Видео - киномонтаж. Авария известная. Это был первый пуск 18М. Дело было уже очень давно, 21.03.86. Прошла команда АПП (аварийное прекращение пуска), хотя процесс шел нормально. Ошибка в циклограмме команд подготовки и проведения пуска.
На ракете реализован "химический" наддув баков. Это когда в бак горючего подается окислитель, в бак окислителя горючее, а повышение давления в подушке бака происходит за счёт химической реакции. По изустной истории при сборке ракеты молодой технолог (как водится отличница, красавица, комсомолка) обнаружила, в КД этот самый "химический" наддув и решила, что это ошибка. Не может же окислитель подаваться в бак горючего и наоборот потому как компоненты самовоспломеняющиеся и всё моментально взорвётся.
А по существовавшим тогда и существующим сейчас правилам при обнаружении ошибки в КД эту ошибку разрешается устранять до корректировки КД. В общем технологию написали "как правильно", ведомость замечаний (или что-там было оформили) и собрали. Пока суть да дело, ведомость неторопливо рассматривали, а ракету приняли, отправили и пустили. Результат на видео. Предстартового наддува не было, мембранные клапаны на входах двигателей не прорвались, соответственно двигателя не запустились. Примечательно, что ракета вошла аккурат обратно в ТПК. Крышку весом в 170 тонн отбросило метров на 100 P.S. А девочке-технологу дали хорошую премию...
Цитата: перегрев от 05.01.2020 11:11:48На ракете реализован "химический" наддув баков. Это когда в бак горючего подается окислитель, в бак окислителя горючее, а повышение давления в подушке бака происходит за счёт химической реакции. По изустной истории при сборке ракеты молодой технолог (как водится отличница, красавица, комсомолка) обнаружила, в КД этот самый "химический" наддув и решила, что это ошибка. Не может же окислитель подаваться в бак горючего и наоборот потому как компоненты самовоспломеняющиеся и всё моментально взорвётся.\n\n А по существовавшим тогда и существующим сейчас правилам при обнаружении ошибки в КД эту ошибку разрешается устранять до корректировки КД. В общем технологию написали "как правильно", ведомость замечаний (или что-там было оформили) и собрали. Пока суть да дело, ведомость неторопливо рассматривали, а ракету приняли, отправили и пустили. Результат на видео. Предстартового наддува не было, мембранные клапаны на входах двигателей не прорвались, соответственно двигателя не запустились. Примечательно, что ракета вошла аккурат обратно в ТПК. Крышку весом в 170 тонн отбросило метров на 100 P.S. А девочке-технологу дали хорошую премию...
Вот так и рождаются байки. А на самом деле "не выиграл, а проиграл, и не в спортлото, а в преферанс..." Это Вы со второй аварией перерутали, но и там было несколько не так.
Цитата: НАлЕ от 05.01.2020 13:00:09Вот так и рождаются байки. А на самом деле "не выиграл, а проиграл, и не в спортлото, а в преферанс..." Это Вы со второй аварией перерутали, но и там было несколько не так.
Возможно. Я ж говорю, нарратив. Правда от непосредственных участников МВК, которые непосредственно на местах работали по выяснению причины. В обоих случаях не произошел предстартовый наддув, то что первый раз списали на то, что не прошла команда, то дело такое... Последние две аварии Союза списали на "взрыв кислородного насоса двигателя третьей ступени" и что, прикажите этому бреду верить? Хотя в акте в МВК прям чёрным по русскому так и написано и все подписали... Есть обоснованное мнение непосредственных участников событий, что и в первый раз было тоже самое, что и во второй
Цитата: перегрев от 05.01.2020 13:36:56Возможно. Я ж говорю, нарратив. Правда от непосредственных участников МВК, которые непосредственно на местах работали по выяснению причины. В обоих случаях не произошел предстартовый наддув, то что первый раз списали на то, что не прошла команда, то дело такое... Последние две аварии Союза списали на "взрыв кислородного насоса двигателя третьей ступени" и что, прикажите этому бреду верить? Хотя в акте в МВК прям чёрным по русскому так и написано и все подписали... Есть обоснованное мнение непосредственных участников событий, что и в первый раз было тоже самое, что и во второй
А как тогда объяснить, что и поддон с опорами не отделился? Им-то наддув не нужен был. И никаких проблем по ДУ первой ступени не было, что показал успешный полет второй ракеты до момента запуска МД-2.
А никак. Небесспорность тезиса, что в системе всегда присутствует только один дефект практика демонстрировала неоднократно. Кроме того
Цитата: НАлЕ от 05.01.2020 13:40:50Им-то наддув не нужен был. И никаких проблем по ДУ первой ступени не было, что показал успешный полет второй ракеты до момента запуска МД-2.
Ну со слов непосредственных участников историю с перепутом на первой ступени ввиду его скандальности без шума и пыли кулуарно притихарили, но, как часто бывает в таких случаях где-то, что-то кто-то недосмотрел...
Цитата: перегрев от 05.01.2020 14:01:06А никак. Небесспорность тезиса, что в системе всегда присутствует только один дефект практика демонстрировала неоднократно. Кроме того
Цитата: перегрев от 05.01.2020 14:01:06Ну со слов непосредственных участников историю с перепутом на первой ступени ввиду его скандальности без шума и пыли кулуарно притихарили, но, как часто бывает в таких случаях где-то, что-то кто-то недосмотрел...
Со слов непосредственных разработчиков и участников, историю незапуска МД-2 "кулуарно притихарили" благодаря другому скандалу, разразившемуся после аварии №2 ЛИ, о чем уже сказал выше.
Цитата: НАлЕ от 05.01.2020 14:12:36По ссылке четко написано, что не прошла команда, а не то, что команда прошла, но из-за перепута наддув не состоялся:
По ссылке написано, то что написано в официальных документах. Кроме того, по ссылке хорошо видно "неотделившийся" поддон, который, по ссылке, вполне себе отделился
Цитата: НАлЕ от 05.01.2020 14:12:36А не прошла она, потому что ошибся Харьков в циклограмме, а "птенцы гнезда Грачева" это дело прохлопали...
Я ж не спорю, Харьков так Харьков. Кстати, а предварительный наддув баков осуществляется когда ракета уже вышла или еще на земле?
Цитата: НАлЕ от 05.01.2020 14:12:36Но ни к Радовскому, но к Галасю после первого поуска особых замечаний не было. Сначала грешили на то, что тросик, выдергивающий разъем АПП каким-то хитрым образом расстыковался (карабинчик там был такой молюсенький0, но это сняли, когда харьковчане нашли свою ошибку.
Со слов непосредственных разработчиков и участников, историю незапуска МД-2 "кулуарно притихарили" благодаря другому скандалу, разразившемуся после аварии №2 ЛИ, о чем уже сказал выше.
Угу. А отсутствие сигнала с реле наддува должно формировать команду аварийное прекращение пуска. Но не сформировало, при этом вопрос являлось ли наличие сигнала с реле наддува обязательным условием для формирования команды на запуск двигателя, за давностью лет, можно считать риторическим. Впрочем я не настаиваю, байка так байка, хотя случаев когда истинную причину аварии "замазывали" в силу различных обстоятельств – вагон и маленькая тележка. Что в советское время, что в постсоветское.
Цитата: перегрев от 05.01.2020 15:44:00... хотя случаев когда истинную причину аварии "замазывали" в силу различных обстоятельств – вагон и маленькая тележка. Что в советское время, что в постсоветское.
С этим не поспоришь. На той же 18М попытка "замазать" некоторые вещи чуть не закончилась полной катастрофой в плане боеспособности серийных ракет. Это когда из-за щепетильности некоторых товарищей выявили то, что иногда сопла ГРС 2-й ступени разрушаются при работе. Это объяснило аномалии отделения СР в некоторых пусках, которые были признаны успешными (поэтому не сильно-то и хотелось многим копаться в этих аномалиях) и объяснили две аварии, причины которых были "замылены".
Собственно неважно где это взяли, но ссылка подтверждает, что не пришла команда и ничего не говорит о том. что пришла, но не была выполнена из-за перепута.
Цитата: перегрев от 05.01.2020 14:55:12. Кроме того, по ссылке хорошо видно "неотделившийся" поддон, который, по ссылке, вполне себе отделился
Цитата: перегрев от 05.01.2020 14:55:12Я ж не спорю, Харьков так Харьков. Кстати, а предварительный наддув баков осуществляется когда ракета уже вышла или еще на земле?
Люблю я наши "городские легенды". "Ненорма СОБ"(а наддув там) - это ведь где-то в тех "АПП 0...N", которые обратимые, если правильно помню? Стояла бы она на месте, как родная. Не дергаясь с места. А раз уж пошла, значит "норму" получила. Но "своя девочка" у каждой аварии - это да, всегда было, есть и, наверняка, будет - . ПыСы Я за версию НАлЕ - она правильная, кмк. Видимый факт - движки не пошли и признаков подачи компонентов нет. Судя по длине "торчавшего конца" в момент начала воспламенения - пробитие бака/-ов где-то в районе нижнего яруса люльки ВА. До того - отвесно в ТПК входила. Так что вполне возможно, что не наддува не было, а на "раскрутке" застопорилось. Мембраны (пиро, скорее, чем мех.) - наверное, да. Отсель и девочка.
Цитата: Сердобольный от 05.01.2020 13:20:11Люблю я наши "городские легенды". "Ненорма СОБ"(а наддув там) - это ведь где-то в тех "АПП 0...N", которые обратимые, если правильно помню? Стояла бы она на месте, как родная. Не дергаясь с места. А раз уж пошла, значит "норму" получила. Но "своя девочка" у каждой аварии - это да, всегда было, есть и, наверняка, будет - . ПыСы Я за версию НАлЕ - она правильная, кмк. Видимый факт - движки не пошли и признаков подачи компонентов нет. Судя по длине "торчавшего конца" в момент начала воспламенения - пробитие бака/-ов где-то в районе нижнего яруса люльки ВА. До того - отвесно в ТПК входила. Так что вполне возможно, что не наддува не было, а на "раскрутке" застопорилось. Мембраны (пиро, скорее, чем мех.) - наверное, да. Отсель и девочка.
Да там даже поддон с опорами не отделился. А то, о чем говорит Перегрев, было на втором пуске. Но было это уже при запуске ДУ второй ступени. Перепут магистралей и предварительный наддув не состоялся. При этом рулевики таки запустились, тем самым обеспечив разделение первой и второй ступеней и вызвав ... грандиознейший скандал с прожогом газоотводных лотков. Благодаря этому скандалу виновники перепута слабо пострадали.
А ведь - да. Хрен с ним, что вся наземка взята "из другого кино" с чистой 18-й и не на той ШПУ снятом, так и поддон сначала улетает (скрин в посту выше), а потом вдруг "внезапно" становится на место
Ну тут я - пас. Я только вижу, что сначала приехали "головастики", а потом показывают заправку.
Цитата: Сердобольный от 05.01.2020 14:53:11так и поддон сначала улетает (скрин в посту выше), а потом вдруг "внезапно" становится на место ... вместо такого вида ...
Справедливости ради. Обратный ход в шахту - это те же кадры выхода, но прокрученные в обратную сторону. Чтобы сильно в глаза не бросалось их и разделили кадрами, где мелькает уходящий поддон.
Нет, кадры разные. Когда идёт движение изделия вниз, то и ошмётки тоже падают вниз. Если бы кадры прокручивались в обратную сторону, то и ошмётки летели бы вверх.
Цитата: anik от 05.01.2020 16:21:07Нет, кадры разные. Когда идёт движение изделия вниз, то и ошмётки тоже падают вниз. Если бы кадры прокручивались в обратную сторону, то и ошмётки летели бы вверх.
На видео видно, что изделие возвращается в шахту с поддоном. История-то известная: сергеевская фирма ошиблась. 8К67, 15А15 и 15Ж44 до этого тоже ныряли.