Цитата: footuh от 23.10.2024 14:47:44Незнакомый Китай
Нирвана в Огне
Часть 2
Про повешенного и веревку
Что ж, пришла пора поговорить про самый тщательно скрываемый до последнего времени секрет китайской истории. Речь о тамошней хитронациональной политике.
Надеюсь, что не поражу ваше воображение рассказом о том, что в правительственном квартале Шанхая в начале 20-го века практически все культурные заведения пестрели табличками: «Не для китайцев» или «Вход с китайцами и собаками – воспрещен». Из этого всем известного культурного феномена советские пропагандоны выстраивали удивительные жупелы и прочие дацзыбао. Тем не менее ни один из них не осмелился опубликовать известную всем фотографию из архива Гетти, где на переднем фоне вход в ресторан с пресловутой табличкой, а на заднем плане битком набитый ресторан, в котором кушают одни лишь китайцы, а внизу разъяснение, что вы должны понимать исторический контекст, ибо если вам кажется, что внутри китайцы вы сильно ошибаетесь. Все эти люди с азиатскими лицами в европейских одеждах и увешанные дорогими запонками заколками и прочими перстнями с серьгами, это не китайцы на тот момент, это правившие в Цинском Китае маньчжуры. Победительные маньчжуры в их – Цинском Китае считались «прямыми потомками Неба», тогда как обычные ханьцы воспринимались наравне с собаками, то есть – не совсем чтоб людьми.
То есть таблички «ограничивающие права китайцев в приличном районе Шанхая», они в реале не про «гримасы европейского колониализма», они на самом деле про то, что в этническом плане Китай всегда был неоднороден и по китайской хорошей традиции – обычно китайские же элиты (обычно инородного корня) основную массу китайцев за людей не считали.
По смыслу это примерно тот же самый феномен как со знаменитыми цитатами из текстов Бисмарка – «про то что русские всегда приходят за своими деньгами». Бисмарк громко говорил эти слова в конце 19-го века, однако в имперской России за них в те года не вцепились. Просто потому что образованный народ в те года хорошо понимал исторический контекст в котором эти слова были сказаны, а поднял на щит эти цитаты товарищ Пикуль, который очень любил вырывать чужие слова из контекста и в эмоциональной обертке вбрасывать их на аудиторию, которая просто не в курсе – о чем именно оно было сказано.
Так вот немецкий канцлер Бисмарк вел речь о погашении 30-летних межгосударственных кредитов, выделенных Пруссией с 1850-го года всем мелким германским крохотным образованиям. В 1848 году по всем землям Германии прокатилась череда демократических революций и лишь одна Пруссия не скатилась при этом в череду безобразных погромов и прочего непотребства. В том же году прусский король Фридрих Вильгельм Четвертый публично отказался от короны, объявив в Пруссии переход к конституционной монархии, но бросить в корзинку свою постылую корону он не успел. В Берлине случился дворцовый переворот в ходе которого бедного короля под дулом пистолета заставили отречься от его отречения в пользу его же невестки – будущей императрицы Августы. (Формально в пользу мужа Августы будущего германского императора Вильгельма Первого, но там был пикантный пердимонокль, по которому Вильгельму были переданы лишь функции представительские, а полнота власти перешла при этой одной Августе, А прусские элиты в этот экзерсис не вмешались, ибо Фридрих Вильгельм успел отречься, так что с точки зрения прусских баронов это «не переворот и был»).
Так вот Императрица Августа была дочерью Марьи Павловны Веймарской, то есть внучкой нашего Императора Павла, и поэтому ее в Берлине все звали «русской», а всю ее команду «русскими». Так вот в 1850-1853-их годах Августа выдала кучу беспроцентных кредитов мелкой шепупони в прочей Германии с обязательством выплатить данный кредит прусскому королю, или вместо оплаты кредита стать частью Пруссии (в форме Единой Германии). Пруссакам лет на пятнадцать пришлось всерьез затянуть пояса, тогда как прочие Баварии с Гессенами на эти деньги жировали и веселились, а когда пришел срок платежа, все эти немецкие голодранцы принялись скулить и просить отсрочки. И тогда то глава прусского кабинета фон Бисмарк и принялся метать в голодранцев свои громы и молнии о том что «русские» (то есть члены правительства «русской» императрицы Августы) всегда приходят за своими/прусскими деньгами (и то что Пруссия голодала все 1850-ые годы, в то время как прочие немцы веселились за прусский счет – прусские как бароны/офицеры так и обычные мужики очень хорошо знали и помнили). Вот о чем шла речь в этих всем известных речах, однако благодаря столь непринужденному «передергу» Пикуля, наложившемуся на глубокое презрение советских времен на преподавание истории, многие современные русские искренне убеждены, что Бисмарк все это говорил про них (или хотя бы про их прямых предков).
Итак, не все «китайцы» из исторических документов равны современным китайцам и эта проблема в современном Китае схожа с такою же проблемой в современной России. Со времен «революции боксеров» в Китае оказались вымараны все упоминания об «иноземных» правлениях, равно как в СССР делалось все ради того чтобы исказить историю Российской Империи (ради возвеличивания например Грузии в одни периоды нашей истории, или Украины в другие).
В итоге современная китайская история, в том числе и преподаваемая в нашей стране, подверглась сильному искажению со стороны «учеников Сунь-Ятсена», то есть «традиции гоминьдана», согласно которой китайская история это история народа хань, в котором иногда есть незначительные вкрапления иноземных правлений/завоеваний.
Реальность же такова, что Северный Китай имеет непрерывную имперскую историю, причем «имперская традиция» в этих краях как эстафетная палочка передавалась от одних завоевателей к следующим. Поэтому с точки зрения гоминьдан носителем китайской «имперской идеи» является собственно китайский народ – хань, тогда как в реальности основная часть Северного Китая никогда не была под управлением ханьцев.
К примеру - Чингисхан, основавший монгольскую Юань, считался приемным сыном и наследником последнего киданьского императора Ляо. Соответственно Нурхаци - основатель маньчжурской династии Цинь был приемным сыном и наследником последнего монгольского императора Юань. А первый киданьский Император Ляо по имени Амбагай был – кто бы мог подумать?! - приемным сыном и наследником последнего императора из «варварской» династии Вэй. И соответственно «переходы» от Вэй к Ляо, от Ляо к Юань, и от Юань к Цинь – в городах происходили бескровно, то есть не страдали местные крестьяне или городские ремесла.
Причина этого в том, что людские потери в конных сшибках киданей с монголами, или монголов с маньчжурами вдали от больших городов – были заведомо менее травматичными для местной цивилизации чем гражданские войны или городские осады.
Со времен Амбагая «варварские элиты» помнили его наставления – главное не вовлекать китайский народ в межэлитных разборках. Потому что китайские крестьяне ни фига не понимают ни во Власти, ни в дозированном насилии и любое их вовлечение приведет к кошмарной общекитайской кровавой бане с резким проседанием всего и вся от производства пищи и разных ремесел – до управляемости государства и его совокупного богатства.
Поэтому «советы Амбагая» звучали – если в ходе межэлитных разборок одна из сторон «проседает» - ради народного блага и благоденствия всего Китая – проигрывающие должны позволить убить себя и за это им будет позволено достичь Нирваны. Ибо в противном случае дикие простые китайцы разнесут все на атомы и некому будет даже прочесть поминальную сутру в память погибших.
А еще лучше дать молодым и горячим подросткам возможность вырезать друг друга во Внутренних Покоях, ибо оттуда никогда и ничего не выходит наружу, чем своими распрями смущать простой китайский народ – ибо нефиг.
Причина этих советов лежит на поверхности – продуктивное Междуречье Китая населено людьми народности хань. В демографическом смысле киданьские, монгольские или маньчжурские элиты подобны крохотному кусочку сахара рядом с ведерной бадьей с чаем.
Проблема при этом состоит в том, что огромное продуктивное Междуречье так за все века своей истории и не сумело родить никакой цивилизационной идеи, за вычетом конфуцианства и совета всем постоянно и хорошенько работать. То есть чисто китайское Общество вида 1-4. Горстка мудрецов/книжников и к ним – миллионы рабов.
Соответственно – если приглядеться к китайской истории, легко обнаружится, что все государственнические идеи Китая порождены «северными варварами» - Цинь Ши Хуаном, Цао Цао, Амбагаем или хотя бы Чингисханом. То есть представителями «Степных агрессоров» из обществ вида 1-2. Прикол в том что общество вида 1-2 социально не устойчиво и само по себе не производит ресурсов. (В данном сериале это хорошо видно – в реале никто из показанных нам представителей киданьской элиты не занят созидательной деятельностью, эти ребята нам показаны то с разинутыми ртами летящими впереди конской лавы с размахиванием всякими колюще-режущими, то погруженными в нелегкий процесс самосозерцания над трудами Мо-Цзы и Конфуция. То бишь 2-1 во весь рост и без каких-либо примесей.)
Можно считать, что «Имперская традиция» в Китае это симбиоз из собственно ханьского субстрата, занятого производительным трудом под руководством местных пропагандонов (то есть общество вида 1-4), над которым воздвигнута несомненно паразитарная «инородческая» надстройка (вида 1-2), которая управляет данной системой, выправляя все местные перекосы (в сериале четко показано, как в случае голода из местного центра высылают пожарную команду которая в ручном режиме развозит жратву для обычных китайцев и самое главное дает руководящие указания – че именно и кому в пострадавших провинциях надо делать, чтобы народ перестал пухнуть с голоду – это писец, товарищи. Со стороны я бы решил, что это лютый наезд на простой китайский народ, если бы не возил Олечку в солнечную Бурятию, где мы воочию наблюдали все феномены отношения к жизни среди простых бурят лесной зоны (то есть местных автохтонов типа 1-4).
То есть народ прекрасный, работящий, незлобивый, в целом непьющий, однако «еж птица гордая, - не пнешь – не полетит». «Ах как же хорошо у нас тут было при ханах! Приедет хан и тут же народ шевелится, будто скипидаром намазанный, а без ханов – беда, пропал у людей смысл жизни… Нет, вы не поняли – деньги это – пустое. Не перед кем теперь жопу рвать…»
В данном описании опущена важная часть про награду, ожидаемую местными Крестьянами за рвение пред начальством (она всегда есть и подразумеваема, при том, что она сплошь и рядом – не материальна), но вот – как-то так.
Тем не менее когда мы описываем феномен «имперского китайского общества» (надстрата тут «варвары» вида 1-2, а субстрат – собственно ханьцы вида 1-4) надо хорошо понимать, что вся эта структура в целом финансово дефицитна и надо понимать откуда тут деньги берутся.
И вот тут-то и возникает «мир цзяньхуа», он же «мир боевых искусств», он же «мир рек и озер».
То есть у нас есть «имперская зона» к северу от Хуанхэ, которая на протяжении всей китайской истории – едина и управляема некими «варварами», далее идет продуктивное Междуречье, населенное ханьцами и управляемое из-за реки Хуанхэ и наконец к югу от Янцзы начинается «мир цзяньхуа», представляющий из себя россыпь городов-полисов вида 1-3, который и генерят в этой сложной системе прибавочный продукт.
Вернусь к началу моего рассказа – на выставке китайского фарфора очень хорошо была видна разница между прекрасными вазами эпохи Тан, Мин и Сун и простенькими пиалками в один-два цвета из эпох Ляо, или Юань (Юань – характерно синий кобальт, Ляо – двух или трехцветки, причем узора как такового у пиал Ляо практически нет. Не об этом болела голова у «степных хищников». Зато вазы Тан или Мин – любая достойна экспозиции в Эрмитаже. Потому что 1-3, потому что гильдии спецов по фарфору, потому что личные клейма мастеров на каждой чаше.)
В каком-то смысле культура Северного Китая в своей незамысловатой утилитарности мне напомнили продукцию фабрики «Скороход» или «Большевичка» из советских времен. И рядом с ними изыски из Южного Китая – будто наряды от домов моды французов и итальянцев. Ибо разные задачи, разные рынки сбыта, разные запросы у покупателей. Ну не могли простые китайцы покупать эксклюзивный фарфор из Южного Китая. А простенькие пиалы из Китая Имперского – запросто. Зато конные отряды «степных хищников» часто и с удовольствием набегали на южно-китайские города и собирали там дань с торговли тех городов с далекой Европой, или магометанскими странами.
Разница военных потенциалов при этом была такова, что в свое время китайцы сами задавались вопросом, почему Северные Империи не поглощали прочий Китай. Но уже к концу 20-века общий консенсус сложился на том, что так как было в истории оказалось для всех выгоднее.
Степные Империи с их «топорным подходом» к местному самоуправлению не могли и не умели местные китайские высокотехнологичные ремесла поддерживать. Проще всем сторонам было делать вид, что эти городки живут при полном самоуправлении и брать с них периодическую дань, ибо бюджет северокитайских империй был всегда дефицитен.
К вопросу о высокой технологичности южнокитайских ремесел очень точно подошли в данном сериале. К примеру мы видим в сериале дедушку «хозяина Долины Ядов», который производит лекарства и яды на всю Поднебесную. Он формально независим от Империи Ляо, но в случае вторжения имперских войск обещает бежать вглубь его долины, полной ядовитыми испарениями и поэтому он Империи не боится. Но все же он же объясняет, что ему проще откупиться от любой имперской армии, ибо… «Долина Ядов» вполне конкретное место на карте, это область современного города Ухань, всекитайской столицы тамошнего нынешнего биотеха. То есть можно сказать, что местная традиция производства всякого лекарственно-ядовитого прошла в этой зоне через тысячелетия и всем местным акторам проще было тамошних фармацевтов не трогать, дабы не рушить местное производство, а самим фармацевтам – то и дело откупаться от ворогов, ибо так всем было проще.
То есть на самом-то деле весь Китай в целом можно представить как замкнутый биоценоз с двухкомпонентным рабочим телом 1-2 – 1-4, сбоку от которого поналеплены много численные структуры вида 1-3, которые своим избыточным продуктом постоянно «подкармливают» «хозяина».
Это как клетка (китайская цивилизация в целом) в управляющим всем ядром (1-2), питающим ядро – тело клетки (1-4) и заполненная маленькими «энергостанциями» - своеобразными митохондриями вида 1-3. Увы и ах, удаление или «притеснение» любой из частей данного единого биоценоза приведет к безусловной деградацией всей системы в целом.
Долгое время – в Китае господствовала парадигма о том, что суть Китая это ее основной народ – Хань, тогда как что «северные варвары», что ремесленники Южного Китая – случайная флуктуация и данный сериал – один из первых «прорывов» через данную парадигму, объясняющий самые разные феномены китайской истории.
Конец Второй части.
Тяпка Футюха
http://wiki.footuh.ru/ - для ознакомления с более-менее упорядоченным материалом.
Номер Яндекс-кошелька 410013110656599
8-916-803-6939
8-921-867-8147