Цитата: Иванов Иван от 21.08.2017 14:53:52Вопрос: кто виноват, что инструкции и нормативы для ВС и для "гражданки" отличаются?
Так вот - открою маленькую тайну - только она ни для кого не тайна - как и в случае с водителями, перевозящими более 8 пассажиров.
На "гражданке" - нужен стаж три года. В ВС РФ - пройти курсы переподготовки. Кажется, двухнедельные. Просто при наличии в/у . Даже если они получены накануне призыва.
Так и в авиации такая же картина.
Так что - в соответствии с НПА - КВС имел достаточно опыта. Нарушений в этом плане - нет.
Как и в случае с катастрофой хоккейной команды - нарушений - не было. КВС переподготовку прошел. Но память, навык, отработанный до автоматизма, на уровне рефлексов - подвел. Кто виноват?
пруфЦитатаОтметим, что наиболее вероятная причина трагедии
(ростовской, прим. от меня) была установлена экспертами Межгосударственного авиакомитета (МАК) еще в прошлом году. Большинство участников расследования сегодня полагают, что управлявший Boeing командир Аристос Сократуос, пытаясь увести машину на круг после неудавшейся посадки в Ростове-на-Дону, потерял ориентировку в пространстве и направил самолет вниз, вместо того чтобы набирать высоту. Опытный пилот, как полагают эксперты, оказался во власти своих соматогравитационных иллюзий. Иначе говоря, стал игнорировать показания приборов, прислушавшись к собственным физиологическим ощущениям. Вестибулярный аппарат и «подсказал» летчику ошибочное направление движения к земле.
Потеря летчиками ориентировки по статистике становится причиной каждой десятой авиакатастрофы. Например, иллюзии, как было установлено экспертами, заставили совершить смертельный маневр военного пилота Романа Волкова, выполнявшего 25 декабря 2016 года авиарейс из Москвы в Сирию. Его Ту-154Б спикировал в Черное море после взлета из аэропорта Сочи, в результате трагедии погибли 92 человека.
При этом объяснить, почему опытные пилоты, прекрасно знающие, что доверять в воздухе можно лишь приборам, оказываются во власти иллюзий, эксперты до сих пор не могут. Авиарасследователям известны лишь способствующие возникновению иллюзий факторы, такие как отсутствие видимых ориентиров на земле, скрытая за облаками или в темноте линия горизонта, усталость летчика либо пережитый им нервный стресс.
----------------------------------
В таких случаях слово "виноват" я считаю неуместным. По крайней мере, по отношению к экипажу. Тут подходит слово "причина".
Про разные инструкции в ГА и военной авиации. Задачи у этих авиаций разные. В военной авиации задача - выполнить боевое задание во всех случаях. В ГА - обеспечить безопасн6ость полетов. Соответственно, подготовка и интсрукции. Военные считают, что пилот с таким опытом справится с заданием, а в ГА считают, что нет.
Причина? Много разных организационных причин, в том числе мало статистики, мало опыта в военной авиации. Конечно, РЛЭ и методика выполнения полетов на данном самолете одна, как у военных, так и у гражданских. А вот выполнение этих рекомендаций в особых обстоятельствах зависит исключительно от опыта. Как, впрочем, и везде. У выпускника автошколы и опытного водителя знания ПДД равные, но ездят они поразному.
Теперь о расследовании и потере пространственной ориентировки.
Небольшое отступление. Смотрел по Нэшенал Джеграфикэл " Расследование авиационных катастроф" . Дело известное. Ночью самолет попадает в облако вулканического пепла. Двигатели останавливаются. После снижения двигатели запустил. Потом снова двигатели остановились. Но всё-таки до аэродрома дотянули, благополучно приземлились. Как Вы думаете, что первым делом сделал экипаж? Радостно выскочил из самолета? Выпил водки за спасение? Нет. После остановки самолета долго изучали инструкции по эксплуатации, не нарушили ли они чего. Чтобы избежать обвинений и ответственности. Это я к чему. Страх быть обвиненным, а соответственно, виноватым в летном происшествии, на экипаж действует так же, как и другие неблагоприятные условия полета. Иногда даже сильнее. Вот это и назывется человеческий фактор в управлении. Экипаж, в случае допущенной ошибки, делает всё, чтобы скрыть эту ошибку. Отсюда, казалось бы, неадекватность действий. Из сложной ситуации в полете есть вероятность выйти, а наказания за допущенную ошибку избежать невозможно.
Я не знаю материалов расшифровки параметров полета. Могу только предполагать. После отрыва, в кабине произошло что-то, которе заставило весь экипаж прервать на какое-то время заниматься своими обязанностями. После осознания ситуации, экипаж (пилоты) вернулись к упарвлению самолетом, но пока они восстанвливали свою пространственную ориентировку, самолет упал. Времени было мало.