Максим Юсин
@MaximYusin специально для
@rt_russianСобытия в Казахстане развиваются по самому опасному сценарию. Власть отступает под натиском митингующих, делает одну уступку за другой (вплоть до отставки правительства), но протестующие вошли во вкус, им уже этого мало, они формулируют всё новые максималистские требования и, похоже, останавливаться не намерены.
Республика, ещё недавно казавшаяся самой стабильной и едва ли не самой вменяемой в Центральной Азии, на глазах превращается в территорию хаоса. Протестующие захватывают местные органы власти, с упоением жгут полицейские автомобили, счёт раненым стражам порядка идёт на сотни. Власть явно растеряна, не готова восстановить порядок, идя при этом на жёсткие меры. Силовикам эта растерянность передаётся. И для государства, для его стабильности это самая опасная, губительная ситуация.
Какие предварительные выводы можно сделать из казахстанских событий?
1. Система постепенной передачи власти от одного лидера другому показывает свою неэффективность. В постсоветских странах, где установлен жёсткий режим, вождь должен быть один. В противном случае обостряются клановые противоречия, элиты начинают делить власть, государственная машина даёт сбой.
2. Очевидно, что стабильность в Казахстане была кажущейся. Как только возник повод, недовольство, возмущение людей вырвались наружу — причём сразу во многих регионах и в обеих столицах.
3. Очевидно также, что стихийно подобные волнения в масштабах всей страны возникнуть едва ли могут. Как минимум часть элит, кланов, жузов заинтересованы в переделе власти и могут стоять за этими (внешне стихийными) протестами.
4. В иностранный след, на который намекнул президент Токаев, верится с трудом. Москва и Пекин в раскачивании ситуации в Казахстане явно не заинтересованы. А те, кто теоретически могли бы быть заинтересованы (Вашингтон, Анкара, Лондон), не обладают таким влиянием, такой агентурой, чтобы за считаные часы вот так умело и эффективно поджечь весь Казахстан.
5. Власти Казахстана, в последние годы заигрывавшие с националистическими кругами, проводившие политику мягкого выдавливания русского языка и российского влияния, оказались в парадоксальной ситуации. Именно те, с кем они заигрывали (казахская «патриотическая» молодёжь), стали движущей силой протестов. Славянских, европейских лиц среди митингующих практически не видно.
6. Для Москвы события в Казахстане — серьёзнейший вызов. Именно с этой страной у России самая протяжённая граница — 7600 км. Хаос, дестабилизация в Казахстане, преследование людей на национальной почве, поток беженцев — кошмарный геополитический сценарий для Кремля. Но в нынешней ситуации его, увы, нельзя исключить.
7. Москва заинтересована в том, чтобы ситуация в Казахстане как можно скорее стабилизировалась. Но как она может помочь властям этой страны именно сейчас, не совсем понятно. Союзнические отношения в рамках ОДКБ не предусматривают помощь в случае внутриполитического кризиса. Тем более что с подобными просьбами власти Казахстана пока и не обращались