Мне кажется, тут все настолько запутались, обсуждая одновременно кучу разных тем, что извлечь что-то просто невозможно.
Надо бы слегка системнее подойти к вопросам.
Вопрос о статусе и равноправии народов России делится на следующие четыре подтемы:
1. Существует ли законодательное равноправие народов России?
На этот вопрос я утверждаю - да, существует. И именно оно закреплено Конституцией РФ, которой подчинены конституции регионов. Более того в рамках идущего уже не первый год процесса приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным все положения конституций регионов, не соответствующие федеральным, будут убраны. В том числе и, разумеется, всякие "права на самоопределение".
Увиденные мной до сего момента аргументы об нехватке каких-то прав у русских на уровне законодательства, извините за резкость, высосаны из пальца.
Особенно вставляет аргумент о дискриминации русских путем обязательного изучения башкирского - эта ситуация строго симметрична обязанности башкир изучать русский. Только если первое требуется региональным законом, то второе - федеральным. Это ситуация равных обязательств. Не путайте также язык обучения и необходимость изучения языка как школьного предмета: как в федеральном, так и в региональном законах прописано право обучаться на своем языке.
Эти все соображения нельзя путать с другой частью вопроса, а именно:
2. Как на практике выполняется конституционное равноправие народов России?
Все проблемы, о которых нам говорят, относятся СЮДА. То есть к практике применения законодательства, а не к самому законодательству. Вот тут-то и появляются национальные кланы, которые предпочитают принимать в руководящие органы только "своих". А также куча других проблем с "де-факто дискриминацией".
Большую часть этих проблем можно решить без изменения законодательства. Так, для прекращения преференций национальным кланам необходимо принудительно "разбивать" кланы, меняя верхушку власти: эти полномочия есть у Президента РФ и реализация их - вопрос его политической воли.
Тем более в этот раздел уходят вопросы бытового национализма, всяких "нацкадров в милиции", "крышеваний" и т.д. Они вообще во многом попадают под УК РФ, и необходимым и достаточным для их решения является следование букве и духу Уголовного Кодекса.
3. Что делать для того, чтобы справиться с проблемами бытового невыполнения законов и нарушений законодательного равноправия?
Вот это я предлагаю обсудить поподробнее.
4. И что можно сделать, чтобы уничтожить потенциальную возможность роста национализма и сепаратизма при ослаблении государства?
Вот сюда уже относится проект с губернской системой, где на законодательном уровне происходит отделение "национального" компонента от административной вертикали, при обеспечении равноправия народов. В общем-то, он нравится так или иначе всем, включая меня. Вопрос, как водится, в том, как его реализовывать. В РФ распространена точка зрения, что это надо делать постепенно, потому что если вводить его одномоментно, возникнет сопротивление "нацкадров", а гражданский конфликт на собственной территории - это очень и очень плохо. Надо сначала раздробить кланы, а затем уже строить новый вариант вертикали.
Последнее. Идея о русской автономии - весьма бредова (ведь те же права у русских есть везде, и если уж обсуждать, то для начала надо определить, какие такие права "русская автономия" обеспечит, которые не обеспечивает Российская Федерация в целом), но что гораздо более важно, чрезвычайно опасна для целостности государства. Система из центрального ядра прямого подчинения и автономий сравнительно устойчива; система из множества небольших автономий - тоже; но система сплошь из автономий, где еще и само ядро является автономией, запаса устойчивости не имеет.
Упомянутая "русская автономия" будет содержать 80% населения и еще больше ВВП, и как только она заимеет собственное правительство и собственного самостоятельного президента, интересы которого хоть в чем-то не соответствуют интересам Федерации, они вступят в борьбу с федеральным центром за полномочия точно так же, как в свое время ЕБН стал воевать всей мощью РСФСР против Союзного центра, да еще объединится с автономными республиками, как Ельцин с Кравчуком. Так что если вы хотите развала РФ - создание "русской автономии" является к тому самым прямым и верным маршрутом. И этот аргумент перекрывает абсолютно все потенциальные плюсы (которых я, впрочем, тоже не наблюдаю).