Цитата: Сизиф от 04.11.2016 22:12:08Не совсем так.
Иначе бы христианский праздник Пасхи у католиков и православных либо совпадал (как иногда и бывает), либо расходилися, но на одно и тоже время в любой год. А они то совпадают, то расходятся, но на разные сроки в разные годы.
Причина следующая.
Исходно, Пасха привязана (хронологически) к иудейскому празднику Пейсах (Сеня чуть выше про это сказал).
Как и у Булгакова поэтически изложено в каноническом почти уже тексте
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.» (М.Булгаков. Мастер и Маргарита)
И описанные в романе последовавшие события.
14 нисана в иудейском летоисчислении как раз и есть дата Пейсаха.
У иудеев летоисчисление идет по лунному календарю.
У христиан по солнечному. У католиков и православных календари несколько разошлись в свое время (Григорианский и Юлианский календарь), получился некоторый сдвиг в датах праздников. Но он постоянный, для почти всех праздников (Рождество и др,) кроме Пасхи, которая привязана к иудейскому Пейсах, исчисляемому по лунному календарю.
И приведенная Вами формула УСЛОВНО ПРАВИЛЬНАЯ. В ней равнодействие таки понимается и в его астрономическом смысле, дата, когда день равен ночи. 21 марта в северном полушарии. Но именно в этом смысле используется только у католиков (ведущих летоисчисление по григорианскому солнечному календарю, где равнодействие именно 21 марта. И эта дата у них всегда совпадает с датой астрономического события - весеннего равнодействия. У православных дата используется та же, 21 марта по Юлианскому календарю, но которая уже не совпадает с датой астрономического события по тому же календарю, хоть он тоже основан на солнечном цикле. . При этом не во всех православных церквах, но в большинсве из них, в том числе и в русской православной. В некоторых православных церквах тоже используют именно дату астрономического события.
А вот полнолуние, и вовсе, название имеющее и истинный (в смысле астрономии) смысл, когда видимая луна имеет полный размер, но именно в этой формуле имеет не астрономическую привязку, а сново привязано к иудескому летоисчислению, основанному не на солнечном, а лунном календаре. И там это просто день 14-й Луны из расписания лунных фаз, построенного на основе Метонова цикла, который не привязан совсем к дате астрономического события - полнолуния, что не мешает ему иногда сопадать с оным.
Вот все это и приводит к тому что дата Пасхи сильно блуждает. И то иногда даже совпадает с с иудейским Пейсахом, то расходится с ним и значительно. То сопадают православная и католическая Пасха, то нет. То совпадают даты Пасхи у разных православных церквей, то нет.
Этим просто не стоит заморачиваться.
Причина подобного не содержит никаких особых смыслов, а просто есть плод отражения традиций в различных церквах и наслоившихся в течении тысячелетий особенностей и расхождений в летоисчеслении. Это касается и различий даты Пасхи в разных христианских церквах. Связь с иудейским летоисчеслением я выше указал.
Но и светлый праздник Пасхи совсем не об этом.
И уважаемая Манюня, чуть выше посетовшая на неопределенность в верованиях срока жизни Христа не совсем права. Христос не умер в светлый празник. Он вознесся.... А живет он в сердцах, верящих в него, вечно. И так ли важен срок между датой его рождения и датой его вознесения. Всего лишь эпизода (не в смысле важности этого события, а всего лишь его хронологической привязки) в его , и ныне продолжающейся, вечной жизни.
Заморачиваться конечно не стоит, но смысл очень даже содержит так как наша Пасха всегда либо опаздывает, либо совпадает с другими Пасхами, но не опережает их. Таинственным образом ) это совпадает с тем, что наша весна приходит тупо позже европейской. И наша Пасха не бывает в марте.
Кстати, я люблю наблюдать за погодой, так как я выращиваю розы сход снега для меня актуален всегда.
И в 10 году был очень удивительный момент - был невероятно снежный год, и весь март падал снег - его было дикое количество. Казалось он не растает никогда. Но я помнила примету что ранняя Пасха - ранняя весна, и думала- ну какая фигня такое количество снега не растает до середины мая.
Однако в конце марта включилось солнце и снег исчез буквально за неделю и к 4 апреля к Пасхе его не было! Питерцы должны помнить, что тогда был потоп и все стояли в очередях за резиновыми сапогами. Реально это было чудо.
А потом в 13 году, хотя снега было совсем не так много как в 10, Пасха была поздняя - майская, и снег тупо лежал до мая, хотя его стандартный сход середина апреля
Так что да - просто традиции))