После Первой Мировой Войны, одной из самых разорённых стран в Европе была Германия. Задавленная репарациями, действительно униженная, с бушующей инфляцией, жуткой безработицей и социальными катаклизмами, она с трудом пыталась встать на ноги.
Существовавшие у власти группы пытались найти различные выходы из создавшегося положения.
Выходы были разные и требовали разных средств. Одна из таких групп сделала ставку на возрождение немецкой промышленности на новом уровне. И если к тому времени уже был преодолён стереотип начала девятнадцатого века: "сделано по-немецки - значит дёшево и плохо", то теперь стояла задача сделать так, чтоб вывести качество немецких товаров на недосягаемый для конкурентов уровень.
И для этого в маленьком тихом городке Веймар в апреле 1919 года была открыта "Школа строительства и художественного конструирования - Баухауз". А её директором был стал известный ещё с довоенных времён архитектор Вальтер Гропиус. Обращаю ваше внимание, что школа была открыта в то время, когда ни у кого из художников не было и не могло быть средств на её открытие. Поэтому, когда о ней пишут, то обычно забывают сказать, что без спонсорства со стороны одной из групп немецких промышленников она возникнуть не могла в принципе.
Перед преподавателями школы стояло несколько непростых задач.
1. Необходимо было создать такие товары, которые были бы просты и дёшевы в производстве, не требовали бы сложного оборудования и высококвалифицированных рабочих, но при этом настолько эстетически привлекательны, что это гарантировало бы повышенный спрос на них.
2. Необходим было разработать методики и принципы по которым можно было бы обучить большое количество конструкторов-художников. При этом, эти методики должны были быть просты для любого пытающегося их понять человека и в этом было главное отличие этих знаний от тех, которыми обладали древние орфики, пифагорейцы, розенкрейцеры и други парамасонские структуры. Это было необходимо потому, что посадить на каждую фабрику своего Рембрандта, Рафаэля или Эль Греко возможности нет. Такие таланты - явление единичное, а качественную продукцию нужно выпускать всем немецким фабрикам. И значит - инструкции и образцы должны быть чёткими, ясными и понятными.
Общая черта преподавателей новой школы состояла в том, что все они когда-то увлекались отказом от традиционных форм. Именно это качество позволило им создавать нечто принципиально новое. Как говорил её основатель и первый директор: «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, — здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры». Особенно хорошо дело пошло тогда, когда в 1921 году к преподавателям школы присоединился Кандинский, который привнёс увлечение супрематизмом. Дело в том, что супрематизм геометричен. Все формы в нём просты, а значит, то, что будет создано на основе этих форм, будет технологичным. Но и это ещё не всё. В основу проектирования новых вещей, кроме технологичности при производстве, был заложен принцип функциональности: вещь не только должна была легко изготовляться и красиво выглядеть, она должна была быть удобна в пользовании ею. На этих трёх базовых принципах строился весь процесс создания новых предметов. Вот несколько знакомых всем вещей, которые были созданы на основе супрематизма в Баухаузе.
Основой этих стула и кресла является отрезок стальной трубы согнутый определённым образом. При его производстве нет надобности в таких операциях, как резка и сварка металла, а количество отверстий сведено к минимуму. Я думаю, вы встречали их неоднократно и понимаете, что производятся они по сей день.
А это кресло, созданное в 1929 году для выставки в Барселоне, также выпускается по сей день и часто стоит в роскошных приёмных.
И эта конструкция вами встречалась неоднократно, а создана она была 1928 году, всё там же, всё теми же.
Знакомый светильничек, не правда ли? 1925 год. Баухауз. Эхо советского конструктивизма.
Эта конструкция была создана в 1934, Баухауз уже закрыли, но Марсель Бройер, прошедший в этой школе путь от студента до преподавателя, продолжал чтить её традиции.
"Чёрный квадрат". Марианна Брандт, Баухауз, 1930 год.
Надеюсь, форма этого предмета знакома даже тем, кто всё, чего не понимает, склонен считать именно "лохотроном" и именно "разводиловкой".
А это первая встраиваемая кухня. В 1923 году это выглядело так. Баухауз.
И это далеко не всё из того, что было придумано и воплощено в стенах той школы. Там делали и новые ткани, и новые здания с новыми интерьерами, плакаты, посуду - в общем, всего не перечислить.
У преподавания в этой школе была ещё одна особенность. Все художники, придумавшие эти предметы, должны были сами, собственными руками изготовить их в школьных мастерских. Это давало художнику понимание, какие технические процессы необходимы для воплощения их идеи в готовый предмет. Это ставило их фантазию в достаточно жёсткие условия и прежде, чем приступить к работе, они были вынуждены составить для себя техническое задание. Подробное и продуманное.
Многим наверное уже понятно, что именно в Баухаузе, в двадцатые годы прошлого века родилась новая художественная сущность. Художественное конструирование получило собственное имя - дизайн. После, уже в середине тридцатых годов прошлого века, дизайн затронул и такую важную отрасль, как типографика - наука о вёрстке. Кстати, широко известный паттерн Мондриана, который недавно обсуждался на этой ветке - это швейцарская модульная сетка, в которой часть областей закрашена в базовые цвета.
Именно поэтому дизайн отличается от живописи тем, что всегда требует технического задания и всегда функционален. К сожалению, значительная часть людей именующих себя дизайнерами, понятия не имеет о том, что они собственно делают и как будет воплощаться то, что они придумали. Владение графическими редакторами - не является дизайном. И значительная часть того, что мы видим, сделана, увы, неграмотными людьми.
Самыми непримиримыми противниками Баухауза в Германии были нацисты. Именно из-за них этой школе пришлось в 1925 году перебраться из Веймара в Дессау, а в 1932 в Берлин. А когда в 1933 году к власти пришёл Гитлер, школа была закрыта сразу и навсегда.
Преподаватели и студенты были вынуждены уехать из Германии, и их знания стали основой зарождения дизайнерских школ во Франции, Англии и США.
Часть из них переехала даже в СССР, где у них совсем по-разному сложилась судьба, но их знания и их талант тоже лёг в основу того стиля, что ныне называют "Сталинским".
А в СССР, к тому времени, откричали своё "строители нового мира", которые мечтали об "о человечестве, объединённом в единый пролетарский мозг, который способен создавать новые миры и сметать со своего пути все преграды". И стал зарождаться новый стиль, который назвали "соцреализм".
Но об этом в следующей части.