней части фюзеляжа установлена шестиствольная 23-мм пушкаОдним из возможных вариантов применения Su-19 может стать истребитель-перехватчик большой дальности. Предполагается, что эта машина будет разработана для авиации ПВО и замены Tu-28P Fiddler (Ту-128), однако в настоящий момент никаких работ в данном направлении не ведется. Fencer ADV
[2] смог бы увеличить эффективный радиус действия советской ПВО и уменьшить (но отнюдь не устранить) угрозу со стороны крылатых ракет воздушного базирования.
Сообщалось, что с середины 1977 года три полка (полк состоит из трех эскадрилий по примерно 12 самолетов каждая + резерв) перевооружены на ударные самолеты Fencer – примерно через пять лет после того, как самолет данного типа был впервые идентифицирован. Все три полка расквартированы в западной части Советского Союза и пока нет никаких признаков их появления в Восточной Германии в составе 16-й ВА – традиционно первого получателя новых самолетов за пределами Советского Союза. В свою очередь многих в НАТО беспокоит тот факт, что ударные самолеты Fencer не должны базироваться рядом с линией фронта.
Не следует говорить о боевом радиусе без указания условий, в которых должен проходить боевой вылет, которые в свою очередь определяются исходя из поставленной задачи и боевой нагрузки. Опыт арабо-израильской войны 1973 года, экстраполированный на технологии 1980-х годов и европейский ТВД, предполагает, что значительная часть воздушного пространства над центральной Европой будет очень опасной зоной, и любой, кто будет совершать крейсерский полет на скорости М = 0,8 и высоте 30 000 футов (9 144 м) будет иметь большие шансы быть сбитым. Помимо этого истребители F-15 и F-16 в центральной зоне и перехватчики Tornado ADV, действующие на дальних рубежах в районе Британии, создадут находящимся за пределами восточногерманской границы самолетам советской фронтовой авиации немало проблем.
Из этого следует, что лучший способ использовать боевой радиус ударных самолетов Su-19 при полете по профилю «большая высота – малая высота – большая высота» заключается в том, чтобы развернуть их глубоко в тылу вне радиуса действия большей части средств ПВО. Именно такого варианта боевого применения Su-19 и ожидает НАТО. На приведенной ниже карте показаны приблизительные радиусы действия Su-19 с полным запасом топлива, двумя подвесными 300-галлонными (1364 л) топливными баками, превращающими часть полезной нагрузки самолета в дальность.
хотя Su-19 с полным запасом может пролететь над большей частью территории Европы (кривая 1), одной из самых серьезных угроз, исходящих от самолетов данного типа, является возможность взлететь с баз в западной части СССР и, выполняя полет по профилю «большая высота – малая высота – большая высота» (кривая 2), дозаправиться на базах в Восточной Европе (пунктирные линии 4 и 5). Большая часть центрального региона Европы (кривая 3) может быть атакована в беспосадочном режиме непосредственно с баз в СССР, как это показано пунктирной и сплошной линиями 6 Как можно заметить из схемы при полете с уязвимых баз в Восточной Европе по профилю «малая высота – малая высота – малая высота» боевой радиус будет меньше, чем при действии с баз в западной части СССР и полете по профилю «большая высота – большая высота – большая высота». Другое предположение заключается в том, что Su-19 могут вернуться на восточноевропейские базы, в относительной безопасности заправиться там топливом и вернуться на исходный пункт. Одно из преимуществ тылового базирования заключается в том, что значительное количество технически сложных самолетов может быть сконцентрировано на одной базе без особого риска воздушного удара. Помимо увеличения безопасности машин также облегчается работа служб материально-технического обеспечения. На сегодняшний момент опасения запада, что ударные самолеты Fencer для увеличения площади района боевых действий могут использовать дозаправку в полете, однако это пока еще не реализовано.
В состав грозных поисково-ударных групп фронтовой авиации СССР помимо Su-19 входят истребители MiG-25R Foxbat B/D, некоторое количество которых расквартировано в Польше. MiG-25R могут на скоростях с чрезвычайно высокими значениями числа Маха покрывать значительную часть территории центрального региона НАТО.
Вполне вероятно, что самолеты этих двух типов находятся в подчинении командований воздушных армий по местам их базирования, и в военное время будут находиться под управлением командования ГСВГ. Подразделения, оснащенные Su-19 и MiG-25R, не подчиняются региональным командованиям, и отмечается, что фронтовая авиация все больше становится самостоятельной ударной силой, а не рядом воздушных армий. Последствия этих изменений могут иметь далеко идущие последствия для развертывания и разработки оперативных доктрин фронтовой авиации.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Sukhoi Su-19 Fencer (Су-24)
Назначение: ударный самолет
Статус: серийное производство
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: два ТРДДФ (КБ-создатель неизвестно) с тягой по 11 000 фунтов (50 кН) на максимальном режиме и по 18 000 фунтов (80 кН) на форсажном режиме
Размеры:общая длина 72 фута 10 дюймов (22,2 м)
размах крыла 56 футов 10 дюймов/32 фута 8 дюймов (17,3 м/10 м)
общая высота 18 футов (5,5 м)
общая площадь крыла 430 кв. футов (40 м²)
Вес:пустого 35 000 фунтов (16 000 кг)
максимальный внешней нагрузки 10 000 фунтов (4 500 кг)
максимальный взлетный 65 000 фунтов (30 000 кг)
удельная нагрузка на крыло 150 фунтов на кв. фут (750 кг/м²)
Летные характеристики:максимальная скорость на высоте 36 000 футов (11 000 м) более М = 2,0
максимальная скорость на уровне моря М = 1,2
крейсерская скорость продолжительного полета на высоте 36 000 футов (11 000 м) М = 0,75
крейсерская скорость на уровне моря М = 0,8
перегоночная дальность 3 200 морских миль (6 000 км)
- [1] если считать Ilyushin Il-28 в качестве легко-среднего бомбардировщика (Flight)
- [2] ADV (air defense variant) – вариант для ПВО