Говоря о причинах вызвавших взрыв идей в начале двадцатого века, необходимо, на мой взгляд, указать ещё один важный аспект, который сильно будоражил умы в тот период и оказал заметное влияние на многие стороны жизни, в том числе, и на искусство.
Об этом очень не любят говорить и найти прямые ссылки на то, что кто-либо из известных художников или поэтов прямо руководствовался этими идеями очень сложно. Во всяком случае, у меня подобных ссылок очень мало, так что, если кто хочет, может считать, что я всё выдумываю.
И не читать, что я тут написал вообще.
Однако объяснить чем-то другим, случившееся в то время "массовое умопомешательство" очень сложно, а порой и невозможно вообще.
Речь пойдет о философском течении, которое называется "Эмпириокритицизм". Основоположниками этого подхода считают австрийского ученого Эрнста Маха и швейцарского философа Рихарда Авенариуса. Их идеи были настолько популярны, что затронули даже влиятельную группу большевиков во главе с Богдановым и Луначарским, а Ленину по этому поводу пришлось написать знаменитую работу "Материализм и эмпириокритицизм". Те, кто учились ещё во времена "Руководящей и направляющей", прекрасно помнят, как сей труд заставляли "читать и конспектировать". Чтением, правда, никто себя особо не утруждал, а конспектирование состояло в переписывании чужого конспекта, коих в студенческой среде гуляло великое множество. Но основную ленинскую мысль в нас вбили тогда намертво, надёжно и даже сейчас, если разбудить ночью, то мы без колебаний ответим: "Материальное - то, что дано нам в ощущении и не зависит от нашего сознания".
Но если мы, вдруг, решим выяснить точку зрения ленинских оппонентов, то узнаем, что формула эпириокритиков была почти столь же коротка и изящна. Звучит она так: "Материальное - то, что дано нам в ощущении и зависит от нашего сознания".
Как видим, разница лишь в частице "не", однако, принципиальная.
Замечу, что ни Мах, ни Авенариус марксистами не являлись от слова вообще, считались признанными авторитетами и имелю кучу учеников и последователей. Поэтому их идеи были широко распространены и оказывали заметное влияние на философские течения той эпохи.
Если мы, согласно воззрениям эмпириокритиков, способны изменять мир усилием мысли, то нетрудно догадаться, что "отбрасывание старого и косного, тянущего человечество назад" стало идефикс многих деятелей культуры того времени. "Богостроительство" Луначарского наряду с "Эмпириомонизмом" Богданова оказывало влияние на культурную жизнь уже Советской России и закончилось лишь в начале тридцатых, когда всю эту братию пришлось разгонять в том числе и силовыми методами.
Но если мы примем во внимание серьёзность тех идей в то время, то нам не стоит удивляться "Черному квадрату" на месте иконы. Чёрный квадрат, как идеальная неподвижная форма, прекрасно удовлетворял роль Базового элемента нового мира. А супрематизм в целом прекрасно подходил на роль культурного основания для новой человеческой общности. Благо в супрематических этюдах Малевича имелись и пропорции и необходимый визуальный баланс.
На базе супрематизма, в двадцатые годы вырос конструктивизм, который оказал огромнейшее влияние на советскую культуру вообще и архитектуру в частности. Причём, не только у нас, если поискать в яндексе картинки по запросу "конструктивизм в архитектуре", то можно увидеть насколько широко этот стиль распространён в мире.
Так же в СССР зазвучали имена: Татлина, Родченко, Эль Лисицкого и других замечательных художников.
Строился новый мир и ему требовались новые формы. Формы до той поры неведомые.
Но, все кто хоть немного знаком со нравами царящими в "академической" или "творческой" среде, знает, что идиллией там даже не пахнет. И в 1921 году, деятели из культурного объединения "ЛЕФ" (кстати, возглавляемого Маяковским) по сути дела изгнали из страны Кандинского, который к тому времени был воодушевлён идеями супрематизма и горячо их поддерживал.
Оказавшись снова в Германии, Кандинский присоединился к своим старым немецким друзьям, которые в 1919 году основали школу "Баухаус", где стал преподавателем и одним из руководителей.
Но об этом в следующей части.
Отредактировано: Bugi - 12 янв 2020 16:40:40
Лишь старый тролль ползёт всё выше в гору,
Чтобы до солнышка
дотронуться
рукой...
_________________________________________________
бугиаарточкару