Были или нет американцы на Луне?

13,316,152 110,087
 

Фильтр
Alexxey
 
Слушатель
Карма: +219.74
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 6,364
Читатели: 3
Цитата: Вадим Р. от 28.09.2015 05:13:350. Требовался полный перерасчёт дальнейшей траектории, например, по следующим причинам: использование двигателя ЛМ ранее не рассматривалось для коррекции траектории всей связки СМ+КМ+ЛМ, а лишь для ЛМ. Об этом говорит, например Лоувелл в своей книге.


Требовался выбор ранее рассчитанной траектории. А расчёт требовался для манёвра перехода на неё.
Что же, я почитал книгу Лоуэлла.
 
Про якобы "неприспособленность" ЛМ управлять всей связкой там можно найти следующее:
- двигатель ЛМ вне всяких сомнений не сможет обеспечить вариант аварийного спасения "прямой возврат на Землю". По очевидным причинам.
- при попытках уточнить ориентацию гироплатформы по звёздам, Лоуэлл поначалу испытывал очень сильные затруднения с ручным управлением ориентацией всего корабля при помощи РСУ ЛМ, т.к. на тренажёрах, по его словам, не имел достаточного опыта такого управления. Однако вскоре, цитирую, "Он приноровился управлять своим пультом ориентации тяжелого корабля и начал медленно поворачивать его на 360 градусов по всем трем осям. Но он по-прежнему видел через иллюминатор однообразно плотное облако мусора, окружавшее "Водолей".

Зато в книге полным полно мест, из которых явно следует, что и конструкция и системы управления ЛМ были в состоянии управлять "всей связкой", и это было заложено изначально, как и говорится у Шунейко. Не знаю, как можно было не заметить этого при прочтении.
Практически сразу после аварии:
"ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ: - Так, всем успокоиться. У нас есть пристыкованный ЛЭМ. ЛЭМ в работоспособном состоянии, если мы хотим воспользоваться им или его системами для возврата домой."
"- Помнишь, - сказал Либергот, - как мы тогда отрабатывали спасательные процедуры?

Хеселмейер бросил на него озадаченный взгляд.

- Процедуры, где ЛЭМ выступал в роли спасательной шлюпки, которые мы отрабатывали во время той имитации? – повторил Либергот."

При подготовке маневра перехода на свободную траекторию:
"- Сколько это займет времени?

- Я не могу его оценить прямо сейчас, ПОЛЕТ-КОНТРОЛЬ. Мы представим его вам, как только это станет возможным. "Грумман" передала нам процедуру перенастройки автопилота ЛЭМа, которая учитывает неработоспособность командно-сервисного модуля. Предлагаю для отработки процедуры послать на тренажер команду специалистов."
"Испытания, которые провели Янг и Дюк на тренажере, постоянно консультируясь по телефону с компанией "Грумман", показали, что бортовой автопилот в состоянии обеспечить стабильную ориентацию корабля во время запуска двигателя."

Ещё при первых испытаниях ЛМ на околоземной орбите:
"НАСА" приняло решение опробовать некоторые экспериментальные маневры, в которых пристыкованные модули двигались не мощным реактивным двигателем, а маленьким посадочным двигателем ЛЭМа."

И так далее, вплоть до массы таких, например, мелких моментов, как "система пассивного теплового контроля вращала корабль для равномерного обогрева корпуса, что приводило к мельканию солнца в иллюминаторах ЛЭМа", или "Если работа вентиляционной системы ЛЭМа или периодически включающиеся реактивные стабилизаторы не разбудили спящего человека, то дело довершали громкие переговоры Лоувелла и Суиджерта, которые пытались перекричать помехи на линии связи с Землей". Очевидно же, что автопилот ЛМ управляет кораблём двигателями РСУ ЛМ и вполне справляется с этим, несмотря на пристыкованный служебно-командный модуль. И по этому поводу даже особо никто не парится, всю дорогу гораздо больше всех беспокоит время работы СЖО ЛМ.

Относительно якобы необходимости "полного перерасчёта траектории".
Сразу стало ясно, что не годится вариант "прямого возврата на Землю", т.к. он требует длительного включения двигателя СМ на полную тягу. Вариант же использования свободной траектории, в смысле необходимых расчётов, мог быть запланирован на любой момент времени, как до облёта Луны, так и после. С учётом использования двигателя ЛМ, а не СМ, было решено запланировать его как можно раньше, с тем чтобы минимизировать величину необходимого воздействия, а также оставить побольше времени для поправок, если они потребуются.
"Работая совместно со своими командами поддержки, операторы могли рассчитать координаты для так называемого "запуска ПРС в пристыкованном состоянии" – запуска посадочной реактивной системы с пристыкованным командно-сервисным модулем, который планировался, но никогда не испытывался. Этот маневр был беспрецедентным, но, как говорили Бостик и Дейтерих, относительно простым."

"- Разрешите доложить вам то, чем мы сейчас занимаемся. Мы рассчитываем маневр, который, по нашему мнению, переведет корабль на свободный возврат.

- М-м-м, - произнес Ланни уклончиво.

- Наши команды поддержки сейчас готовят все параметры, и через десять минут я получу готовый маневр, который мы сможем выполнить на отметке 61:30 полетного времени."
"- Ответьте, сколько времени займет выполнение того маневра свободного возврата? Можно его произвести в 61 вместо 61:30?

- О, я понял, - сказал Бун, - Я могу. Остается вопрос в выборе курса."
"- Господа, - произнес Ланни на весь зал, - Мы собираемся выполнить маневр выхода на свободный возврат с коррекцией 5 метров в секунду на отметке 61 час. Первым делом, мы хотим вернуться на свободный возврат, а потом выполнить "ПК+2". ДИНАМИКА, немедленно предоставьте данные для отметки 61 час и еще два запасных варианта с шагом 15 минут после нее на случай, если у нас не получится первый.

- Принято, - сказал ДИНАМИКА."
Потом экипаж попросил больше времени на подготовку, и в результате манёвр окончательно утвердили на момент 61:30, когда он и был произведён.
Это по поводу офигенной сложности расчётов для манёвра перехода на свободную траекторию.

Цитата: Вадим Р. от 28.09.2015 05:13:35Так вот, даже если это всё было возможным, то, после 30-секундной работы двигателя на торможение, корабль перешёл с орбиты с периселением 60 миль на орбиту с периселением 130 миль. Но ведь облако обломков никто не тормозил и оно должно было продолжать полёт по старой траектории, уходя на старую орбиту, ближе к Луне, освобождая обзор селенавтам. Но, со слов командира, этого не произошло. Облако так и не дало понаблюдать за звёздами до захода в тень Луны. Почему? Где ошибка или ложь?

Корабль перешёл, да. А облако обломков - нет. Но Вы же не думаете, что корабль в результате манёвра телепортировался в перилуний сразу, правда? Давайте прикинем. В результате манёвра в 61:30 корабль ускорился (а не тормознулся) на 5 м/с. Ожидаемое время скрытия за Луной - 76 часов с чем-то. Время облёта Луны - пол-часа. Где-то в течении этого получаса они и проходили периселений. Последняя неудачная попытка сверить ориентацию гироплатформы по звёздам - около 71 часа. Т.е. через 10 часов после манёвра, за 5 с чем-то часов (и пару десятков тыс. км) до периселения, облако обломков всё ещё мешалось. Нетрудно подсчитать, что к этому моменту корабль"улетел" от центра облака на примерно 180 км вперёд. Двигаясь, замечу, практически одним и тем же с ним курсом. А какой размер был у облака? Инженер Энди Саулиц наблюдал его в телескоп с Земли через какое-то время после аварии, и оценил в 25-30 миль. Каким оно стало через 10 часов? Вполне допускаю, что более 180 км.
Отредактировано: Alexxey - 29 сен 2015 16:51:19
  • +0.00 / 0
  • АУ
Alexxey
 
Слушатель
Карма: +219.74
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 6,364
Читатели: 3
Цитата: Его Уменяевич Нетув от 29.09.2015 09:18:16Так ответ известен.
Из фундаментальных воздействий только гравитационное и возможно.
По расчётам вторая космическая для Аполлона - в районе 1,5 мм/сек (квадратный корень из 2*G*m/R, m=37700 кг, r=2 м).
Так что понятно, что трындит либо книга, либо пересказчик.
Увы, на доказательство не тянет. Мемуары - они такие, да...
Факт добавлен в копилку, аУтор рассказа добавлен в мюнхгаузены.

"Он приноровился управлять своим пультом ориентации тяжелого корабля и начал медленно поворачивать его на 360 градусов по всем трем осям. Но он по-прежнему видел через иллюминатор однообразно плотное облако мусора, окружавшее "Водолей". Включая реактивные струи стабилизаторов, он пытался вылететь из сверкающего облака, но, казалось, будто собственная гравитация корабля, без участия притяжения Луны или Земли, тянет облако за собой, выстроив частицы вдоль траектории, подобно тому, как магнит выстраивает железные опилки вдоль силовых линий."

По-моему очевидно, что про собственную гравитацию корабля он не всерьёз. Художественная книга, художественный образ.
  • +0.00 / 0
  • АУ
15Ю71
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +0.13
Регистрация: 19.07.2015
Сообщений: 28
Читатели: 0
Цитата: Пчёлка от 26.09.2015 21:20:20Ошибочную фразу я зачеркнул, а "Отсюда следует" что в дальнейших фразах нет смысла искать смысл.
 
Правильно будет приблизительно так: свет от Луны, прежде чем достичь наших глаз, проходит через атмосферу. Проходя через неё, он подвергается воздействию атмосферных газов, которые поглощают некоторые части спектра света. Чем толще слой атмосферы, тем больше света поглощается. Когда Луна находится около горизонта, свету от неё, прежде чем его увидит наблюдатель, приходится пройти более долгий путь сквозь нижние плотные слои атмосферы. А когда она стоит высоко, путь будет кратчайшим.Улыбающийся

    Уважаемый Пчёлка, к моему и, надеюсь, к Вашему сожалению, Вы попали в мейнстрим заблуждений, коими страдают 90% местных спорщиков. В миру процент заблуждающихся еще больше. Иногда здравый смысл и обыденная логика подводят и приводят к ошибочным суждением.
    Ну, ничего, попробуем поправить. Я во втором, поправочном, посте сказал, что высота Луны над горизонтом на рассматриваемое явление (окраски ее видимого диска теплыми тонами от желтоватого до красного) не влияет.
    Вы же примешиваете сюда явление  окраски  облаков закатным Солнцем, которое к нашему случаю не имеет  отношения, хоть эти явления одного порядка.  В случае облаков, Вы правы. Они подсвечиваются белым источником света (Солнцем), расположенным близко к горизонту, световой поток от которого проходит через атмосферу с правильно указанными Вами свойствами по хорде касательной к поверхности Земли длиной в сотни километров. Если угол Солнца над горизонтом больше определенного значения (где-то 10-12 градусов) окрашивания не происходит, так как длинны этой хорды при высоте  атмосферы заметной плотности  порядка 20-30 км  для проявления этого эффекта не достаточно.
    До Луны же световой поток от Солнца, если он проходит через атмосферу Земли, всегда идет по хорде с длиной в сотни км. Можете сами рассчитать длину этой хорды при радиусе Земли ~ 6300км и высоте атмосферы в ~20 км. Поэтому, если наблюдатель находится на объекте находящемся на некотором удалении от ночного полушария Земли, он видит ярко-красное кольцо обрамляющее темный земной диск, что подтверждается многочисленными цветными фотографиями с различных космических аппаратов. Вот это светящееся красное кольцо и освещает поверхность Луны, окрашивая ее в красноватые тона. Это и видит наблюдатель с Земли.
    Позавчерашнее Суперлунное затмение подтверждает вышесказанное. Имеется много снимков красноватой Луны, расположенной на небе высоко над горизонтом.
步 步地会到目的
  • -0.02 / 4
  • АУ
15Ю71
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +0.13
Регистрация: 19.07.2015
Сообщений: 28
Читатели: 0
Цитата: slavae от 28.09.2015 20:19:24Кстати, про осколки, маневрирующие вместе с носителем- понравилось )
А главное, все делают вид, как будто никто не задавал вопроса, как будто он не виден ))

    Ну вот, еще один пример заблуждения с точки зрения здравого смысла.
    "В действительности все совершенно не так, как на самом деле." (Копирайт не мой.)
    Все-таки подумайте, прежде чем "бросаться с голыми сиськами на амбразуру" (копирайт опять не мой).
    Извините за сарказм. Я поразмыслил за Вас и вот что,  получилось.
    После взрыва, по окончании переходных процессов все, что хотело улететь улетело, а то, что осталось вышло на орбиты искусственных спутников американского лунного корабля. Все это успокоилось через несколько минут (опять же, что могло столкнуться, то столкнулось, поменяло орбиту или улетело)  привело с созданию устойчивой космической семьи с центром масс внутри объема означенного КА.
    А после придания ускорения центру масс этой системы во время коррекции траектории движения этого КА, значительная часть обломков поехала в месте с ним. Это, на минуточку, законы небесной механики.

    Кстати, уважаемый Вадим Р. Возьмите себя в руки, успокойтесь и, главное, подумайте. Учтите только, что степень автоматизации БСУ КА того давнего времени не идет ни в какое сравнение с современными цифровыми системами АУ, с которыми Вы знакомы. Не надо проецировать сумму нынешних знаний на решения того времени.   И не читайте Шунейко, это Вам только вредит. Я уже писал, там за перебором алгоритмов не видно сути. Будет время, я попробую помочь в решении поставленных Вами вопросов.
Отредактировано: 15Ю71 - 29 сен 2015 20:14:33
步 步地会到目的
  • -0.03 / 7
  • АУ
15Ю71
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +0.13
Регистрация: 19.07.2015
Сообщений: 28
Читатели: 0
Цитата: slavae от 29.09.2015 18:24:42Тебе голову надо лечить, а не форумам рассекать.
Какую систему? Как, чем связаны элементы этой системы?
Ничем!

     Хамишь, мальчиша?
     Хоть мы на брудершафт не пили, отвечу.
     Гравитационным полем КА, у него же масса несколько десятков тонн, а масса большинства обломков граммы и единицы килограмм.
Отредактировано: 15Ю71 - 29 сен 2015 20:45:02
步 步地会到目的
  • -0.02 / 4
  • АУ
Пчёлка
 
russia
Слушатель
Карма: +1.04
Регистрация: 15.12.2013
Сообщений: 208
Читатели: 0
Цитата: 15Ю71 от 29.09.2015 16:22:46Уважаемый Пчёлка, к моему и, надеюсь, к Вашему сожалению, Вы попали в мейнстрим заблуждений, коими страдают 90% местных спорщиков. В миру процент заблуждающихся еще больше. Иногда здравый смысл и обыденная логика подводят и приводят к ошибочным суждением.
   

Скрытый текст

Мне право же жаль, что Вы забыли предмет разговора. Надо было объяснить жёлтый цвет Луны:
Цитата: Cyclop от 24.09.2015 14:04:08

Желтая. Насчет сыра - это домыслы, а вот желтая она - очевидно (=очами+видно). Не согласны?

 Именно это я и сделал. Повторю:
Цитата: Цитата...свет от Луны, прежде чем достичь наших глаз, проходит через атмосферу. Проходя через неё, он подвергается воздействию атмосферных газов, которые поглощают некоторые части спектра света. Чем толще слой атмосферы, тем больше света поглощается. Когда Луна находится около горизонта, свету от неё, прежде чем его увидит наблюдатель, приходится пройти более долгий путь сквозь нижние плотные слои атмосферы. А когда она стоит высоко, путь будет кратчайшим. 
Человечество все равно не способно поставить перед собой задачи, которые оно не может разрешить.
  • +0.01 / 1
  • АУ
Вадим Р.
 
russia
Хабаровск
60 лет
Слушатель
Карма: +125.17
Регистрация: 04.04.2012
Сообщений: 7,176
Читатели: 5
Цитата: Alexxey от 29.09.2015 14:45:291. Требовался выбор ранее рассчитанной траектории. А расчёт требовался для манёвра перехода на неё.
...
 











Скрытый текст

1. Требовался расчёт для перехода на траекторию возврата, исходя из экономии имеющихся сил и средств. Это, кмк, и есть сложность, т.к. заранее не рассматривали случившийся вариант, и то, какими силами и средствами будет располагать КА в случае аварии.
2. Я Вам тоже цитат накидаю: "Аккуратно наклонив джойстик вперед, Лоувелл попытался опустить нос корабля. Корабль внезапно накренился влево, вызвав головокружение. Если систему стабилизации "Одиссея" можно было назвать "упрямой", то аналогичная система на "Водолее", похоже, совсем не слушалась пульта управления.

- Тпру! – сказал Лоувелл, убрав руку с джойстика, - Это же поворот по углу рысканья!

- Она работает не так, как надо, - сказал Хэйз.

- Совершенно не так, как работала раньше.

Как поняли Лоувелл и Хэйз, проблема состояла в сместившемся центре инерции стыкованных модулей. Система ориентации ЛЭМа была разработана для его одиночного полета около Луны. Компьютер тренажера, на котором тренировались Лоувелл и Хэйз, был запрограммирован так, чтобы учесть распределение масс свободно летящего лунного модуля, и пилотам было достаточно короткого выброса реактивных струй, чтобы заставить корабль вращаться в заданном направлении. Но тот ЛЭМ, которым сейчас управлял Лоувелл, был отягощен всеми 28800 кг массы холодного орбитального модуля, выступающего из его крыши. Это сильно сместило центр инерции вверх, в командный модуль или даже дальше, полностью изменив знакомое пилотам ощущение откалиброванных стабилизаторов ЛЭМа."
"Лоувелл, пытаясь научиться управлять стыкованными модулями,..". За пару часов до проведения коррекции командир в растерянности интересуется у членов экипажа: "- Есть какой-нибудь способ управлять этой штукой?.." Чуть далее: "Снова и снова Лоувелл передавал на Землю обескураживающие данные ориентации, но ни один из его отчетов не был так уж нужен. Индикаторы углов вращения отображали на навигационных терминалах Центра управления все необходимые данные о неустойчивой ориентации ЛЭМа." Т.е. можно сделать однозначный вывод: спасение всего КА с помощью ЛМ не отрабатывалось на Земле. А ещё через полстранички: на наземных тренажёрах дублёрам удалось выяснить, что и автопилот должен справиться. Т.е. каким-то образом за считанные час-два тренажёр управления ЛМ был перенастроен для отработки управлением всей связкой.
3. "Полетные планы и наземных служб и астронавтов предусматривали набор готовых сценариев возврата, известных как "блоки данных для маневра", которые содержали необходимые координаты корабля, положения дросселя и другую информацию для самых вероятных ситуаций возврата экипажа. Было несколько блоков данных для "прямых возвратов", "блоки данных" для различных возвратов "ПК+2", блоки данных для возврата, при котором корабль остается на траектории свободного возврата и требуется легкий толчок для выхода на прямую. Все эти планы предусматривали наличие работоспособного командного модуля, работоспособного сервисного модуля и ЛЭМа, который в самом лучшем случае рассматривался, как рабочий придаток. Просматривая свой блок данных, Бостик и Дейтерих не ожидали обнаружить готовый сценарий возврата, удовлетворявший текущей ситуации. Они его и не нашли." Исчерпывающе?
4. Облако обломков своим ярким отражённым светом мешало видеть звёзды вплоть до входа КА в тень Луны и при прохождении этой тени облако чёрным пятном заслоняло звёзды. Вход в тень Луны был зафиксирован через 15ч12м24с после коррекции. Корректирующий импульс я увидел у В.И.Левантовского, "Механика космического полета в элементарном изложении", издание третье, дополненное и переработанное, М., "Наука", ГРФМЛ, 1980, гл. 12, стр. 268-290: "Корректирующий импульс 11,3 м/с перевел в 8 ч 43 мин корабль на траекторию облета Луны с возвращением в атмосферу..." Данные по второй послеаварийной корректировке почти одинаковы во всех источниках (5 секунд на минимальной тяге, потом 21 секунду – на сорока процентах и, наконец, 4 минуты на полной тяге с увеличением скорости на 260м/сек у Лоувелла и 4мин21сек с увеличением скорости на 265 м/сек у Левантовского). Мой собственный примерный расчёт изменения скорости, исходя из временной диаграммы работы двигателя ЛМ, тоже даёт (при 5сек 10% тяги, 25сек 40% тяги во время первой корректировки) изменение скорости около 11 м/сек. Так что 5 м/сек Лоувелла тоже можно записать в подозрительный косяк. Итого на выходе вычислений получаем выход из облака мусора на 600 км. На таком расстоянии целые спутники  выглядят искоркой, а уж мелкий обломок вряд ли будет заметен вообще. Но даже если принять изменение скорости в 5 м/сек, то к моменту входа в тень расстояние будет порядка 250 м/сек. Это больше апогея НОО Союза-ТМА. Будет ли на таком расстоянии космический мусор мешать наблюдать Антареса и Нунки (первые обнаруженные ими звёзды) соответственно 1 и 2 звёздной величины? Земным наблюдателям не мешает.
   Подкину ещё косячок насовских мифотворцев: Лоувелл упоминает, что в обесточенном КМ, превращённом ими в спальню, вокруг селенавтов быстро образовывался "кокон" тёплого воздуха из-за отсутствия принудительной вентиляции и естественной конвекции, что характерно для невесомости. Но по тем же самым причинам вокруг спящего в невесомости человека быстро образуется "кокон" выдыхаемого воздуха с большим содержанием углекислого газа, что уже опасно для здоровья и самочувствия. Тем не менее, эту проблему он не отмечает, они спокойно спали по нескольку часов в таком удушающем коконе, при том, что сам объём КМ около 6 куб.м (примерно объём грузового лифта), в таком помещении вредная концентрация углекислого газа (около 15% от объёма кислорода) накопилась бы уже через 30 часов сна одного человека даже при идеальнойой вентиляции, ведь углекислый газ дезактивировался только в ЛМ и газообмен между КМ и ЛМ был только за счёт диффузии через тоннель ок.80см в диаметре. А без вентиляции внутри образовавшегося уклекислого "кокона", боюсь, ни один селенавт не проснулся бы у них. Но - молчок. Киборги, чо...
Отредактировано: Вадим Р. - 01 окт 2015 03:31:35
  • +0.05 / 5
  • АУ
Пикейный жилет
 
Слушатель
Карма: +66.78
Регистрация: 18.12.2012
Сообщений: 3,577
Читатели: 2
Цитата: Ещё один  инженер от 29.09.2015 03:14:51Если ты такой тупой ненаблюдательный, какая цена твоему мнению?


И как? Самоутвердился как инженер? Полегчало? Возми медаль и конфетку с полочки. Молодец.
  • -0.01 / 3
  • АУ
Вадим Р.
 
russia
Хабаровск
60 лет
Слушатель
Карма: +125.17
Регистрация: 04.04.2012
Сообщений: 7,176
Читатели: 5
Цитата: 15Ю71 от 29.09.2015 17:50:281. ... Я поразмыслил за Вас и вот что,  получилось.
    После взрыва, по окончании переходных процессов все, что хотело улететь улетело, а то, что осталось вышло на орбиты искусственных спутников американского лунного корабля. Все это успокоилось через несколько минут (опять же, что могло столкнуться, то столкнулось, поменяло орбиту или улетело)  привело с созданию устойчивой космической семьи с центром масс внутри объема означенного КА.
    А после придания ускорения центру масс этой системы во время коррекции траектории движения этого КА, значительная часть обломков поехала в месте с ним. Это, на минуточку, законы небесной механики.

2.  Кстати, уважаемый Вадим Р. Возьмите себя в руки, успокойтесь и, главное, подумайте. Учтите только, что степень автоматизации БСУ КА того давнего времени не идет ни в какое сравнение с современными цифровыми системами АУ, с которыми Вы знакомы. Не надо проецировать сумму нынешних знаний на решения того времени.   И не читайте Шунейко, это Вам только вредит. Я уже писал, там за перебором алгоритмов не видно сути. Будет время, я попробую помочь в решении поставленных Вами вопросов.

1. Тяга двигателя ЛМ придала Аполлону-13 в максимуме ускорение на участке коррекции примерно 0,4м/сек2, что примерно в 1,4 миллиарда раз больше ускорения свободного падения обломков на Аполлона-13 в радиусе 100м. Сомневаюсь, что разлетевшиеся обломки успели бы догнать его. Это, типа, законы НьютонаУлыбающийся
2.Улыбающийся Спасибо за заботу, но я абсолютно спокоен, мне просто интересно. Шунейко я пробежал глазами разок по диагонали, думаю, доза вреда была небольшая. Но понял, что для расчёта таких траекторий применяется метод последовательных приближений - не самый быстрый метод, но как раз для машинных вычислений часов так на несколько сот времени в те годы. Надеюсь, у Вас найдётся время для аргументированного ответа.
Отредактировано: Вадим Р. - 29 сен 2015 23:46:53
  • +0.01 / 1
  • АУ
Михаил Бack
 
russia
Кемерово
Слушатель
Карма: +83.48
Регистрация: 30.09.2014
Сообщений: 1,230
Читатели: 0

Бан в ветке до 09.12.2024 16:03
Тред №1000955
Дискуссия   128 0
Безусловно, так. Если на А13 чего-то хлопнуло с образованием обломков, значит взрыв был достаточно сильным, чтобы поотрывать части конструкции - соответственно обломки получили ускорение и должны рассеяться в пространстве. С какой стати им висеть рядом? Благодаря гравитационному взаимодействию? Его сила близка к нулю и силе взрыва противостоять не смогла бы. Да, возможно, что-то улетало не особо шустро, однако говорить о плотном облаке, окружившим А13 и мешающем наблюдениям – это просто не серьёзно.
  • +0.02 / 2
  • АУ
Alexxey
 
Слушатель
Карма: +219.74
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 6,364
Читатели: 3
Цитата: Вадим Р. от 29.09.2015 20:59:37Исчерпывающе?

Нет, потому что это большей частью драматургия и лирика, нормальное явление в художественном произведении. Я же специально старался приводить цитаты, касающиеся проверяемых фактов.
- Ещё в марте 1969 года на Аполлоне в составе СМ+КМ+ЛМ испытывались манёвры с применением посадочного двигателя ЛМ.
- Сразу после аварии "Грумман" передаёт в ЦУП процедуру перенастройки ЦАП ЛМ, учитывающую неработоспособность основного блока. Не изобретает что-то на ходу, а именно передаёт готовую.
- Автопилот ЛМ всю дорогу выполняет целый ряд "второстепенных" задач по управлению кораблём, на которых в книге не акцентировано большого внимания, а упомянуто походя: тепловой контроль корабля, ориентация перед манёвром, нацеливание сканирующего телескопа на Солнце, и т.д. и т.п. Всё это делается теми же системами и двигателями, свою эпическую борьбу с которыми в ручном режиме Лоуэлл так красочно описал, и которая Вам почему-то одна запала в память. А это всё работа программ ЦАП ЛМ. Могла ли она быть столь гладкой, если бы не была предусмотрена штатно? Разумеется нет.
Уже этого достаточно, чтобы констатировать, что упомянутые у Шунейко возможности системы управления ЛМ работать во всех конфигурациях, включая корабль "Аполло", были заложены в А-13, и это не поздняя доработка для А14-17, как Вы предположили.
Цитата: Вадим Р. от 29.09.2015 20:59:37Так что 5 м/сек Лоувелла тоже можно записать в подозрительный косяк.

Согласен про косяк, хотя для художественного произведения не вижу ничего особо подозрительного.
В самом деле, в оригинале у Лоуэлла также фигурирует 16 feet per second, а вот в Apollo 13 Mission Operations Report аж 40 fps, т.е. даже больше 12 м/с. Однако зря Вы считаете положение корабля и облака на момент облёта Луны. Во-первых, к тому моменту облако не помешало бы нормально сориентироваться по звёздам в любом случае, благодаря уходу в тень Луны. А во-вторых, к тому моменту это уже могло совсем никому не понадобиться. Напомню, что суть печали была в необходимости проверить ориентацию гироплатформы, которую экипаж выставлял вручную, по платформе КМ перед её отключением, и если они сильно ошиблись, то до периселения могли и не долететь, а впилиться в Луну например. Так что навигация по звёздам была необходима гораздо раньше, за несколько часов и много тыс. км до облёта Луны. Последние неудачные попытки описаны в книге на момент ок +10 часов от момента манёвра. Вот на этот отрезок и прикидывайте траектории и реальность или нереальность того, что облако могло создать помехи.
Отредактировано: Alexxey - 30 сен 2015 02:57:49
  • +0.00 / 0
  • АУ
15Ю71
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +0.13
Регистрация: 19.07.2015
Сообщений: 28
Читатели: 0
Цитата: slavae от 29.09.2015 21:34:04Отлично! А теперь рассмотрим сумму векторов сил, когда килограммовый осколок летит со скоростью  километров в секунду, с притяжением стотонной массы )))

   Раз, у Вас отлично, тогда и у меня хорошо.
   Напоминаю, что я уже сознавался в недостаточном знании конкретной фактологии обсуждаемой аварии.  Но и у Вас нет данных о распределении масс остатков взрыва. Напомните, что там все-таки взорвалось? ЕМНИП, это были топливные элементы...  И с чего вы взяли, что на КА взорвалось что-то подобное бризантному  ВВ?  Опять же, КМК речь шла о разрушении, какой-то тонкостенной оболочки от избыточного давления у нее внутри. Когда, например,  Вы гоните самогон у себя на кухне (не обижайтесь) и у Вас по недосмотру лопается от перегрева емкость с брагой, что моментально вылетают оконные рамы и рушится здание, в котором Вы проживаете?  Ни у Вас, ни у меня нет  распределения скоростей остатков "взрыва". Про какие км в сек Вы говорите? Здесь важна относительная скорость отлета  этих остатков от КА, а она Вам неизвестна, Вы только предполагаете.
   Признаю, что с килограммовыми осколками я погорячился. Но если в остатках "взрыва" была жидкая фаза, которая была распылена на мелкие капли (которые затем превратились в кристаллики льда), подсвеченные Солнцем, то "облако светящихся осколков", двигающееся вместе с КА и мешающее визуальной ориентации вполне реально. Попробуйте доказать невозможность такого явления. Ждем-с.
   Вспомнился случай из отечественной практики. Во время движения по  переходной орбите КА массой чуть более трех тонн  в связке с разгонным блоком, в монет второго включения  ДУ последнего, произошла утечка одного и компонентов  ракетного топлива. В результате вокруг КА образовалось мелкодисперсное облако, которое помешало работе датчиков ПОЗ и ПОС, хотя связка шла с ускорением. Была потеряна ориентация  и КА был утерян.
   Нашел расчеты второй космической скорости для корабля "Аполлон".  У меня получилось то же самое значение, что и автора расчета (где-то около полутора метров в минуту).  И о чем это говорит? Что не возможно существование "обломков" с такой относительной скоростью? И почему?
步 步地会到目的
  • -0.05 / 7
  • АУ
15Ю71
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +0.13
Регистрация: 19.07.2015
Сообщений: 28
Читатели: 0
Цитата: slavae от 29.09.2015 22:39:58Ага, летит в космосе 80-тонный вагон с алюминиевыми чушками.
Одна чушка вылетает из вагона, и летит рядом.
Вагон начинает заворачивать направо.
И чушка !!!! притягивается и поворачивает тоже!!!
Ура. На форуме изобрели новые законы природы!!! Правда, после проверки они окажутся слегка гнутыми, ну а что делать, такова судьба всего нового ))

Еще один перл не обремененного знаниями разума. Обыденная логика опять подкачала.
В Вашем случае, если центр масс системы чушка - вагон не изменяет своего относительного положения (а при каких характеристиках системы это будет происходить, подумайте сами) и находится внутри объема вагона, будет именно так, как Вы написали.
Почему Луна не отваливается от Земли,  когда последняя постоянно заворачивает при движении по своей эллиптической орбите под действием центростремительной силы, вызванной притяжением Солнца?
Новых законов никто на форуме не изобрел - это все те же законы Кеплера.
步 步地会到目的
  • -0.06 / 8
  • АУ
15Ю71
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +0.13
Регистрация: 19.07.2015
Сообщений: 28
Читатели: 0
Тред №1001017
Дискуссия   206 1
В догонку.
Господа оппоненты, пожалуйста, не обожествляйте математические выкладки. Голая арифметика, к тому же сильно упрощенная, не дает понимания физики описываемых ее явлений. Необходимо понимать онтологию и учитывать гносеологию познаваемых сущностей. А это, к сожалению, не очень легко.
Dixi et.
步 步地会到目的
  • -0.06 / 8
  • АУ
Вадим Р.
 
russia
Хабаровск
60 лет
Слушатель
Карма: +125.17
Регистрация: 04.04.2012
Сообщений: 7,176
Читатели: 5
Цитата: Alexxey от 30.09.2015 00:45:351. Нет, потому что это большей частью драматургия и лирика, нормальное явление в художественном произведении. Я же специально старался приводить цитаты, касающиеся проверяемых фактов.
- Ещё в марте 1969 года на Аполлоне в составе СМ+КМ+ЛМ испытывались манёвры с применением посадочного двигателя ЛМ.
- Сразу после аварии "Грумман" передаёт в ЦУП процедуру перенастройки ЦАП ЛМ, учитывающую неработоспособность основного блока. Не изобретает что-то на ходу, а именно передаёт готовую.
- Автопилот ЛМ всю дорогу выполняет целый ряд "второстепенных" задач по управлению кораблём, на которых в книге не акцентировано большого внимания, а упомянуто походя: тепловой контроль корабля, ориентация перед манёвром, нацеливание сканирующего телескопа на Солнце, и т.д. и т.п. Всё это делается теми же системами и двигателями, свою эпическую борьбу с которыми в ручном режиме Лоуэлл так красочно описал, и которая Вам почему-то одна запала в память. А это всё работа программ ЦАП ЛМ. Могла ли она быть столь гладкой, если бы не была предусмотрена штатно? Разумеется нет.
Уже этого достаточно, чтобы констатировать, что упомянутые у Шунейко возможности системы управления ЛМ работать во всех конфигурациях, включая корабль "Аполло", были заложены в А-13, и это не поздняя доработка для А14-17, как Вы предположили.

2. Согласен про косяк, хотя для художественного произведения не вижу ничего особо подозрительного.
В самом деле, в оригинале у Лоуэлла также фигурирует 16 feet per second, а вот в Apollo 13 Mission Operations Report аж 40 fps, т.е. даже больше 12 м/с. Однако зря Вы считаете положение корабля и облака на момент облёта Луны. Во-первых, к тому моменту облако не помешало бы нормально сориентироваться по звёздам в любом случае, благодаря уходу в тень Луны. А во-вторых, к тому моменту это уже могло совсем никому не понадобиться. Напомню, что суть печали была в необходимости проверить ориентацию гироплатформы, которую экипаж выставлял вручную, по платформе КМ перед её отключением, и если они сильно ошиблись, то до периселения могли и не долететь, а впилиться в Луну например. Так что навигация по звёздам была необходима гораздо раньше, за несколько часов и много тыс. км до облёта Луны. Последние неудачные попытки описаны в книге на момент ок +10 часов от момента манёвра. Вот на этот отрезок и прикидывайте траектории и реальность или нереальность того, что облако могло создать помехи.

1. Со слов Лоувелла, ранее с использованием двигателя ЛМ манёвры рассматривались (но не отрабатывались на тренажёрах), но лишь как дополнительная опция к работающему оборудованию КМ и СМ. Манёвры ЛМ также отрабатывались для использования его в качестве спасательной шлюпки (по Вашей же цитате), а не орбитального буксира. Столкнувшись с такой необходимостью, все специалисты и экипаж были в непонятках. Но, буквально за пару часов испытаний наземного тренажёра, проведённых дублёрами в это же время, всё стало ясно, как божий день. Осталось внести поправки в настройку бортового компьютера по результатам этих экспресс-тестов. Хотя Лоувеллу тоже за это время стало кое-что ясно: что он вручную управлять этой штуковиной с достаточной точностью не может, после чего он вообще бросил ручку управления. Почему Вы решили, что из "Груммана" передали некие заранее разработанные инструкции? Нигде не сказано, что они были уже готовы. Более того, с гордостью указывается, что были использованы недокументированные возможности оборудования, т.е. это был экспромт. Просто в "Груммане" работают такие крутые специалисты, которые по телефону могут за два часа разработать процедуру автоматического управления целым кораблём с помощью спасательной шлюпки. Остальное - вопрос веры в невыносимую крутизну американцев вообще и специалистов "Груммана" в частности, очевидно. На мой дилетантский взгляд это невозможно.
2. Ну, если верить хронологии событий, то астронавигация им вообще в полёте не понадобилась. Достаточно было стартовых установок гироплатформы (которые вообще-то "уплывают" через несколько часов и требуют по регламенту поправку по астронавигации).Чисто для души был проведён т.н. "солнечный" тест, который с точностью что-то около градуса подтвердил, что если "Made in USA", то за ними проверять - только зря время терять. Всё и так отлично, ничто никуда не уплывает, всё сходится тютелька в тютельку в любых непредвиденных обстоятельствах. Опять же вопрос веры и религии. Меня же интересовали в этой связи лишь их наблюдения за обстановкой. Вплоть до захода в тень Луны наблюдения за звёздами были невозможны из-за паразитной подсветки неба обломками и газами.
"... - Я полагаю, нам надо отказаться от этих звезд, - предложил Рассел.

- Если их нельзя рассмотреть, - сказал Дейтерих, - то по ним нельзя ориентироваться.

- Я считаю, что надо дождаться, когда мы будем за Луной, - продолжил Рассел, - В ее тени мусор уже не будет так светиться..."
И это на расстоянии свыше 600 км до них. МКС летает на в полтора раза меньшем расстоянии от Земли. Так что вполне себе подходящая контрольная точка входа в тень Луны. Не для астронавигации, конечно, которая стопроцентному американцу не нужна, а для констатации факта, что вот давеча обломки делали наблюдения невозможными, а нонеча - Бога ради.
Отредактировано: Вадим Р. - 30 сен 2015 12:08:43
  • +0.05 / 5
  • АУ
Вадим Р.
 
russia
Хабаровск
60 лет
Слушатель
Карма: +125.17
Регистрация: 04.04.2012
Сообщений: 7,176
Читатели: 5
Цитата: 15Ю71 от 30.09.2015 02:30:09В догонку.
Господа оппоненты, пожалуйста, не обожествляйте математические выкладки. Голая арифметика, к тому же сильно упрощенная, не дает понимания физики описываемых ее явлений. Необходимо понимать онтологию и учитывать гносеологию познаваемых сущностей. А это, к сожалению, не очень легко.
Dixi et.

"- Товарищ полковник, а почему там у вас в формуле косинус равен трем?
- А в чем дело, товарищ курсант?
- Да вот нам на математике говорили, что косинус не бывает больше единицы...
- Идиоты, сразу видно, что гражданские, я вам больше скажу - в военное время значение косинуса может достигать пяти!!!"
Отредактировано: Вадим Р. - 30 сен 2015 06:22:55
  • +0.04 / 6
  • АУ
Михаил Бack
 
russia
Кемерово
Слушатель
Карма: +83.48
Регистрация: 30.09.2014
Сообщений: 1,230
Читатели: 0

Бан в ветке до 09.12.2024 16:03
Цитата: 15Ю71 от 30.09.2015 01:11:24если в остатках "взрыва" была жидкая фаза, которая была распылена на мелкие капли (которые затем превратились в кристаллики льда), подсвеченные Солнцем, то "облако светящихся осколков", двигающееся вместе с КА и мешающее визуальной ориентации вполне реально. Попробуйте доказать невозможность такого явления. Ждем-с.

Ну, если оч.хочется "облака", то конечно, пусть будет, почему бы и нет. Но вот по мне при наличии под боком СЕРЬЁЗНОЙ нагревалки в виде Солнца жидкость должна бы перейти в газообразную фазу, а не в твёрдую, сухой же остаток выметен солнечным давлением. Не вмиг, но, скажем, в течении часа.
Отредактировано: Михаил Бack - 30 сен 2015 09:44:49
  • +0.04 / 4
  • АУ
Михаил Бack
 
russia
Кемерово
Слушатель
Карма: +83.48
Регистрация: 30.09.2014
Сообщений: 1,230
Читатели: 0

Бан в ветке до 09.12.2024 16:03
Цитата: 15Ю71 от 30.09.2015 01:11:24Вспомнился случай из отечественной практики. Во время движения по  переходной орбите КА массой чуть более трех тонн  в связке с разгонным блоком, в монет второго включения  ДУ последнего, произошла утечка одного и компонентов  ракетного топлива. В результате вокруг КА образовалось мелкодисперсное облако, которое помешало работе датчиков ПОЗ и ПОС, хотя связка шла с ускорением. Была потеряна ориентация  и КА был утерян.

Как-то сразу возникает подозрение, что это формулировка из заключения комиссии, а причина потери КА всё-таки не в светонепроницаемом облаке.
  • +0.04 / 6
  • АУ
Михаил Бack
 
russia
Кемерово
Слушатель
Карма: +83.48
Регистрация: 30.09.2014
Сообщений: 1,230
Читатели: 0

Бан в ветке до 09.12.2024 16:03
Тред №1001073
Дискуссия   88 0
На всякий случай вспомним о кометах. Не десять тонн, а десять тысяч тонн льда, ну тает при достаточном нагреве, ну испаряется. Ну и получится должно (по логике обсуждаемой выдумки) ОБЛАКО вокруг массивного ядра, не так ли? На деле, как известно, не так. То есть облако (относительно хвоста совсем не великое) есть, но процессы таяния достаточно интенсивны для того, чтобы продукты таяния преодолевали притяжение ядра и улетали в направлении движения; затем солнечный ветер весьма быстро размазывает это вещество широким конусом. 
  • +0.03 / 3
  • АУ
Cyclop
 
belarus
Минск
45 лет
Слушатель
Карма: +72.71
Регистрация: 04.03.2008
Сообщений: 3,401
Читатели: 1
Цитата: Пчёлка от 29.09.2015 20:59:36Мне право же жаль, что Вы забыли предмет разговора. Надо было объяснить жёлтый цвет Луны:


Вы прекрасно все объяснили. Но есть нюанс: почему была обойдена вниманием версия того, что сам снимок был поддельным, а "Луна" была имитирована желтым светильником?

Поясню проблему. Недавно было интересное явление, названное суперлунием, и свежие фото Луны имеются в избытке:






Луна желтая, и белая, и красная - и все в одну ночь. И никто в здравом уме не сомневается, что на снимках именно подлинная Луна, то самое небесное тело, являющееся спутником нашей планеты. И на вопрос, почему цвет разный, мозг начинает искать причины, приводящие к этому эффекту, еще раз подчеркну - не задерживаясь на идее возможной фальсификации.

Но стоит предъявить фотографию Луны с серой поверхностью, у ряда граждан внезапно атрофируется способность к поиску причины самого цвета! Как будто срабатывает стопор какой-то, право слово. "Понятно же, что это съемочная площадка, засыпанная цементом". Вот откуда такое расщепление сознания, хотелось бы понять.
Отредактировано: Cyclop - 30 сен 2015 11:01:05
  • +0.03 / 5
  • АУ
Сейчас на ветке: 77, Модераторов: 0, Пользователей: 1, Гостей: 2, Ботов: 74
 
газотрон