— Роман Вячеславович, "Орлан" часто называют самым массово используемым в СВО разведывательным беспилотным летательным аппаратом. Так ли это?— Сейчас появилось очень много различных дронов ближнего действия, и используют эти аппараты действительно массово — многими тысячами. "Орланов" же в зоне СВО применяется меньше тысячи. Поэтому если считать по массовости применения, то "Орлан" — не самый массовый. Но при этом разница между нашими аппаратами и всей армией FPV-дронов, которая сейчас зародилась, заключается в том, что "Орлан" — очень долго летающий и за один свой вылет делает больше, чем любой электрический дрон. Поэтому с точки зрения применения наш аппарат имеет высокую оценку. Мы вряд ли сможем сказать доподлинно, потому что эти данные имеют только сами военные. Но вот в части тех данных, которым можно доверять, военные говорят о 60–70% разведданных от наших аппаратов — в разное время по-разному. Все зависит от задач, которые ставятся.
— ВС РФ приняли на серийное производство "Орлан-10" еще в 2012 году и с тех пор придерживаются этого выбора. Почему за прошедшие годы его не потеснили другие, более современные беспилотники?— За прошедшие 10–12 лет наша техника была очень сильно модифицирована. Несмотря на то что аппарат называется и выглядит почти так же, на самом деле в нем произведено очень много изменений, и эти изменения происходят постоянно. Поэтому современный "Орлан-10" — совсем не тот беспилотник, который был в 2012 году. Было добавлено много функционалов, он сильно развивается с точки зрения целевого оборудования и является, по сути, базовой платформой. Допустим, имея базовую платформу, производители из разных стран выпускают разные автомобили — Peugeot, Renault, Nissan, и никого это не смущает. У нас точно такая же базовая платформа — "Орлан-10", на которой строятся новые современные комплексы, и они отличаются не только по тактико-техническим характеристикам, но и имеют существенные отличия по функционалу: где-то есть радиоэлектронная борьба, где-то есть разведка, ударные функции — это все совершенно новое. Поэтому получается, что это не старый самолет, это не аппарат 2012 года.
— Как по ходу спецоперации модернизировались аппараты, которые производит "Специальный технологический центр"? Известно, что противник уже изучил "Орланы" и постоянно как совершенствует свои технологии, так и ищет наши слабые места.— До завершения СВО я не смогу ответить на многие вопросы, но определенные, ключевые моменты были произведены с системой связи и управления. В момент, когда во время операции под Харьковом был целиком потерян "Орлан-10", с наземной станцией и документацией, стало совершенно понятно, что на старых системах связи мы уже не сможем работать и российские военные, естественно, не смогут применять аппараты даже на своей территории, потому что наши позиции и противник очень близко находятся. Поэтому одно из новшеств — это как раз доработка системы управления в части каналов передачи данных. Они были успешно модернизированы, сделаны помехозащищенными и сейчас работают.
— Сколько сейчас производится "Орланов"?— Больше тысячи аппаратов в год.
— Продолжается ли работа над совершенствованием "Орланов"?— Конечно. Эта работа не прекращается ни на день. Как в условиях спецоперации, так и вне условий спецоперации мы видим, как нам противодействуют, и, естественно, как любой оборонный или военный проект, ищем способы защиты. СТЦ делает также комплексы для борьбы против беспилотников. Поэтому у нас, конечно, есть компетенции во всем спектре, и они используются также везде.
— Иностранная пресса назвала связку "Орлана" с дроном-камикадзе "Ланцет" "кошмаром Вооруженных сил Украины". Аппарат получил возможность лазерного целеуказания и корректировки высокоточных боеприпасов. Каким образом выстраивается взаимодействие "Орлана" с "Ланцетом"?— Мы делаем инструмент — многофункциональный разведывательный комплекс. Такого функционала, как у нас, нет больше ни у кого. На маленьких аппаратах тактического класса радиотехническая разведка (определение, где находятся источники радиоизлучений) не реализована ни у кого. Поэтому это взаимодействие осуществляем не мы как разработчик, а заказчик — военные, подразделения, где есть прямое взаимодействие между разведчиками и ударниками. Насколько я знаю, "Орлан" с "Ланцетом" крайне мало взаимодействуют напрямую. "Орлан" дает возможность определить расположение противника, чтобы его можно было поразить любыми средствами, какие есть в распоряжении командира. В основном у нас поражает артиллерия, но когда дальности превышают возможности артиллерии, вероятно, есть и работа с "Ланцетом". Нам о таких особых показательных эпизодах не рассказывают.
— "Орлан" применялся в Сирии, это очень известный аппарат. Какие страны закупают у России этот беспилотник?— Закупать сейчас получается плохо. Связано это в основном с тем, что Министерство обороны, зная, что это очень качественная и полезная техника, использует ее само. Соответственно, есть некий запрет, который действует и на поставки за рубеж. Но в рамках выставки World Defense Show 2024 и других международных военно-технических форумов мы, конечно, предлагаем "Орлан". На сегодняшний день оцениваем спрос — он существенно растет, особенно на фоне текущего положения. Надеемся, что как только завершится активная фаза спецоперации и возможности производства будут превышать свои потребности, то, конечно, будем поставлять и в другие страны. В основном сейчас были направления по СНГ, потому что это дружественные страны, поставки, которые решаются не нами. Министерство обороны РФ само принимает решения по поводу поставок — без нашего участия. Но прямых поставок за рубеж пока очень мало.
— Некоторые разработчики говорят, что якобы сейчас Минобороны РФ обсуждает возможность производства "Орлана" по лицензии на базе мощностей других российских конструкторских бюро. Поскольку, условно, ежемесячно производится 100 аппаратов, а для нужд фронта нужна 1 тыс. Соответствует ли это действительности?— Здесь есть тяжелая проблема, и в основном она связана с динамикой потребности во времени. Министерству обороны РФ необходимо, чтобы эти самолеты появились вчера. В крайнем случае — завтра. К СТЦ поступали такие обращения, и мы сами надеемся найти соисполнителей, кто смог бы помогать нарастить объем выпуска нашей техники, но это достаточно сложная техническая и технологическая задача, и она мало кому посильна. Крайне сложно успеть вовремя, освоение нашего производства займет порядка года. То есть когда людям ставят задачу, они приезжают к нам на производство, смотрят, как сделано, а потом говорят, что такого никогда не делали и, чтобы освоить производство, им нужно переделать у себя все. Действительно, Минобороны РФ как собственник этих разработок хотело бы диверсифицировать производство, но какой-то четкой линии и когда она может выстрелить, не видно. Конечно, может быть поставлена задача производить "Орлан-10" где-то еще, но я не думаю, что это будет быстрее, чем нарастить объем на нашем производстве.
У СТЦ были попытки выпускать "Орланы" на других предприятиях. Ни у одной из фирм не получилось добиться таких же результатов. Этих попыток было три-четыре в России, и сейчас я уже знаю о трех попытках на Украине. Макет условно "Орлана-10" появился в экспозиции чешско-украинской фирмы на недавней выставке в Абу-Даби. Будем смотреть, что у них получится. Вероятно, скоро эти аппараты привезут к нам, потому что они начинают воевать против России и попадают к нам в качестве трофеев. На удивление, если раньше еще как-то пытались привнести что-то свое, то здесь просто в лоб все наши стратегические базовые решения полностью перекочевали в новые самолеты.
— Когда тебя копируют — это признак успеха. Вас это радует или же нет?— Это приятно. Приятно, что в 2023 году копируется наш аппарат разработки 2010 года и основные решения сохранились. Они, конечно же, получают к себе и видят нашу трофейную технику, раскрывая ее до самой подноготной. То, что можно взять себе, они возьмут, но опять же ситуация заключается в том, что основные технические решения очень сложные и, даже имея всю техническую документацию и наш авторский надзор, эти решения сложно повторить. Поэтому то, что "Орланы" копируют, — это значит, что у них не хватает компетенций на собственную полную разработку техники и они не могут превзойти Россию. Повторяют, но это будет копия, которая однозначно хуже оригинала.
— Не планирует ли СТЦ расширять собственное производство?— Конечно, мы расширяем, в разы. Стояла задача кратно увеличить производство наших аппаратов. Выпуск "Орлана-10" увеличился в три-четыре раза, по "Орлану-30" выпуск увеличился до 25 раз относительно 2021 года. Поэтому это тоже высокий результат. Существенный момент заключается в том, что, даже если посмотреть на стенд СТЦ на выставке в Саудовской Аравии,
комплекс 504А — это комплекс борьбы с беспилотниками, в состав которых входят беспилотники. Помимо того что поставляется в Минобороны России прямо сейчас, аппараты включаются в состав новейших систем, которые должны будут начать выпускаться в ближайшей перспективе. Поэтому, во-первых, эти объемы достаточно большие, а вторая проблема — немногие предприятия способны это делать. Также мы поставляем свои части касаемо систем связи концерну "Калашников" и на другие производства. Очевидно, что скорее у нас будут покупать что-то из наших частей, которые хорошо сделаны и успешно работают, чем кто-то возьмет нашу технику и будет ее производить.
— Работает ли в настоящее время СТЦ над созданием каких-либо перспективных беспилотных комплексов?— Обычно я говорю, что у нас будут новые "Орланы". У нас вся линейка техники называется "Орлан", и они совсем другие. Технические задания, документы секретны, поэтому какие-то подробности я навряд ли могу рассказать, но фактически есть видение Минобороны РФ и заказчика, какая техника ему нужна. И, исходя из этого, мы реализуем потребности заказчика. Будут и самолетные, и коптерные решения, и, возможно, еще какие-то вещи, которые скоро или не очень скоро появятся. Это работа на годы.
Сейчас наличие СВО привело к тому, что существенные наши силы тратятся именно на наращивание, на выпуск и модернизацию серийной продукции и разрабатывать какие-то новые вещи особенно не получается. СТЦ выпускает очень большой объем техники, которая должна сегодня работать хорошо. По-хорошему, это большая научно-исследовательская работа, потому что по санкционным вопросам многие комплектующие пропадают и нам необходимо оперативно переработать технику. Самый яркий пример, который у всех на слуху, — это двигатели. Мы используем японские двигатели, последнюю партию которых закупили в 2020 году. Ввиду политики предприятия по наличию страхового запаса до 2023 года техника выпускалась практически на японских двигателях, которые находились в закупленных страховых запасах. Но в 2023 году эти запасы закончились. И в том же году мы сделали новую разработку: силовые установки, которые работают на других типах двигателей. Были высокоэкономичные четырехтактные, а сейчас двухтактник, который ему почти ничем не уступает. Более простой двигатель показал себя в эксплуатации существенно лучше. К тому же мы его производим почти весь самостоятельно. СТЦ производит новую технику, она будет выглядеть так же, как и существующие сегодня "Орлан-10" и "Орлан-30", но внутри аппараты будут совсем другие.
— Перспективные комплексы, над которыми сейчас работает СТЦ, будут также предназначены для разведки и корректировки огня или будут обладать новыми возможностями?— На сегодняшний день в "Орлане-10" существует порядка 60 вариантов целевого оборудования и корректировка огня — это 1–3% от того, что он делает. Широкой общественности это, конечно, неизвестно. Мы продолжаем этот ряд. Во-многом целевые нагрузки, которые у нас уже существуют, постепенно устаревают. И, что совершенно естественно, движется вперед и противник, который наращивает какие-то возможности: где-то уходит в другие диапазоны, которые хуже видно или нет такого оборудования, и нам приходится подправлять, дорабатывать свою технику. Но визуальная разведка и оптика для беспилотников — это самое малое, что можно в нем иметь. И наиболее эффективно работают как раз другие варианты, о которых мы обычно не говорим и о которых никто не знает и не слышит. Поэтому мы — тихие силы, которые делают свою работу. Глаза, которые видят даже не глядя.
— У СТЦ есть учебный центр, где готовят специалистов по эксплуатации и применению беспилотных авиационных систем по различным специальностям. А для СВО вы готовите кадры?— Это вопрос болезненный и для заказчика, и для нас. Связан он с тем, что заказчику нужны люди сегодня, а второе, они ему нужны хорошо подготовленными. Но для того, чтобы хорошо подготовить, нужно выполнить ряд условий. Люди должны быть исходно способные учиться. Второе, в процессе обучения у них должны быть материально-технические средства, на которых учатся, а также время, которое необходимо на освоение техники. Мы не делаем простых вещей. Говорят, что за неделю можно освоить беспилотник. Да, можно, но вы научитесь его поднимать в воздух и возвращать к себе в простых условиях, без противодействия и каких-то особых задач. Наши комплексы сильно сложнее.
Государственный стандарт по подготовке операторов беспилотных летательных аппаратов требует 3,5 месяца в ситуации, когда у вас есть уже базовое профессиональное или высшее образование. И после 3,5 месяца обучения и от 25 до 40 ч полетов вы можете получить документы. В текущих условиях, естественно, заказчик говорит, что это очень долго и он не готов замораживать своих людей на 3,5 месяца, потому что их не хватает. Поэтому начинаются какие-то модернизированные ускоренные курсы с непонятными, трудно оцениваемыми результатами.
Результаты выпускников нашего центра, естественно, выше, чем у многих других учебных заведений. Связано это именно с тем, что у нас действительно есть очень хорошая база, но обучение не дешевое. Сталкиваемся с моментом, когда заказчик огорчается от того, что обучение такого сотрудника стоит больше 1 млн рублей. Кажется, что это неправильно и такое обучение не может стоить так дорого. Фактически ресурс самолета "вылетывается" учениками буквально за два-три месяца.
Сегодня у нас обозначена потенциальная потребность Минобороны РФ — массово обучить операторов. Мы рассматриваем сейчас условия, как это выполнить. Поэтому — да, будем стараться запускать эту программу. Подготовка производится во многом на наших ресурсах, на наших аппаратах и нашими преподавателями практически без оплаты. Понимаем, что большие объемы в плане обучения мы вряд ли сможем позволить себе дальше. Поэтому пытаемся договориться о том, чтобы данный процесс был выстроен нормально.