Цитата: Горец от 27.05.2022 12:18:23Не, я только за..
Понятное дело, что Украине перепало только то, что не предусмотрено для употребления по прямому назначению.
"Калибр", конечно, стильно-модно-молодежно, но без СБЧ это самоходная ФАБ-500, а "подарки" припасены для НАТЫ, тем более что у них пару стран прибыло.
Только вот целый СССР оставил сопоставимых Х-55 около 1000 шт. (да поправит меня DMAN).
А тут в месяц.
1. Во-первых, в СССР не производили неядерные версии Х-55. Точность Х-55 составляла 100 метров КВО, для неядерной боеголовки это слишком много. А ядерная боеголовка намного сложнее и дороже чем неядерная, поэтому и ракет таких было выпущено не очень много.
На базе Х-55 была разработаны неядерные версии Х-65 и Х-65С с дальностью 280 км, но до развала СССР их серийное производство начать не успели (впервые представили в 1992).
Потом на базе наработок по Х-65 разработали намного более совершенную Х-555 с точностью 5-10 м и дальностью 2000-2500 км.
Испытания крылатой ракеты Х-555 начались в 2000-х гг. Х-555 была принята на вооружение Дальней авиации РФ и к 2010 г. ее экипажи приступили к отработке боевого применения на полигонах. А 17 ноября 2015 г. российские Ту-95МС впервые использовали это оружие по реальной цели по базам боевиков террористической организации «Исламское государство» в провинциях Идлиб и Алеппо северо-западе Сирии.
В качестве основной неядерной авиационной крылатой ракеты у СССР была
Х-59 со стартовой массой 790 кг, дальностью 40-115 км и
с точно таким же двигателем как и на Х-55 (Р95-300). Х-59 в составе Су-17М4 был принят на вооружение в
1982 году но, из-за прекращения серийного выпуска Су-17, основным носителем Х-59 являлся Су-24М.
Сейчас у России на вооружении более мощная версия этой ракеты - Х-59МК2 образца 2015 с массой 900 кг и дальностью 290 км, а также Х-59МКМ образца 2021.
Поэтому неправильно судить о потенциале СССР по производству крылатых ракет только по ядерным Х-55 и С-10 «Гранат», помимо этого были гораздо более массовые неядерные Х-59.
...
2. Во-вторых, фактически все двигатели для крылатых ракет в СССР производили только
на одном заводе - "Запорожский моторостроительный завод" (ныне разбомбленный "Мотор-Сич").
ЦитатаРаботы по созданию ТРДД-50 начались в 1976 году и проходили весьма успешно. В основу конструкции были положены лучшие наработки конструкторов ОМКБ. Двигатель был своевременно поставлен для проведения лётных испытаний. В 1980 году были успешно проведены государственные испытания компоновки двигателя с пилоном («Изделие 36», для МКБ «Радуга»), а через некоторое время другой — «встроенной» компоновки («Изделие 36-01», для ОКБ «Новатор»). Эти испытания стали триумфом для ОМКБ, учитывая, что параллельно велись напряжённые работы по доводке и подготовке к государственным испытаниям двигателей ТВД-10Б и ВСУ-10.
После проведения государственных испытаний двигателя ТРДД-50 техническая документация была передана на моторостроительный завод «Рыбинские моторы» (позже вошедший в состав НПО «Сатурн») для освоения серийного производства.
Однако такое же задание (разработка двухконтурного турбореактивного двигателя одноразового применения) получило МНПО «Союз» (руководитель — Фаворский Олег Николаевич). Параллельно с работой по созданию двигателя ТРДД-50 начинается разработка подобного двигателя (Р95-300, «изделие 95») на те же объекты. После завершения государственных испытаний вся документация по «изделию 95» была передана на «Запорожский моторостроительный завод» для освоения его серийного производства.
Перед МАП возникла дилемма — какому из этих двух двигателей дать «зелёную дорогу». Вопрос был поставлен на обсуждение в научно-техническом совете МАП. С одной стороны, ТРДД-50 превосходил конкурента по живучести, с другой, по вине этого двигателя окончились неудачей несколько испытательных пусков. В итоге на совете было принято решение о запуске в крупносерийное производство «изделия 95», закрыв таким образом дорогу в жизнь на многие годы двигателю ТРДД-50.
С распадом СССР единственный производитель двигателя Р95-300 остался на Украине. В связи с этим было решено возобновить выпуск «изделия 36» для замены исчерпавших ресурс Р95-300 и оснащения новых КР.
НПО «Сатурн» совместно с ОМКБ начиная с 2000 года вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. На самом же ОМКБ разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).
В настоящее время на обоих российских предприятиях идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. Кроме того, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.
То есть во времена СССР всю документацию двигателя Р95-300 передали на Украину с московского МНПО «Союз» и закрыли более перспективную разработку омского ОМКБ ТРДД-50.
Долгие годы единственным производителем турбореактивных двигателей для крылатых ракет в СССР и первые постсоветские годы был "Запорожский моторостроительный завод".
Потом после распада СССР в России вернулись к омскому проекту ТРДД-50 и наладили крупносерийное производство этого двигателя
сразу на 2 заводах -
на "Сатурне" в Рыбинске и на "ОМКБ" в Омске. Скорее всего их сейчас перевели на трёхсменный режим работы без выходных. Если в одну смену за 8 часов на одном заводе более чем реально произвести 6-7 двигателей, то в три смены за 24 часа на двух заводах можно без проблем производить до 40 шт. маленьких ТРД. для крылатых ракет. Возможно, в кооперации уже участвуют и другие российские предприятия.
Поэтому и объем выпуска таких двигателей в России может быть намного больше чем был в СССР.
...
3. В-третьих, уровень технического оснащения и автоматизации/роботизации производства в СССР 80-х годов и современной России 2022 это земля и небо, вообще несравнимо. Ту деталь, которую раньше надо было неделю точить на 50 разных станках с участием 50 рабочих (причем с большим процентом брака), сейчас делают за несколько часов на одном 5-осевом компьютеризированном станке ЧПУ (практически без брака, с высочайшей точностью). Производительность труда выросла на порядки.
Так что нет ничего удивительно, что Россия уже значительно опережает СССР по темпам производства крылатых ракет. Технические характеристики и качество ракет сейчас тоже выше, чем были в советское время.