История одного перехвата
новая дискуссия
Аналитика
21.107
История одного перехвата
23 мая 2021 года войдет в анналы истории как день весьма провокационного перехвата. В воздушном пространстве Белоруссии был, в связи с подозрением о минировании, перехвачен и посажен в аэропорту г. Минск самолет компании Ryanair. Бомбы на борту не обнаружилось, но обнаружился некто гражданин Белоруссии Протасевич, причастный к созданию скандально известного телеграмм канала NEXTA, пытавшегося в свое время управлять протестами в Белоруссии.
Разумеется, такое «совпадение» не могло остаться без внимания. Учитывая жесткую позицию властей Белоруссии по отношению к лидерам протестов (значительная часть из которых прибывает в учреждениях предварительного заключения) и скандальную известность самого Протасевича ситуация не могла остаться без внимания. Внимание собственно тоже было разным, от умеренного требования провести расследование и разобраться в случившемся (посадка самолета во время транзитного полета сама по себе история нетривиальная и не часто встречающаяся), до заявлений о «воздушном пиратстве» и принуждении к посадке с использованием самолета–истребителя ВВС Белоруссии. Собственно, на этой версии случившегося, настаивает скандально известный бывший министр культуры страны, а ныне один из лидеров протеста пребывающий за рубежом Павел Латушко.
Собственно, в случайность того, что именно на этом самолете летел Протасевич верится слабо. В небе Белоруссии ежедневно пролетают десятки самолетов и в них как-правило нет значимых фигур протеста. В совпадения всегда верится слабо, а уж в такое совпадение, тем более. Собственно, именно не случайность посадки самолета и последовавшего ареста будут самыми большими претензиями, которые будут выдвинуты против властей Белоруссии и лично Лукашенко. Кто-то из комментаторов уже попытался припомнить Каддафи (но тут хоть самолет не сбит), а некоторые искали другие исторические аллюзии. И всё потому, что не тривиальной является и сама ситуация, и реакция на нее и внезапное задержание оппозиционера. Вполне естественно, что события порождают много слухов и интерпретаций. Каждая из которых тянет на сою собственную детективную историю. Но об этом чуть дальше.
Сейчас же уже определенно можно сказать, что последствия произошедшего будут куда большими, нежели чем просто рядовое авиационное происшествие. Да, периодически после сообщений о минировании самолеты сажают. Но не в случае ареста оппозиционера. И тем более не в контексте страны, ситуация в которой на протяжении нескольких последних месяцев не сходила со страниц прессы, а представители так называемой «оппозиции», которой, встречались с первыми лицами европейских государств.
Если бомба? Власти Белоруссии правы
Начнем с формализации. При условии, если действительно был сигнал о минировании самолета, который находился в воздушном пространстве Белоруссии всё ли было сделано правильно? Да, всё. И даже если кто-то будет заявлять об угрозе применения силы для целей посадки самолета всё равно это не выходит за рамки принятых международных стандартов воздушной безопасности.
Дело тут в следующем. Угроза минирования воздушного судна - это всегда чрезвычайная ситуация, которая требует от властей государства скорых и одновременно активных мер. После событий 11 сентября 2001 года угроза захвата воздушного судна, в том числе посредством минирования дает властям любого государства предпринимать повышенные меры безопасности. В том числе, сбивать самолет, если его экипаж не выполняет требований диспетчерского центра, направленные на минимизацию угрозы последствий угона воздушного судна. В противном случае построение событий 11 сентября является вполне возможным. Кто же знает. Куда террористы могут направить самолет, перешедший под их управление?
Именно поэтому и требование совершить экстренную посадку и поднятие в воздух истребителя (вооруженного ракетами) и сопровождение до аэропорта в Минске являются вполне себе приемлемой мировой практикой, а не чем-то из ряда вон выходящим. Аргумент о том, что самолет был ближе к Вильнюсу, нежели чем к Минску не состоятелен, дело в том, что в районе Лиды произошел лишь разворот самолета, сообщение о минировании и передача его диспетчером на борт воздушного судна была проведена гораздо раньше. Когда до границы с Литвой было ещё достаточно далеко.
Наличие в аэропорту пожарных команд, бригад скорой помощи, кинологов с собаками, представителей МВД и КГБ РБ так же не вызывает каких-то нареканий. Более того всё это было сделано безупречно. Настолько, что даже вызвало обвинения в заведомой подготовленности к такому ЧП. Не утверждая, была ли подготовка, или нет, за сами действия по предотвращению взрыва авиационное руководство и представителей спецслужб можно похвалить. Если не чистая пятерка, то крепкая четверка по реагированию им гарантирована.
Вот только в то, что это было действительно минование (хулиганское сообщение о минировании) и спонтанная реакция властей (пусть даже и в стране с сильной системой безопасности) верится слабо. И не только из-за задержания Протасевича, Бог с ним. Вызывает серьезные вопросы, зачем потребовалось вести борт с угрозой минирования в Минск (где могла быть произведена атака на правительственные или общественные здания), а не посадить его непосредственно в Лиде, на аэродроме 116 авиационной базы?
Заем Лукашенко Протасевич?
Установив, что в случае минирования власти Белоруссии действовали в целом грамотно, мы между тем, отмечаем, что сама ситуация с арестом Протасевича станет занозой и поводом обвинять Минск в действиях, связанных с угрозой безопасности воздушного судна. На самом деле не является вопросом был ли Протасевич целью, или просто случайно выявленным пассажиром. Большой вопрос в том, зачем Лукашенко потребовалось арестовывать Протасевича и, таким образом, разжигать скандал, ничем хорошим ему не сулящий.
Для начала надо понимать, что Протасевич, хотя и основатель NEXTA, но из его руководства уже выбыл. Следовательно, через него на ресурс вряд ли удастся надавить. Протасевич не входил в число явных лидеров протеста, не собирался занять должности «временного президента», или еще какие-то. Человек он в политике весьма ограниченный и звезд не хватающий. Существенного вреда оппозиции арест Протасевича не принесет, а вот пользу безусловно. А тогда к чему весь этот сыр-бор? Власти Белоруссии не могли не догадываться, что такие действия привлекут внимание и станут основанием новых заявлений о неадекватности Минска.
Тут есть еще пара нюансов. Первый – это вопрос о том, почему борт обращался по вопросу минирования с диспетчерским центром Минска, а не Балтийской системы аэронавигации? Ответ прост, потому что в это момент самолет находился в воздушном пространстве Белоруссии и экипаж обязан был говорить с местными авиадиспетчерами в том числе и при возникновении нештатных ситуаций.
Второй – это вопрос, почему Протасевича не отпустили? Тут ситуация еще более интересная. Формально он не должен бы пересечь границу Белоруссии, т.к. в таких ситуациях пассажиров отправляют в транзитную зону, а она по всем канонам уже не является территорией под юрисдикцией властей Белоруссии. А значит, и арест в ней невозможен юридически. Помните олигарха Березовского, который будучи под следствием и с ордером на арест гарцевал в транзитной зоне Шереметьево с паспортом Платона Еленина? Его не арестовали в том числе и потому, что это было бы нарушением международных формальных правил. Но Минск на арест пошел.
Предположим, что последствия были Минску хорошо известны. Так же предположим, что эти последствия оценили и сочли приемлемыми. И Протасевич арестован и, видимо, через пару дней даст показания, что NEXTA была создана ЦРУ и руководилась в дни протеста именно американцами. А это может стать дополнительным козырем в том числе применительно к грядущей встрече «Путина и Байдена». Продать такой кейс Кремлю для Лукашенко могло бы быть вполне приемлемо.
Об игре и оригинальности
Теперь пара слов о заявлениях, что данный случай беспрецедентный в мировой истории и он войдет в учебники для спецслужб. Увы, ничего оригинального в произошедшем нет.
На самом деле посадка самолета под видом имитации заложенного взрывного устройства и даже аресты кого-либо, находившегося на борту самолета дело не редкое. Более того в свое время садили не просто пассажирские самолеты, но даже воздушные суда глав государства. В частности, такое случалось с главой Венесуэлы Николасом Мадуро. Так что заявления о том, что белорусские власти сделали что-то, чего не было до этого в истории как минимум не корректно. Оригинальности здесь особой нет, а вот успешная работа спецслужб есть. Успешная, разумеется с оперативной точки зрения, а не с политической. С политической точки зрения всё произошедшее более чем спорно. Хотя стратегию в данном случае определяет официальный Минск.
Второй вопрос, который встает перед наблюдателем, это вопрос об игре. Полагаю, что сомнений в том, что целью была именно ситуация с Протасевичем ни у кого нет. Вопрос же в том, кто организовал эту игру. Белорусские власти с большим удовольствием демонстрируют поимку разного рода «террористов» типа Федуты и иностранных агентов, типа Протасевича. Настолько, что не преминут воспользоваться любой подброшенной информацией. Вот и тут есть как минимум пять версий, кто дал Минску информацию о полете Протасевича. Первый вариант самый для Белоруссии почетный – это оперативная работа самих белорусских спецслужб (сами выследили, сами спланировали операцию, сами посадили, сами арестовали). Вторая чуть менее реалистичная, но распространяемая в среде белоруской оппозиций в виде «руки Кремля». Дескать это вездесущие российские спецслужбы слили информацию Лукашенко и даже спланировали операцию. Я допускаю, что передача информации могла быть, но вряд ли Минск нужно было учить каким-то сценариям. Третья версия сводится к обвинению антилукашенковской оппозиции в том, что ее представители слили Протасевича, так как что-то не поделили. Поему бы и нет? Четвертая и пятая – в том, что иностранные спецслужбы скормили Протасевича Лукашенко, либо для того, чтобы оказать на президента Белоруссии дополнительное воздействие, либо в качестве своеобразного начального капитала в тайных переговорах. Версии последние из разряда конспирологии, но чего не бывает в этом мире.
Всё это показывает, что сама игра, связанная с данным делом, имеет не только формальную, но и закулисную. И дело тут не только в том, что произошло с французским самолетом, а в том, что совокупность интриг вокруг ситуации в Белоруссии сама по себе формирует конспирологический шлейф.
Реакция и последствия
Что же мы имеем в итоге проведенной «блестящей операции спецслужб»? По сути пока что много визга, доносящегося со стороны ЕС и мало конкретики. При этом. Очевидно, что какие-то последствия будут вопрос лишь в том, какие.
Первое, о чем можно сказать определённо – это то, что Протасевича будут «колоть», официальному Минску от него нужно признание, что NEXTA – это результат работы польских, а лучше даже американских спецслужб. Признание о польских спецслужбах даст возможность еще увереннее говорить о зарубежном влиянии на протесты. А историю с американским следом (который к слову активно создавали и по делу Федуты) можно будет даже продать Кремлю, как аргумент в игре с США с обвинениями о вмешательстве во внутренние дела других государств. При этом, остается только надеяться, что белорусские спецслужбы хоть в этом то деле не допустят тех огрехов, которые были в связи с перехватом «Ник и Майк».
Для России действия белорусских спецслужб имеют более позитивную коннотацию. Фактически раскол между Белоруссией с одной стороны и прибалтийскими государствами, а может и не только с ними, увеличивается В ответ на такие действия целый ряд столиц европейских государств должны будут усилить негативный фон давления на Минск, что в очередной раз заставит Лукашенко искать поддержку в Москве. Комментарии из Москвы при этом более чем сдержанные и если в политическом поле идет позиция «белорусские спецслужбы крутые», а власти прибывают в рамках белорусской аргументации происходившего. Такая позиция весьма удобна, так-как и соответствует идее союзничества и не приводит к необходимости каких-то дополнительных обоснований.
Ситуация для ЕС выглядит более проблематичной, так как фактически нужно придумать некий ответ, который бы при этом не сильно сказался на экономике ЕС и при этом был бы вполне реальным. Сейчас таковым видится запрет на полеты над территорией Белоруссии для транзитных авиасообщений, но это чревато существенным удорожанием затрат на полеты. Для стран Балтии, если они задумают такой ход - это вообще может стать серьезной проблемой, так как значительное число авиарейсов осуществлялось именно через территорию Белоруссии. А облет через Польшу требует существенного удорожания стоимости полета за счет издержек топлива. Другие же ходы могут стать мишурой на фоне реальных действий Минска.
При любых раскладах на пользу белорусско-европейских отношений данное действие не пойдет, что одновременно является дополнительным стимулом для белорусско-российских отношений и для выстраивания независимой от европейской парадигмы политики, за счет представление о нереальности серьезного ответа ЕС на имеющиеся вызовы.
Отредактировано: ConstB - 25 май 2021 13:36:58