Цитата: zhyks от 08.06.2017 06:50:06Итак, отсутствие сотовой связи не делает Аристотеля еще более древним или античным.
Но чем наше время отлично от времен Аристотеля в социальном и общественном плане?
(у Аристотеля любое общество следствие "общения"- однокоренного слова "общество")
.
-в те времена недостаток математического аппарата замещался более длинными и детальными логическими построениями. Поэтому изложение кажется затянутым и чрезмерно подробным. (боюсь, что людям вебреальности его вообще не воспринять)
.
-у Аристотеля верх структурирования заканчивается на государстве-царе (семья, селение, государство).
Что за пределами- варвары. А так как у варваров отношение к женщине как к рабыне, то и естественно варварам быть рабами по отношению к грекам.
.
Как перенести Аристотеля на сегодня в мире?
-есть метрополия и варвары
или
-есть государства-господины и государства-рабы.
.
То есть отношение (общение) в формате господин-раб не закончились ни по времени, ни на государстве. А сопровождают все "общение" по Аристотелю. Только не надо его идеализировать более, чем у самого Аристотеля.
АРИСТОТЕЛЬ
.
+
В чем было отличие "греков" от "варваров" и в чем сегодня отличие "развитых" и "развивающихся" стран?
В те времена наличие строя или государственного рабства было обосновано структурой товарно-денежного оборота. Не было другого способа обеспечить его симметричность и непрерывность. Сегодня эта причина -рудимент.
.
Достаточно бесплодными ( заводящими рассуждальщиков в пессимизм от сожалений об утеряной "древней простоте" ) проекциями по сути еще племенных форм организации социумов уже на полисную форму совместного общежития, а средний полис греческого города-государства это лишь несколько тысяч жителей - т.е. максимальная форма отчуждения или анонимности жителей всего одно рукопожатие, знималсь многие "древние греки". И Платон в т.ч.
Все их "демократии" и "царства" известных размеров. По нынешним мерка совершенно игрушечных размером крупного ПГТ или мелкого городка.
Внятных описаний, а тем более анализа более масштабных социумов, например египетского того времени, уже тогда на несколько миллионов жителей у них нет.
Рассуждения проективны на материале жизни греческих полисов масштабы известны - у Платона "идеального государство" порядка 5000 домохозяйств, т.е. максимум несколько десятков тыс жителей.
Причем это не только жителей самого полиса, но и округи.
Вот на этом и начинаются и заканчиваются всевозможные рассуждения о "политиях" - Египет того времени уже что-то невообразимое и весьма мифологизируемое, а Вавилон ( миллионник своего времени ) так уже просто самый настоящий ужасужасужас, шокировавший попадавших туда носителей племенного еще сознания и не только греков само собой.
Не знаю, что может дать бесконечного проецирование некоей т.н. "государственности" масштабов крупного ПГТ на современные социумы больших государств на десятки и даже уже сотни миллионов населения, когда пройден не один порог перехода в новые качества сложности организации, порождающие и структуры и отношения другого типа, необходимые для поддержания самоорганизованной целостности обществ таких масштабов.
ЗЫ. Вполне естественно что чем больше масштабы экономики, тем глубже общественное разделение труда + техпрогресс и в свое время.
Выделяются профессионально "менялы", плохие, вечно обжуливающие и обманывающие "производителей" и наивных покупателей, особенно в злокозненно придуманными ими местах торжищ - злые "хремасты".
Естественно, что обменные отношения все более проникают во все сферы жизни, как и не прекращаются стоны по поводу их "бесчеловечности" ( вот не хочет злобный продавец или хуже того "меняла-хремаст"
уступать покупателю в его хотелках ). Вгах всего человечества адназначно.
Но вот как без них должны быть организованы постоянные масштабирующиеся формы и объемы обменных отношений у Аристотеля и иже с ним как-то не понятно, видимо лучше вести "простое" натуральное хозяйство, или менялам всех мастей стать "хорошими".
Что это значит с экономической т.з. зрения довольно сложно ухватить по сей день, поскольку само содержание деятельности по обмену это образование маржи у "менял", а камлания на темы "справедливых цен" или сделок по сей день не утихают, но как и встарь носят больше риторический характер в процессе торга.
ЗЫЫ. Рабство, являющееся прежде всего систематическим использованием людей в производящей деятельности с использованием насильственного принуждения, просто экономически неэффективно и даже бессмысленно в экономике высокой производительности труда, где человек уже давно не является непосредственным источником "рабсилы" почти уровня тяглового животного ( это основа рабства, хотя возможно и некая "симметричность с непрерывностью" ).
Порог, когда затраты на содержание самой системы принудительного труда ( а в крупных социумах подобные подсистемы отнюдь не дешевое удовольствие ) превышают затраты на рабочую "вольнонаемную" рабочую силу уже пройден.
Обсуждать рудименты почти уровня "сексуального рабства" конечно занятие весьма бывает, увлекательное, видимо для кого-то.