Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,323,419 16,266
 

  Иванов Иван ( Слушатель )
10 янв 2019 07:17:39

Санкции махнули «черным крылом»

новая дискуссия Статья  175

Самолет МС-21 может остаться без импортных композитов
ЦитатаКак выяснил “Ъ”, санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России, но для этого нужны длительные ОКР и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант — заменить композиты на металл, но в ОАК это рассматривать не хотят и утверждают, что решат вопрос. Эксперты согласны, что отказ от «черного крыла» лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась Счетной палатой в 438 млрд руб.
Санкции США в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и АО «ОНПП "Технология" имени Ромашина» («Ростех») поставили под угрозу создание композитного «черного крыла» для текущего ключевого перспективного проекта в российском гражданском авиапроме — самолета МС-21. О сложностях с поставками импортных композитов “Ъ” рассказали два топ-менеджера отрасли и подтвердил высокопоставленный чиновник в аппарате правительства. По их словам, ряд компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, шли из США и Японии, но недавно под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries.
МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Сейчас готовы три опытных образца МС-21-300 с «американской» нитью, четвертый самолет в стадии сборки. Весь проект, как писал “Ъ” 5 октября 2018 года, Счетная палата оценивала в 438 млрд руб.

«Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов, обсуждаются пути решения проблемы»,— уточнил один из собеседников “Ъ”. Вариантов немного, признается другой, с учетом «весьма крепких» американо-японских отношений рассчитывать на возобновление поставок не стоит: «Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее». Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести ОКР и найти станочно-производственный парк, подчеркивает он, «а это приведет к сдвигу сроков вправо как минимум до 2025 года».
Второй вариант — подключение к импортозамещению структур «Росатома», «они уже обещали рассмотреть варианты оказания помощи». По данным “Ъ”, проблема обсуждалась на совещании с участием чиновников правительства, структур ОАК и «Ростеха», а также «Росатома». По итогам «композитный дивизион» «Росатома» (Umatex) согласился участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21, заказчиком работ станет «Аэрокомпозит». Но, как заметил один из собеседников “Ъ”, сейчас в РФ нет предприятий, производящих такие авиакомпоненты, и прогнозировать сроки для ОКР крайне сложно.
Третий вариант — самый радикальный: по сведениям “Ъ”, ЦАГИ и НИЦ им. Жуковского предложили избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократит сроки задержки программы, но «убьет композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера», говорит собеседник “Ъ”. Также, по мнению источников “Ъ”, замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21: необходим повторный цикл испытаний, что скажется и на сроках.
В «Росатоме» не стали комментировать ситуацию.
В «Ростехе» называют проблему «надуманной»: «Есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. Без необходимых материалов авиастроение в любом случае не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается». Отвечая на вопрос о том, правда ли, что японская компания под давлением США перестала поставлять в РФ композиты, которые использовались в крыле МС-21, в аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили “Ъ”: «В правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует».
В ОАК связывают санкции в отношении «Аэрокомпозита» с конкуренцией в нише высокомаржинальных среднемагистральных самолетов. «Эта гражданская компания никак не связана с ОПК, после включения "Аэрокомпозита" в санкционные списки мы начали процедуру обжалования»,— подчеркивают в корпорации. В РФ есть мощности, компетенции и поставщики, необходимые для создания полимеров, при финансовой и организационной поддержке Минпромторга осваивается цепочка производства, заверяют в ОАК.
«Замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена дополнением к сертификату типа без изменения сроков сертификации»,— утверждают в корпорации, обещая выдержать сроки поставок МС-21 «Аэрофлоту», которые запланированы на 2020 год. В Минпромторге «присоединились» к комментарию ОАК, в «Аэрофлоте» и Росавиации отказались обсуждать ситуацию.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что создание МС-21 без композитного крыла не имеет смысла, поскольку «есть готовый Ту-204 с металлическим крылом без санкционных рисков», незначительное перепроектирование под двигатель ПД-14 позволит повысить его эффективность. Но это не приведет к созданию лайнера, «конкурентоспособного в сравнении с новейшими Boeing и Airbus». Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве «черного крыла»: тогда перед самолетом откроется не только российский, но и другие рынки, в том числе иранский. Эти технологии важны и для кооперации с Китаем по дальнемагистральному CR-929, добавляет Олег Пантелеев, так как «без крыла участие России в совместном проекте будет выглядеть довольно бледно».

Коммерсант
Исходя из источника - надо делить проблемы как минимум на два. Если не на пять.
  • +0.16 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  Валерий Васильевич ( Слушатель )
10 янв 2019 08:05:00

Хм... а ведь были победные реляции, типа, это черное крыло полностью наше и все материалы наши... технология производства наше... ппц Позор
Ну я и радовался, реально этому...
И че теперь? Титан запрещаем? Или низзя?
  • -0.29 / 24
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
10 янв 2019 09:17:42

То что на опытных прототипах используются иностранные композиты было известно с самого начала. 
Производство крыла наше, технология наша.

И задолго до анонимного всепропального наброса "Коммерсанта" (в правдивости которого тоже есть сомнения) была начата работа по импортозамещению и в этом компоненте. Теперь она просто будет ускорена.

В июне прошлого года новые российские композиты для МС-21 уже проходили испытания, значит ОКР по ним была запущена несколько лет назад:

ЦитатаРоссийские композиты: опубликованы подробности изготовления крыла MC-21
01.06.2018



Российские предприятия авиакосмической отрасли планируют заменить все иностранные композиты на отечественные материалы. Новинки российской индустрии также применят при изготовлении крыльев лайнера МС-21. Подробности сообщило издание Aviation week.

Российские предприятия авиакосмической отрасли планируют заменить все иностранные композиты на отечественные материалы. Новинку российской индустрии также применят при изготовлении крыльев лайнера МС-21. Подробности сообщило издание Aviation week.

Российские компании Umatex и «Препрег-СКМ» (входят в ГК «Росатом» и «Роснано») планируют заменить все иностранные композиты, которые используются при строительстве лайнера МС-21. Предприятия рассчитывают, что их передовая композитная продукция сможет пригодиться при создании элементов механизации крыла МС-21. На данный момент материалы проходят испытания.

Umatex разрабатывает технологичную продукцию и планирует использовать свои наработки в более крупных элементах каркаса воздушного судна. Главная цель компании – внедрить в работу углеродное волокно, ткань, а также предварительно пропитанные материалы отечественного изготовления.  Также компания стремиться повысить добавленную ценность продукции, а потому собирает охватить весь цикл производства углеродистых волокон – от НИОКР до изготовления конечного изделия. Руководство Umatex ожидает, что к 2025 году потребность России в композитах для авиапромышленности возрастет с 200 до 400 метрических тонн в год.

На данный момент МС-21 использует композитные материалы, которые изготавливают японские и западные компании. Например, Toray и Solvay. Из композитов делают центроплан, консоль крыла, а также вертикальную и горизонтальную хвостовую часть самолета.

Компания «АэроКомпозит» готова предложить МС-21 технологическую новинку – изготовление крыла лайнера при помощи вакуумной инфузии. Технология разработана российским предприятием при участии компании Solvay. Процесс создания крыла таким методом включает в себя выкладку углеродной ленты и ее пропитку эпоксидной смолой под низким давлением. Механизацию крыла из композитов будут изготавливать методом автоклавного формования. Большую часть оборудования спроектировала компания «АэроКомпозит». В ходе статических испытаний в ЦАГИ, крыло выдержало нагрузку на 32% превышающую предельную расчётную.

https://politexpert.…ryla-mc-21

Кроме компаний «Umatex» и «Препрег-СКМ» разработкой новых композитных материалов для авиакосмической отрасли в России занимаются «ИНУМиТ» (Институт новых углеродных материалов и технологий) и «ИТЕКМА», а также ряд других НИИ:
http://inumit.ru/
http://itecma.ru/


Крыло МС-21 полностью делается в России, в Ульяновске:





Для сравнения, на американских Boeing-787 крыло полностью делается в Японии из японских материалов:



_____________________________________________________

Решили заранее подсуетиться с материалами уже сейчас (вернее даже несколько лет назад начата работа в этом направлении), а не в 2021-2022 - это хорошо и правильно.Улыбающийся

По поводу "титан запрещаем?" - это на зло бабушке отморозить уши. Ну будет в западных лайнерах китайский титан вместо нашего, нам какая от этого выгода?  

...



Да ладно вам. Я же не первый год на сайте и знаю кто что из себя представляет. У вас всего 166 сообщений на форуме, но значительная часть пропитана негативом.
Вы в этой ветке появлялись в основном с целью опубликовать набросы в стиле "а правда что Ил-114 намного хуже бомбардье q400?", "из-за низкой исправности суперджетов провалили лето" и попричитать "позор", "докатились", "гнать правительство поганой метлой".

https://glav.su/foru…age5106421
https://glav.su/foru…age5050750
https://glav.su/foru…age5049989
https://glav.su/foru…age4993685
https://glav.su/foru…age4942672
и т.д.

Когда у России крупные успехи в авиапроме - вас не видать, а как только появляется проблема или даже слух о проблеме, вы тут как тут и на основе не подтвержденных слухов поспешно пишете ваш всепропальный вердикт "ппц" со смайликом фэйспалма.Улыбающийся

Точно так же на Сирийской ветке есть несколько товарищей, которые всегда молчат, когда у САА и МО РФ и союзников крупные успехи. Но стоит появиться малейшей проблеме, малейшему успеху террористов или хотя бы всепропальному слуху от всяких оппозиционеров - они тут как тут, смакуют набросы и причитают "печально", "всё плохо". 

Модераторам даже пришлось вводить новое правило - пока нет официального подтверждения потерь со стороны САА и РФ, никаких обсуждений на эту тему вести нельзя. Ибо повылезали тролли, которые начали набрасывать лживые слухи "убито 100500 русских солдат, позор!", а другие тролли легитимизировали эти набросы своими поспешными заключениями "это очень плохо! я опечален! позор! разогнать генштаб!".
_____________________________________________________
_____________________________________________________

Вообще всепропальным набросам анонимных источников "Ведомостей" и "Коммерсанта" нет смысла верить. 
Прошлый наброс был про якобы ужасные трещины во всех двигателях SaM-146. 

Я его разбирал вот тут:
https://glav.su/foru…age5098611

А потом выяснилось, что проблемы с французскими комплектующими были лишь у небольшого процента двигателей и они давно уже решены компанией Safran: 
https://glav.su/foru…age5123082

Было ли об этом известно журналистам из "Ведмостей"? Наверняка. Но они ничего про это не сообщили, а наоборот попытались раздуть из мухи слона, нагнали пессимизма, чтобы бросить тень на всю программу Суперджета. 

Позитивные факты скрывают, небольшие негативные факты раздувают до огромного уровня. И всё что им не хватает - это распространения. Вот как лидер антироссийских оппозиционеров Навальный говорил - вы не рефлексируйте, вы распространяйте. Так и причитальщики своими "я очень опечален" по сути пытаются легитимизировать набросы (якобы им можно верить, ведь не будешь же опечален от заведомой лжи).

...

Предлагаю на набросы не вестись и обсуждать только официальные заявления ОАК, ГСС, Иркут и т.д.  
Были, есть и будут проблемы у программ Суперджета и МС-21? Безусловно. Но это абсолютно нормально в любой стране, которая пытается что-то делать.  

В авиапроме СССР, например, было огромное количество всевозможных проблем, вплоть до фатальных, но все они не афишировались в прессе, просто постепенно решались. 
Представляю какая истерика была бы у обывателей в советское время, если бы они узнали, с какими сложностями столкнулась программа Су-24. Только на летных испытаниях разбилось 14 (!) таких самолётов, погибли 13 летчиков-испытателей и штурманов ОКБ П.О. Сухого. В первые годы после принятия Су-24 на вооружение, показатель его аварийности был 5-6 падений в год.  
Если бы сейчас хотя бы 1 наш новый самолёт разбился на испытаниях, истерики в СМИ было бы на полгода. А тут 14 разбились на испытаниях, потом 5-6 падали в год, и ничего, постепенно довели бомбардировщик до рабочего состояния. В Сирии был его звёздный час и лебединая песня. Вот один из Су-24 ВКС РФ - 1000 реальных боевых вылетов в 2015-2016:




Китай со всеми своими бешеными миллиардами никак не доведет ARJ-21, а ведь взлетели они одновременно с Суперджетом и новизны там меньше (по сути перелицованный старый американский DC-9 с новыми американскими двигателями). И ничего, китайцы спокойно решают проблемы. Да, ввод самолёта в эксплуатацию у них получился на 7-8 лет позже изначально намеченного срока.  А C919 оказался перетяжелён. Но они не сдаются, продолжают решать проблемы по мере их поступления.

Так и в случае с нашими программами. Уверен, что разные проблемы будут возникать, они будут решаться. Оппозиционные жураналисты будут изо всех сил пытаться раздувать проблемы, генерировать упаднические настроения. Уж сколько дерьма было вылито на Суперджет, а он стал успешным проектом и продолжает развиваться.  МС-21 только в самом начале пути, его как и любой другой российский проект тоже ждут тонны негатива, лжи и передёргиваний со стороны оппозиции. 

Собака лает, ветер носит, а караван идёт дальше.Улыбающийся
  • +0.41 / 47
  • АУ
 
 
 
  Валерий Васильевич ( Слушатель )
10 янв 2019 09:33:01

Ну дай бог, а то новость чет совсем опечалила...
  • -0.19 / 14
  • АУ
 
 
  Regis ( Слушатель )
10 янв 2019 09:28:57

Теперь - не тупить и ждать официальных заявлений.
По факту, какой то источник, кому-то сказал, что с какими-то деталями проблема.
Информации 0.
А дальше выводы на две страницы.
  • +0.09 / 3
  • АУ
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
10 янв 2019 10:15:04

Именно. Потому что никто ни от чего не отказывается - у МС-21 будет "чёрное крыло", как и планировалось.
https://tass.ru/ekonomika/5984694
ЦитатаОАК не планирует отказываться от использования композитов в крыле самолета МС-21


Ранее газета "Коммерсантъ" написала, что санкции США в отношении "Аэрокомпозита" привели к прекращению поставок из Америки и Японии материалов для композитного крыла


МОСКВА, 10 января. /ТАСС/. Объединенная авиастроительная корпорация не отказывалась и не планирует отказываться от использования композитных материалов в конструкции крыла авиалайнера МС-21. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе ОАК.


"От использования композиционных материалов в конструкции крыла самолета МС-21 никто не отказался и не планирует отказываться", - сообщили в ОАК.
Ранее газета "Коммерсантъ" написала, что санкции США в отношении "Аэрокомпозита" привели к прекращению поставок из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. ОАК и Ростех рассматривают несколько вариантов выхода из положения, один из них - отказ от композитов и замена их на металл.
В ОАК также сообщили, что начали процедуру обжалования решения по санкциям против "Аэрокомпозита".


"Не секрет, что абсолютно гражданская компания "Аэрокомпозит" никоим образом не связанная с ОПК, была ранее внесена в санкционные списки США. По-видимому, появление еще одного сильного игрока в высокомаржинальной нише среднемагистральных самолетов с новейшим продуктом вызывает опасения у ведущих игроков на мировом рынке", - полагают в ОАК.


"После включения "Аэрокомпозита" в санкционные списки мы начали процедуру обжалования этого решения. Подобные решения - это использование санкционной риторики в конкурентной борьбе в высокотехнологичных отраслях", - добавили в корпорации.
  • +0.18 / 12
  • АУ